"Поднятый на корабле ВМФ Государственный флаг страны является
символом государственного суверенитета, а Военно-морской - боевым
знаменем корабля”, - читаем мы в Корабельном уставе. Как же родилась в
Российском флоте эта замечательная и, может быть, самая важная флотская
традиция, с давних пор узаконенная уставом, - поднимать и носить
Государственный и Военно-морской флаги, а также ряд других флагов?
Русские летописи, а также старые русские историки, вроде Карамзина
или Соловьева, описывая столкновения русских с половцами обычно
причиной походов (чуть не написал набегов, что, возможно, было бы
правильно) русских войск в половецкие земли называли стремление
отомстить за вред и обиды, нанесенные половцами. Русские в этих
эпизодах обычно выступают стороной пострадавшей ранее и пытающейся
отомстить своим врагам. Но в последнее время труды русских ученых
ставят под сомнение такую картину. Походы русских на половецкие земли
выглядят обычными набегами за добычей и рабами, и столкновения с
половцами бывали часто менее ожесточенными, чем усобицы русских между
собой.
Из всех названий городов
Псковской области особенно интересным представляется имя Псков, которое
связано, конечно, с названием реки (Пскова). Формы его имени в древних
источниках разнообразны: Пьсков, Пъсков, Пськов, Пльсков, Плесков и
т.п.; древнейшей из них является безусловно Пьсков, на что обращали
внимание академики А.И.Соболевский, А.Г.Преображенский и др. Объяснение
Плесков от «плескати» абсолютно исключено, так как название мест на -ов
от глаголов не образуются. Форма Пльсков, Плесков относительно поздняя,
но особенно широко она распространяется в XII-XIII веках, встречаясь
как в русских, так и в немецких актах и других источниках.
1 августа 1939 года под
гром оркестров торжественно открылась главная выставка Страны Советов – тогда
она называлась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Руководство страны
хотело продемонстрировать миру успехи колхозного строительства и показать
счастливую жизнь крестьян, добивавшихся рекордных урожаев на преобразившихся
коллективных полях. Естественно, что убедительнее было бы свозить журналистов в
процветающие колхозные деревни, но до них еще надо доехать по российскому
бездорожью, а до этого – и обустроить их или хотя бы привести в должный вид.
Оказалось, что проще создать элементы образцовой деревни прямо с Москве.
Среди уютных уголков Москвы
особенной любовью пользуются монастыри – места намоленные, сокровенные, святые.
А по весне особо привлекательна именно Новоспасская обитель (Крестьянская
площадь, 10). В первую очередь, конечно, потому, что до нее можно добраться
двумя способами – и по суше, и по воде. Ведь на Москве-реке уже открыта
навигация.
Чистые пруды - один из
техрайонов Москвы , история которого
сохранилась не только в учебниках и летописях. Белые лебеди все так же, как и
сто лет назад, скользят по поверхности воды, а влюбленные пары, мамы с
колясками и пожилые эстеты прохаживаются вдоль аллей. Здесь все так же цветут
старые кряжистые липы, а каштаны изящно тянут бело-фиолетовые свечи навстречу
новому дню. И даже новостройки, которые появились в последние годы, не
разрушают внешний облик старинных кварталов.
Невозможно представить
старую Москву без лихих извозчиков, которые, как в песне Утесова, «мчались
вдаль стрелой, искры сыпались с булыжной мостовой». Но позволить себе
прокатиться на извозчике мог далеко не каждый москвич. Удовольствие было не из
дешевых.
Московские извозчики
делились на несколько категорий. Самые дешевые экипажи были у «ванек», которые
приезжали в Москву из деревень на своих лошадках, иногда брали лошадей у хозяев
в аренду. «Ваньки» просили недорого, работали много, готовы были ехать, куда
прикажут. Но не всякий москвич сядет в их колымаги. Небогатые мещане, мелкие
чиновники, приказчики, простой люд, разжившийся лишней копейкой, - это клиенты
«ванек».
Характерной особенностью
русского культурного развития петровской эпохи был светский характер культуры,
ослабление духовного господства Церкви в обществе.
Просвещение, наука, техника.
