До 1847 извозчики
представляли собой единственный вид наземного городского транспорта,
существовавший наряду с частными каретами и колясками. Извозчики появились уже
вскоре после основания города. В 1750 их было около 3 тыс., в 1790 – 4,6 тыс.,
а в 1900 было выдано жестяных знаков: для ломовых – 22752, для дышловых и
троечных запряжек – 1897, для дрожек – 13666 и для саней – 15989.
Селились они слободами.
Смоленская Ямская слобода располагалась на Шлиссельбургском тракте, Московская
Ямская — по Лиговской ул., Вологодская Ямская — по тракту на Нарву, невдалеке
от Петергофской першпективы. Первоначально жили здесь ямщики, занимавшиеся «гоньбой»
на почтовых трактах. Рядом с этими «междугород пиками» постепенно пристраивался
и «внутригородской» транспорт — извозчики. А точнее, «извощики», как их тогда
называли. От слова «извоз».
Далеко не каждый мог тогда
прокатиться на тройке по Невскому. И не только потому, что дорого,— указ не
велел! Еще в 1775 имп. Екатерина II распорядилась, как кому ездить: дворянам
1-го и 2-го классов — «шестью лошадью», дворянам, «не имеющим обер-офицерского
чина, запрещается ездить по городам инако, как летом верхом или в одноколке на
одной лошади, а зимою в санях на одной же лошади...»
Французский граф Сюгар,
живший в Петербурге как раз во времена Екатерины II , не без издевки писал по
этому поводу: «...Лица, чином выше полковника, должны были ездить в карете в четыре
или шесть лошадей, смотря по чину, с длиннобородым кучером и двумя форейторами.
Когда я в первый раз выехал таким образом с визитом к одной даме, живущей в
соседнем доме, то мой форейтор был уже под ее воротами, а моя карета еще в моем
дворе!»
Вельможи выезжали на улицы
города с «букетом» на запятках кареты: в центре стоял выездной лакей в ливрее
по цветам княжеского или графского герба, в напудренном парике и треугольной
шляпе, рядом — высоченный гайдук в красной одежде, с другого бока — арапчонок,
опоясанный турецкой шалью и с белой чалмой на голове.
Вот так-то! Кому — карета с
«букетом», а кому — тяга в одну лошадиную силу. При этом «купцам, мещанам и
всяким посадским людям» строжайше запрещалось украшать свои экипажи, красить и
то разрешалось одного лишь цвета краской. Извозчичьим саням и одноколкам
предписывалось «быть не иной краске, окроме жолтой».
Желтый цвет был
обязательным и в одежде извозчиков. Летом они одевались в белые холстинные
балахоны, подпоясанные желтым кушаком, на голове — шляпа с желтой лентой; зимой
извозчикам разрешалось носить кафтаны и шубы «какие пожелают», но шапка
обязательно должна быть «с желтым верхом и опушкою» и опять же непременный
желтый кушак!
В ту пору на спине
извозчика прямо под воротником можно было видеть еще кожаный номер. Кроме цифр
здесь были также оттиснуты обозначение части и околотка, к которым извозчик
приписан. Так велел «извощичий билет», введенный в конце XVIII в. В документе
этом предписывалось: «...ездить самому в санях, одноколках, или роспусках, или
в каретах с заклейменными хомутами и номером, пришитым к платью на спине... В
городе и предместьях ездить на взнузданных лошадях малой рысью, а скоро отнюдь
не ездить. А когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать тише и
осматриваться во все стороны, чтобы кому повреждения не учинить или с кем не
съехаться... С ездоками поступать вежливо и грубости не чинить. На улицах
громко не кричать и не свистеть...»
Как мы видим,уже и тогда были кое-какие правила езды.
Причем весьма строгие. Уже в 1705 кучеров, ехавших на невзнузданных лошадях или
сбивших пешехода, велено было драть кнутом и ссылать на каторгу. В 1732
появилось предписание людям всех чинов и званий «ездить смирно и на лошадях не
скакать»Рекомендовалось не обгонять
знатных особ и воинские команды.Еще 6
лет спустя на главных улицах города были введены специальные караулы, коим
предписывалось следить, чтобы «никто скоро не ездил».
