С именем царевича Дмитрия
связан один из самых загадочных эпизодов русской истории. Царевич Дмитрий
младший сын царя Ивана IV Грозного — после смерти отца и восшествия на престол
Федора Иоанновича был отправлен вместе со своей матерью великой княгиней Марией
Нагой в свой удел город Углич. Царевичу в то время было всего 7 лет. И вот
однажды в полдень 15 мая 1591 года царевич Дмитрий погиб во дворе княжеского
дома, играя со своими товарищами в «ножички».
К середине XVI века
Московская Русь представляла собой огромное по территории, независимое,
централизованное государство, которое после завоевания Константинополя турками
в 1453 году выступало защитником православных христианских ценностей. Великие
князья московские во второй половине XV - первой половине XVI вв. стремились
определить и упрочить место молодого государства в системе международных
отношений и повысить авторитет собственной власти внутри страны.
Предпосылками к опричнине
было то,что правительство Грозного состояло из бояр, объединившихся в одной
цели овладеть московской политикой и направить ее по-своему. "Избраннная
рада”,состоя из потомков удельных князей, "княжат”, вела политику именно
княжескую и поэтому должна была рано или поздно прийти в острое столкновение с
государем сознающим свое полновластие; а так же правительство царя не могло
вполне успешно вести преобразовательное дело по той причине, что в нем самом не
было согласия и единодушия.
В 1613 году на русский престол был выбран царь из рода бояр Романовых -
Михаил. Этим актом официально завершился период нашей истории, именуемый
Смутным временем. "Чуть не вся Русская земля опустела, и прозвали это
лютое время лихолетьем", - писали о Смуте летописи. Однако первому
Романову еще пришлось бороться с ее последствиями. Государственная казна была
пуста, многие города и села разорены, в стране разбойничали казацкие шайки и
остатки польских отрядов - сторонников бежавшей в Астрахань вдовы Лжедмитрия -
Марины Мнишек, претендовавшей на русский престол. Лишь с воцарением в 1645 году
Алексея Михайловича страна, наконец, обрела мир и покой.
Князь Василий Васильевич
Голицын – личность во многом загадочная и не оцененная по достоинству. Он, по
сути, опередил время, начав в период правления Софьи многие прогрессивные
преобразования, затем подхваченные и продолженные Петром I. Но стать соратником
молодого царя в деле переустройства России князю было не суждено, судьба
распорядилась иначе.
Василий родился в 1643 году
в богатой и знатной семье, ведшей свой род от великого литовского князя
Гедиминаса. Несколько поколений его предков были боярами, занимали высокие
должности при дворе, не раз награждались почетными чинами и поместьями. С
детства Василию было предначертано блестящее будущее, но и готовили его к
занятию высоких государственных должностей старательно, не жалея времени и
денег на знающих учителей.
Русскому народу издавна выпала судьба
первопроходца, открывающего и обживающего новые земли. Нелишне вспомнить, что
еще девять-десять столетий назад теперешний центр нашей страны был
редконаселенной окраиной Древнерусского государства, что лишь в XVI веке русские
люди стали расселяться по территории нынешнего Центрально-Черноземного района,
Среднего и Нижнего Поволжья.
Больше чем четыре столетия назад началось
освоение Сибири, открывшее в истории колонизации Руси одну из ее самых
интересных и захватывающих страниц. Присоединение и освоение Сибири - это,
пожалуй, самый значимый сюжет в истории русской колонизации.
После смерти сына Иван Грозный прожил еще три года.
Все это время он "…тосковал ужасно; не знал мирного сна: ночью, как бы
устрашаемый привидениями, вскакивал, падал с ложа, валялся среди
комнаты, стенал, вопил; утихал только от изнурения сил; забывался в
минутной дремоте на полу, где клали для него тюфяк в изголовье; ждал и
боялся утреннего света, боясь видеть людей и явить им в лице своем муку
сыноубийцы…” (И. М. Карамзин. "Об истории государства”).
Удивительные, почти
детективные истории порой происходят с иконами. Так, после революции, в 20-е
годы, случайно под дровами у собора Саввино-Сторожевского монастыря были
найдены три иконы "Звенигородского чина" кисти Андрея Рублева. К
счастью, подобных происшествий с ушаковскими иконами из Николо-Угрешского
монастыря не произошло, они лишь надолго выпали из поля зрения любителей древнерусского
искусства. После закрытия Угрешской обители в 1925 году чудом уцелевшие иконы
царского изографа поступили в фонды Государственного исторического музея (ГИМ),
где хранятся по сей день. Недавно самая известная из них наконец заняла
почетное место в вышедшем каталоге русских икон из собрания ГИМ. Материал,
предлагаемый читателю, посвящен малоизвестному эпизоду биографии Симона Ушакова
и истории появления его работ на Угреше.
7 ноября, день Октябрьской
революции 1917 года, в России упразднили с момента развала СССР. Однако свято
место пусто не бывает: вместо 7 ноября ввели другой праздник – 4 ноября. Это
день изгнания в 1612 году, по официальной версии, поляков из Кремля в
результате сопротивления народного ополчения, собранного Мининым и Пожарским.
В жизни нашей страны
случались времена, когда, казалось, ей неминуемо грозило уничтожение. И только
объединив усилия, "всем миром" удавалось противостоять врагу.
Неважно, к какому сословию, к какой национальности относился человек, какое
имел образование и где жил, - беда для всех была одна. Спасая Родину, люди
отдавали накопленное в помощь армии, создавали военные отряды. Такие
добровольные военные формирования получили название "ополчение". В истории
России их было несколько. Первое ополчение 1611 года. Второе ополчение
1611-1612 годов. Народное ополчение 1812 года. И, наконец, народное ополчение в
Отечественной войне 1941-1945 годов.