Строительство каналов,
мостов, мануфактур, развитие военной техники, кораблестроения послужило сильным
толчком к распространению светского образования и научных знаний. Увеличилась
потребность в грамотных людях и подготовленных специалистах.
Норманны добивались
прочного подчинения славянских земель, там, где им удавалось привлечь на свою
сторону местную знать. Но их насилия наталкивались на жесткое сопротивление.
Свидетельством тому служит история уличей и древлян. Потеряв Пересечень, уличи
не пожелали платить дань Свенельду, а ушли в низовья Буга и Днестра "и
седоша тамо". Нуждаясь в средствах на содержание дружины, Свенельд стал
домогаться раздела киевской дани. Игорь принужден был уступить ему дань с
богатой Деревской земли, расположенной поблизости от Киева: "Вдает же дань
Деревъскую Свенельду и имаше по чърне куне от дыма". Уступка вызвала ропот
среди других киевских ярлов (военные предводители из знати). По настоянию
дружины Игорь отправился к древлянам для повторного сбора дани и был ими убит.
В списке первых награжденных орденом Красного Знамени четвертая
строка густо замазана черной краской. Под ней прячется неожиданная,
непривычная для советского человека, воспитанного на "Кратком курсе" и
литературе соцреализма, фамилия - МАХНО. Революционер-анархист,
народный герой, предводитель крестьянской войны, которого до недавних
пор мы считали бандитом, эпилептиком, маньяком-убийцей...
КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН
НЕСТОР
ИВАНОВИЧ МАХНО родился в 1888 г. в селе Гуляй-Поле Екатеринославской
губернии. Он был пятым ребенком в бедной крестьянской семье и с раннего
детства узнал, как достается кусок хлеба. Уже в 7 лет мальчик работал
подпаском, а после окончания 4 классов приходской школы был отдан в
ученики к столяру.
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это
подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены
семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа,
капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические
культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в своем развитии
северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях,
плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние
земледельческие традиции, а также имели давние связи с
рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.
О бурной эпохе Петра I в
наши дни написано несметное количество книг и статей - деяния
царя-преобразователя того стоят. Со свойственной ему энергией Петр отдавался и
организации лесного хозяйства в России. Его с полным основанием можно считать
первым лесоводом России. За годы правления Петр подписал более ста указов,
распоряжений и инструкций, относящихся к сбережению и рациональному
использованию лесных богатств. Близкий к Петру Андрей Нартов (крупнейший в то
время механик и машиностроитель) отмечает в своих заметках: "О разведении
и соблюдении лесов были государевы многие указы строгие, ибо сие было из
важнейших его предметов". Однако и заботы о лесном хозяйстве подчинялись
главному делу Петра - превратить Россию из страны сухопутной в державу морскую.
Предпосылками к опричнине
было то,что правительство Грозного состояло из бояр, объединившихся в одной
цели овладеть московской политикой и направить ее по-своему. "Избраннная
рада”,состоя из потомков удельных князей, "княжат”, вела политику именно
княжескую и поэтому должна была рано или поздно прийти в острое столкновение с
государем сознающим свое полновластие; а так же правительство царя не могло
вполне успешно вести преобразовательное дело по той причине, что в нем самом не
было согласия и единодушия.
Отсутствие элементарной
культуры потребления водки у народных масс, порождённое многовековым
существованием кабака без еды, препятствовало любым реформам, направленным на
ограничение потребления водки в России. Вот почему после провала реформы
акцизной системы и полной неспособности акцизных установлении регулировать
производство и потребление водки в стране широкая общественность, и прежде
всего учёные во главе с Д.И. Менделеевым, а также ряд государственных деятелей
и видных юристов выступили в поддержку введения в России государственной
водочной монополии.
1386-1398 годы. Генуэзские
купцы впервые привозят виноградный спирт (аквавиту) в Россию. Он становится
известным при великокняжеском дворе, но не производит впечатления. Отношение к
нему нейтральное, как к чему-то мелкому, частному, экзотическому, России и её
народа совсем не касающемуся.
1429 год. В Россию вновь и
в большом количестве поступают образцы аквавиты как из Флоренции (Италия),
завезенные русскими и греческими монахами и церковными иерархами, так и
генуэзские, из Кафы, транзитом провозимые через Московское государство в Литву.