Ездить по городу
разрешалось со скоростью не более 10
км /ч. Нам кажется, что эта скорость черепашья, а современники
отмечали, что «езда в Петербурге чрезвычайно быстра, расстояния огромны, а
мостовая тяжела».
Первыми правилами уличного
движения в СПб можно считать «Извощичий билет», подписанный в 1784
обер-полицмейстером Петербурга. Вместе с ярлыком из белой жести, на котором
указывался номер экипажа и часть города, каждому извозчику выдавали и этот
билет, где были напечатаны правила для ездового, состоящие из 28 пунктов.
Например, требовалось, чтобы на спине к платью был пришит номер, чтобы все
экипажи были выкрашены жёлтой краской, на улицах громко не кричать и не
свистеть, в городе и в предместьях ездить малой рысью и не скорее.
В 1901 состоялся 1-й выпуск
«учёных извозчиков», которые 2,5 года посещали спец. курсы. На курсах
извозчиков обучали географии СПб и окрестностей, французскому языку, управлению
лошадьми, новой извозчичьей таксе, астрономии (специально для ночных
извозчиков) и хорошим манерам.
Мы сейчас привыкли к
остановкам трамваев и троллейбусов, к стоянкам такси. Они были и у извозчиков.
В ожидании седоков извозчики должны были стоять в специально отведенных местах,
причем обязательно по направлению движения транспорта. Лошадей при этом
привязывать к уличным тумбам или фонарям воспрещалось.
Самым распространенным
среди извозчиков были «ваньки» — одноконные пролетки, дешевые и вездесущие. В
любой части города их можно было найти и тут же нанять. У Гостиного двора, а
также на углу Невского пр. и Владимирской ул. дожидались седоков кареты и
одноконные московские колясочники — эти были подороже «ванек», и нанимали их
обычно сразу на день.
Самыми дорогими были
«лихачи» — наиболее привилегированная часть извозчиков. Экипажи «лихачей»
всегда выделялись чистотой, как зеркала блестели их лакированные бока, верх был
кожаным и складным, мог опускаться и подниматься, а когда появилось
электричество, на оглоблях экипажей «лихачей» загорелись электрические
лампочки, питавшиеся от аккумулятора, спрятанного под сиденьем. У «лихачей»
были надувные шины («дутики»),сзади на
поясе у извозчиков часы для удобства пассажиров.И одевались они с шиком. Зимою «лихач» носил
«волан» с лисьей меховой опушкой, а летом — «раскидной армяк» из темно-синего
сукна, обшитый по вороту и бортам бархатной тесьмой с цветным кантом. За
шелковым кушаком красовались отменно белые замшевые перчаткии непременно с традиционной окладистой
бородой, картинно сидели на козлах. Выезжать на работу «лихачи» не спешили;
если обыкновенного «ваньку» хозяин выгонял со двора, когда еще и солнце не
взошло, то «лихачи» появлялись на улицах часа в три-четыре после полудня.
Седоков они тоже брали не всяких. За 20 коп. не ездили. Иной «лихач» весь день
простоит, с места не тронется, но уж дождется богатого господина, чтобы сразу,
с одной поездкой всю дневную выручку заработать. Услугами «лихачей» пользовались
лишь в торжественных случаях или для развлечения: сгонять куда-нибудь на
острова или в пригород. И там, где «ванька» свезёт за четвертак, эта братия
брала 5 руб., да с таким видом, будто делает одолжение.
В богатые загородные
рестораны: «Ливадию», «Аркадию», «Ташкент» принято было мчаться на тройках,
стоивших сумасшедших денег.
Зимою появлялся в городе
самый легкий и самый дешевый транспорт — «вейки»: легкие сани с бубенцами и
колокольчиками. На них приезжали из окрестных деревень финны и, куда бы ни
попросили их ехать, цену называли одну: «Тридцать копеек!»