На сей раз это «зелье» признано вредным; следует запрет на его ввоз в
Московское государство.
Сегодня, путешествуя по
центру города, мы можем бросить мимолетный взгляд на здание, в котором
лакомился яствами Александр Сергеевич Пушкин. Ведь в пушкинском стихотворении
«Дорожные жалобы» -
В разных районах итальянского
города Мессина, расположенного на севере Сицилии, туристы могут встретить улицы
с похожими названиями: «Улица русских моряков», «Улица русских моряков
Балтийской эскадры», «Улица российских моряков-героев 1908 года». А на здании
местного муниципалитета увидят памятную доску с надписью: «В память щедрой
помощи, оказанной экипажами русских военных кораблей: «Богатырь», «Цесаревич»,
«Макаров», «Слава» – жителям Мессины, пострадавшей от землетрясения 28 декабря 1908 г.». Что же такого
сделали российские моряки, что жители города уже больше ста лет хранят о них
благодарную память?
Эту статью я сначала хотел поместить в раздел "Славные дети Отечества", но подумав, решил, что тот человек, о котором пойдет здесь речь, вряд ли достоин так называться!!!
Этот человек на протяжении
долгого времени держал в каком-то гипнотическом трансе весь российский царский
двор, и лишь его смерть смогла развеять чары.
Убийство по политическим
причинам заняло уважаемое место в истории России. За всё время существования
этого государства ни одна династия царей не обошлась без смертей по причине
убийства. Однако одно из самых скандальных убийств связано с именем не дворянина
или политика, а простого крестьянина Григория Распутина.
Ни одно здание в Москве не
окружало такое количество легенд и слухов, как знаменитую Сухареву башню.
Московские кладоискатели считали, что именно в её подвалах и стенах спрятаны
таинственные клады чародея и чернокнижника Брюса. Именно в этой башне чаще
всего видели приведений, а для поимки одного из них даже вынуждены были
пригласить из Петрограда знаменитого сыщика Ивана Путилина. Сухарева башня два
столетия была зримым образом Москвы, соперничая с Кремлем и храмом Василия
Блаженного. История Сухаревой башни
древна и запутана, многие её страницы все-то покрывают белые пятна. Тем
интереснее попытаться отделить правду от вымысла.
28 декабря 1857 года, в Купеческом собрании в Москве в честь лучших представителей предпринимательских слоев России был дан торжественный обед. Ванны с
шампанским, конечно же, не стояли, и русских красавиц с ног до головы черной
икрой никто не вымазывал, но «гудеж» был такой, что, казалось, будто
светопреставление началось.
Когда-то территория Москвы ограничивалась окружной железной дорогой, по
обе стороны которой тянулись серые ленты асфальта, носившими громкое
название «шоссе». На внутренних шоссе стояли каменные дома с
квартирами-коммуналками, на внешних располагались дровяные и угольные
склады и бараки. Бараки были одноэтажными дощатыми строениями с
единственной кухней и удобствами во дворе. Под окнами росла крапива и
лебеда – другой растительности быть не могло – угольная пыль висела в
воздухе, забивая легкие и землю.
Тема влияния
монголо-татарского ига на российскую историю всегда привлекала внимание не
только историков, но и литераторов, и философов. В некоторые периоды истории
интерес к ней вспыхивал с новой силой. Самый главный вопрос, по поводу которого
больше всего разногласий, – это вопрос о том, сложилась ли деспотическая власть
под влиянием монголо-татар или в нашей истории изначально была склонность к
такой форме управления. А поэтому интересно выяснить ответ на более частный
вопрос: почему монголы оставили ту же вертикаль власти, что была и до них.
Восточные обычаи
распространялись неудержимо на Руси во время монголов, принося с собой новую
культуру. Изменилась общим образом одежда: от белых длинных славянских рубах,
длинных штанов они перешли к золотым кафтанам, к цветным шароварам, к
сафьяновым сапогам.
Годы регентства
(правления): 9 ноября 1740 - 25 декабря 1741.
Правительница Российской
империи (с 9 ноября 1740 года по 25 ноября 1741 года), дочь герцога
Карла-Леопольда Мекленбург-Шверинского и царевны Екатерины Иоанновны. Родилась
в Ростоке 7 декабря 1718 года; там же была окрещена по обряду протестантской
церкви и наречена Елизаветой-Христиной. На родине она прожила лишь до трех лет.
Супружеская жизнь ее матери, Екатерины Иоанновны, была очень несчастлива:
грубость, сварливость и деспотизм ее мужа были совершенно невыносимы. Она
прожила с ним все же шесть лет, но больше не могла терпеть его выходок и уехала
в Россию (1722), увезя с собою дочь. В России их встретили неприветливо. Она
жила при старой царице Прасковье Феодоровне, то в Москве, то в Петербурге, то в
окрестностях столиц.
Каждый день миллионы москвичей все торопятся и бегут куда-то, в
буквальном смысле слова не смотря под ноги и не задумываясь о том, что
обычный столичный люк может оказаться входом в другой мир. Еще пару лет
назад я и сама не поверила бы в это, пока не познакомилась с
представителями движения диггеров и не осуществила вместе с ними
несколько вылазок туда, в катакомбы подземного мира.
В Российской империи помимо
орденов и наградных медалей в конце XVIII и начале XIX века существовали
наградные знаки в виде золотых крестов, которых было немного - всего пять.
Каждый имел свою особую форму и надпись, но всех их носили на ленте ордена
Святого Георгия. Такие кресты можно видеть на портретах офицеров и генералов,
участвовавших в войне 1812 года. В эрмитажной портретной галерее мы отмечаем их
на груди генералов П. И. Багратиона, Ф. П. Неверовского, И. М. Дука, Н. В.
Вуича и многих других. На знаках российских орденов не проставлялся номер, они
не говорят о том, в какой войне их заслужили и за какое сражение пожаловали, а
золотой крест на георгиевской ленте сразу дает понять, что данный офицер
участвовал во взятии Очакова или Измаила, в боях под Прейсиш-Эйлау, при взятии
Праги или в штурме Базарджика, что поможет любителям истории определять
портреты наших героических предков.
Известный в деловых кругах
Григорий Григорьевич Елисеев задумал в конце XIX века поразить Москву и
Санкт-Петербург невиданными магазинами колониальных и гастрономических товаров.
Они должны были явить обеспеченной публике обеих столиц (а позднее и Киева)
совершенно новый тип торговли - уважительный, почтительный, с богатейшим
набором товаров.
Знаменитый на всю Россию
"Елисеевский" магазин вполне мог бы называться иначе -
"Касаткинский", если бы не сыновняя любовь двух рослых молодых
красавцев к своему батюшке, который своим примером и наставлениями научил
сыновей трудолюбию и тем вывел их в люди. В прославление не подлинной своей
фамилии - Касаткины, а имени батюшки они назвали основанное ими дело по общему
отчеству: "Товарищество братьев Елисеевых". А внуки закрепили дедово
имя в памяти России, передав через полвека это название двум магазинам, самым
роскошным во всем государстве и похожим, как братья-близнецы, - в
Санкт-Петербурге и Москве. И третьему - в Киеве... Даже когда после революции в
торговом деле не осталось ни одного Елисеева, их магазины в народе оставались
"Елисеевскими" - видимо, стены тоже имеют память.
27 декабря 1825 года умер в
мучениях легендарный русский генерал Михаил Андреевич Милорадович,
генерал-губернатор Санкт-Петербурга. Один из лучших учеников генералиссимуса
Александра Васильевича Суворова, он участвовал как минимум в 52 сражениях, в
том числе и Бородинском, и всегда выходил сухим из воды, по праву считаясь
баловнем судьбы. Ни турецкая, ни французская, ни австрийская пули его не убили,
а вот наша, русская, выпущенная из пистолета декабриста Каховского, оказалась
смертельной. Она пробила верхушку легкого и застряла под правым соском.