В сер. XIX в. на зиму в
столицу приезжало из окрестных деревень до 3 тыс. извозчиков. Очень богатые
люди имели собственный выезд, более скромным считалось завести свой экипаж, а
кучера с лошадью нанимать. Можно было нанимать и экипаж с кучером: дрожки с
одной лошадью обходились в 150 руб. в месяц, карета четвёркой – в 400. Извозный
промысел считался достаточно выгодным, многие купцы держали до 20 отборных
лошадей, сдаваемых внаём. Одноразовые поездки на городском извозчике были по
средствам средне обеспеченной публике.
Меньше всего брали
«ваньки», с измождёнными клячами и не менее жалкими санями, но зато дежурившие
на каждом углу. От Адмиралтейства до Александро-Невской лавры можно было
прокатиться за 6 коп.
Рассказывали будто сам
Александр I, любивший прогуливаться пешком по набережным, был как-то застигнут
дождём и вскочил на первые попавшиеся дрожки, велев вести его в Зимний дворец.
«Ванька» решил, что это какой-нибудь офицер из дворцового караула. У
императора, естественно, не было мелочи, и, доехав до места, он попросил извозчика
подождать, когда ему вынесут деньги. Мужик решил, что офицер хочет улизнуть и
потребовал в залог шинель. Когда через несколько минут вышел ливрейный лакей с
рублём серебром, что стоило месячного дохода «ваньки», но дешевле шинели,
извозчик возразил, что он не такой дурак отдавать дорогую вещь неизвестному.
Только когда к извозчику вышел с рублём Илья Байков, придворный кучер, которого
знали в лицо все в Петербурге, тот поверил, что возил царя.
Домов в столице не строили
дальше Обводного канала, потому что за ним простирались обширные выгоны, где
паслись лошади. Счёт им вёлся на десятки тысяч.
В одних только придворных
конюшнях содержалось 2 тыс. животных. Богатые кареты запрягали шестёркой или
даже восьмёркой попарно запряжённых коней, кучер управлял ближней парой, а на
передних сидели форейторы. Перед императорской каретой следовал эскорт
лейб-гусар и лейб-казаков, но и вельможи высших классов не выезжали без
скачущих верхом перед их экипажами двух ливрейных лакеев на отборных лошадях.
Формы экипажей были
разнообразны: кареты, коляски, пролётки-«эгоистки», брички, дрожки-«гитары»,
линейки, одноколки (в них пассажир-одиночка правил сам, а извозчик стоял
сзади). В придворном обиходе старинные кареты, украшенные живописью, позолотой,
зеркальными стёклами, использовались при парадных выездах даже в то время,
когда имп. Николай II уже предпочитал для личных нужд автомобили «Рено».
Около 4 тыс. карет и больше
10 тыс. дрожек выезжало на улицы. Половину их составлял наёмный транспорт.
Обычная коляска стоила 2 тыс. руб., так что каретники Иохим, Фребелиус,
Туляков, Логинов, Бобунов процветали.
Окончательно этот вид
транспорта исчез в 1930-х. Ещё в начале ХХ в. в СПб насчитывалось до 15 тыс.
извозчиков. Они пользовались спросом у зажиточных клиентов. Накануне войны 1914
г. на сидениях извозчиков пытались даже установить таксометры, но нововведение
не прижилось. Роль позднейших автозаправок выполняли водопойные будки с
желобами, куда лилась вода из кранов. Взяв седока, извозчик устремлялся к будке
со словами: «Барин, разрешите лошадку попоить, одним мигом готовы будем». Время
на водопой, естественно, засчитывалось в счёт поездки.
И сегодня в городе,
несмотря на обилие автомобильного транспорта, нет-нет да и послышится цоканье
подкованных копыт по асфальтовой мостовой. В старинных каретах или колясках
катят по петербургским улицам туристы, верхом и в тележках едут замирающие от
восторга дети.
Таких «извозчиков»
становится все больше. Губернатор Санкт-Петербурга 16 августа 1999 года даже
издал распоряжение за № 804-р «О мерах по упорядочению эксплуатации и движения
гужевого, верхового транспорта, велосипедов, мопедов и роликовых средств
передвижения в Санкт-Петербурге».
Значит, история конного
транспорта еще не закончилась, и рядом с бронзовыми и чугунными конями улицы
города будут оживлять настоящие, неся свою службу.