В каждом доме есть своя маленькая «сокровищница» – коробка с елочными игрушками. Казалось бы, мы достаем ее раз в год, и уже через две недели она снова отправляется в какой-нибудь дальний угол. И так на протяжении многих лет. Но и при таком «ритме жизни» елочные игрушки не избежали ни процесса эволюции, ни веяний капризной моды. Они, пожалуй, даже историю отдельно взятой страны могут проиллюстрировать, ведь очень часто в елочных игрушках запечатлены символы той или иной эпохи.
Отражающие огоньки гирлянд,
с причудливыми узорами, покрытые блестками, стеклянные елочные шары с детства
предстали перед нами как чудесный символ новогодних праздников. Каждый раз мы
наряжаем зеленую красавицу лучезарными шариками и мало задумываемся над тем,
почему именно они завоевали статус традиционного рождественского украшения. А
ведь на самом деле, у нарядного шара своя волшебная история…
Довольно широко
распространено мнение, что быт населения Золотой Орды был непритязательным и
примитивным, поскольку он отражал простейшие функции кочевой жизни. Что же
касается культуры государства, то уровень ее определяется чаще всего как
невысокий и не отличающийся самобытностью.
Легенды исстари пытались
объяснить название древнего Звенигорода: рассказывали о колокольном звоне (ведь
на городском гербе есть знаменитый монастырский колокол, отлитый в 1667 г.) , о том, что он
первым встречал вражеские набеги и звоном предупреждал Москву об опасности. На
самом деле основали Звенигород славяне, пришедшие от Киева и Галича, уже в XI
в. построившие на юге два города с таким же названием. Самый древний из них
тоже стоял на берегу реки. В ее шуме слух наших предков мог уловить звон
колокольчиков. Может быть и в названии подмосковного Звенигорода звучит
ласковое журчание Москвы-реки.
Десять лет правления
племянницы Петра I Анны Иоанновны - с 1730 по 1740 год - остались в истории
России мрачным безвременьем. Малообразованная, ленивая, жестокая и капризная,
она не способна была управлять огромной империей. Публикуемая статья известного
нашего историка, изучающего XVIII век России, рассказывая о годах,
предшествующих вступлению герцогини Курляндской на русский престол, пытается
выявить в ее воспитании и окружении, характере и обстоятельствах жизни те
зерна, которые взрастили именно такого человека.
Потеря войска и флота в 941 г. ослабила мощь киевских
конунгов и возродила соперничество между ними из-за власти и дани. Под
управлением Игоря находилась прежде всего земля полян. Поблизости от Киева
располагалось более многочисленное племя древлян - "Деревская земля".
Игорю, как подчеркивали новгородские летописи, пришлось уступить богатую
древлянскую дань конунгу Свенельду. Собрав с древлян "по черной куне
(шкурке куницы) от дыма (с очага)", дружина Свенельда
"изоделась" в богатое платье, что вызвало зависть киевской дружины.
По настоянию дружины киевский конунг отправился к древлянам и повторно собрал с
них дань. Явное беззаконие норманнов возмутило старейшин славянского племени.
"Князь" (старейшина) Мал захватил Игоря в плен и предал его казни.
Киевский князь был привязан к стволам деревьев и разорван надвое.
Многие столетия отделяют нас от того времени, когда
в Европе возникло новое государство - Русь, которому было суждено вписать
славные страницы в историю мировой цивилизации. Наши предки горячо любили свою
отчизну и не щадя жизней защищали ее в боях. Возвышенным гимном родной земле
наполнены строки, написанные неизвестным летописцем в суровом ХIII веке: «О
светло светлая и украсно украшенная земля Руськая! И многими красотами удивлена
еси: озеры многими, реками и кладезьми местно-честными, горами крутыми, холмы
высокими, дубравами частыми, польми дивными, зверьми разноличными, птицами
бещисленными, городы великими, селами дивными, винограды обительными, домы
церковными и князьми грозными, бояры честными, вельможами многими - всего еси
исполнена земля Руськая!»
Андрей Тимофеевич Болотов
(1738 – 1833) – известный русский ученый, писатель, энциклопедист, один из
родоначальников русской агрономической науки. Всесторонне одаренный, обладающий
незаурядным, пытливым умом и необычайной работоспособностью, А. Т. Болотов оставил
свой след во многих областях науки и культуры, причем многое открыл или
совершил впервые.
Им написано свыше 350 томов
научных и литературных произведений, из которых около 4 тысяч научных работ
было опубликовано. По масштабам личности, разносторонним дарованиям и научным
достижениям Болотова можно сравнить с М. В. Ломоносовым, однако имя первого
русского ученого-агронома долгие годы было почти забыто.
Золоченые купола
Исаакиевского собора — такой же общепризнанный символ Санкт-Петербурга, как
кораблик на шпиле Адмиралтейства или ангел Петропавловского собора. Один из
крупнейших храмов Старого Света объединяет в единый ансамбль Сенатскую и
Исаакиевскую площади, на фоне его силуэта мы видим Медного всадника и
знаменитых пушкинских львов дома Лобанова-Ростовского. В создании этого
грандиозного сооружения объединились талант Огюста Монферрана и инженерный опыт
Августина Бетанкура, гении живописца Карла Брюллова и скульптора Ивана Витали,
мастерство русских камнерезов и ломщиков гранита и знания создателя
гальванопластики профессора Б.С. Якоби.
Екатерину Алексеевну
Фурцеву называли Екатериной Третьей, многие боялись ее, многие искали ее расположения,
многим она помогла и многим испортила жизнь. Одного слова Министра культуры
СССР было достаточно, чтобы вознести художника на Олимп славы или безжалостно
уничтожить его карьеру. Деятельная, эмоциональная Екатерина Фурцева была
достойна и любви и ненависти. Она сумела сделать головокружительную карьеру в
период «развитого социализма». Однако и личная жизнь этой властной и,
несомненно, по-своему одаренной женщины была отмечена трагическими поворотами
событий.
Слово «колядки» имеет своим
корнем латинское слово «календа», то есть первый в месяце или первый вгоду, откуда в европейских языках и появилось
слово «календарь». С рождением Христа связано понятие об установлении новой
эры, которую уже давно исчисляют «до и после Рождества Христова». Пение колядок
являлось прославлением этого великого события, «первого в эре». Колядки — общехристианские
песни, появившиеся еще в дни зарождения христианства, но только у славянских
народов они сохранили свое название. «Колядовать у нас называется петь под
окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками.
Киевская Русь знала
обращение монет. Это были арабские серебряные монеты – куфические дирхемы.
Арабские монеты поступали в
Киевскую Русь главным образом благодаря торговле, которая шла через Каспийское
море. Часть куфических монет привезена была самими русами, которые время от
времени совершали походы на Каспийское море. Монеты, чеканенные мусульманскими
правителями в Испании и Африке, принесены были на Русь, вероятно,
норманнами-викингами, возвращавшимися из своих дальних экспедиций, во время
которых они грабили страны Средиземного моря.
По счету летописца,
преемник Олегов Игорь, сын Рюриков, княжил 33 года (912 - 945) и только пять
преданий записано в летописи о делах этого князя; для княжения Олега высчитано
также 33 года (879 - 912). В летописи сказано, что Игорь остался по смерти отца
младенцем; в предании о занятии Киева Олегом Игорь является также младенцем,
которого не могли даже вывести, а вынесли на руках; если Олег княжил 33 года,
то Игорю по смерти его должно было быть около 35 лет.
Одно из традиционных
представлений о Золотой Орде состоит в том, что это государство без особых
раздумий относят к чисто кочевническим. Видимо, такой точке зрения во многом
способствует само понятие «орда» – что-то бесформенное, плохо управляемое,
необузданное и находящееся в беспрестанном коловращении. До сих пор карты,
изображающие территорию Золотой Орды, содержат минимум топографической и другой
(условной) нагрузки и информации, представляя практически безмолвное
пространство степей, перерезанных реками.
Наиболее ярко двоеверие
отразилось в крестьянскомземледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно
переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие важнейшие для
язычника ритуалы воспринимались все менее серьезно и постепенно превращались в
детские игры. Вот как проходил год
русского крестьянина. В день зимнего солнцестояния (25 декабря) надо было
помочь солнцу набрать силу – потому крестьяне жгли костры, катали горящие
колоса, символизирующие светило. Чтобы зима была не слишком суровой, лепили
снежную бабу, изображавшую зиму, и разбивали ее снежками.