Морозным декабрьским днем
1564 года в Александровской Слободе царило необычайное оживление, больше
напоминавшее панику. Прибыл «большой поезд» царя Ивана Грозного. Покинув
Москву, царь решил поселиться в тихой Слободе, ставшей на недолгое время второй
столицей Руси.
27 апреля 1670 года Москва,
наконец-то, дождалась важного известия: царь-батюшка Алексей Михайлович,
остановил-таки свой выбор на девице, которую поведет под венец. Так закончился
один из самых долгих «кастингов» в российской истории, начало которому было
положено в декабре 1669 года. Длился он ни много ни мало порядка четырех
месяцев!
За что царь Алексей Михайлович казнил свою родственницу боярыню Феодосию Морозову?
Знаменитая картина Сурикова
«Боярыня Морозова» известна всем со школьных времен. В своем полотне художник
был точен, изобразив реальное событие, произошедшее 17 или 18 ноября 1671 года,
когда по приказу царя подвижницу «старой» веры отправили из её московского дома
в заточение. Показанная на пятнадцатой передвижной выставке, картина Сурикова
стала значимой вехой в художественной жизни страны.
С началом царского дома Романовых связано
одно интересное предание, теперь уже забытое. Это — удивительная и поучительная
история, любопытная сама по себе, но описанные в ней события сегодня, почти
четыре столетия спустя, вдруг высвечиваются какими-то новыми, порою почти
мистическими гранями.
Хорошо известно, что трудное для Руси
Смутное время закончилось наконец избранием в 1613 году нового царя. Им стал
17-летний Михаил Федорович Романов. Обычно считается, что выбор остановился
именно на нем, поскольку Романовы состояли в дальнем родстве с прервавшейся
династией Рюриковичей. Но это не так. На самом деле многие русские фамилии в
той или иной степени были связаны родственными узами с Рюриковичами, и
знатнейшие из них стремились занять освободившийся трон. Однако России в то
время нужна была кандидатура, способная усмирить честолюбивый пыл соперничавших
кланов. На эту роль, как никто другой, подошел юный Михаил Романов.
История России до начала
XVII в., т.е. до прихода в 1613
г. к власти новой династии бояр Юрьевых-Захарьиных,
принявших фамилию “Романовы”, начала писаться только во второй половине XVIII
в. Однако, общепринятая ныне историческая традиция закладывалась не русскими
Ломоносовым и Татищевым, а иностранцами: Миллером, который “собрал в Сибири (!)
коллекцию копий документов по русской истории”, и его последователями Шлецером
и Байером, допущенным к государственным архивам. Иностранцы редактировали и
труды русских историографов XVIII в. Татищева, Щербатова и Болтнева. Оригиналов
“копий документов”, составлявших “портфели Миллера” не видел никто, как и
оригинала труда Татищева, попавшего к тому же Миллеру. Именно эта историческая
традиция и легла в основу первой энциклопедии истории России, написанной Н. М.
Карамзиным, и окончательно изданной только к началу царствования Николая I.
Белое платье, воздушная фата, свидетели
со стороны жениха и невесты, праздничный эскорт, волнующие звуки марша
Мендельсона и другие атрибуты церемониала - непременные атрибуты современной
свадьбы, одного из самых торжественных и важных событий в жизни человека.
Сколько браков заключается ежегодно в нашей стране! Их устроители и участники,
следуя давно выверенной и отработанной ритуальной схеме, чаще не подозревают,
что истоки этого прекрасного обряда уходят в седую старину народных традиций
и даже царских свадеб. Документы Посольского приказа, которые хранятся
в Российском государственном архиве древних актов, дают возможность в подробности
восстановить весь ход торжеств царевой свадьбы более чем трехсотлетней
давности. Свадьбы российских царей XVI-XVII веков, то есть до петровских
преобразований, отличались исключительным своеобразием, в основе которого
лежали многовековые национальные традиции.
Среди шести официальных
браков русского царя Ивана IV самым непродолжительным и странным был третий — с
Марфой Собакиной. Печальная судьба этой молодой красавицы очень кратко описана
в исторической литературе. Она стала героиней оперы Римского-Корсакова
"Царская невеста"; правда, либретто этого прекрасного музыкального
произведения весьма далеко от истинных событий второй половины XVI века.
Присутствует, как все помнят, Марфа Васильевна и в искрометной комедии Гайдая
"Иван Васильевич меняет профессию".
Бедная, бедная Марфа
Собакина... Нет, я не о ранней смерти этой юной девы. Я о том, что о ней писали
прежде и пишут в наши дни — как в исторических трудах, так и в художественных
очерках, посвященных женщинам Средневековья. Ее величают то Марфой Сабуровой,
то дочерью новгородского купца, то дочерью "незнатного боярина". Ее
смерть связывают с преднамеренным отравлением, но кто-то говорит о ее
пострижении в монастырь после года(!) супружеской жизни с царем Иваном Грозным.
А уж сказка о том, что увидели ученые, когда вскрыли (почему-то в 1931 году, а
не в 1929-м, как на самом деле) саркофаг этой царицы, вообще не выдерживает
никакой критики.
Есть области прошлого, где правда и вымысел идут рука об руку. Одни из самых
темных - страницы истории двойников и самозванцев.
Весть о странной смерти (или убийстве?) в Угличе царевича Димитрия породила
целую волну слухов.
Говорили, что на самом деле царевич остался жив и прячется у верных людей от
козней Бориса Годунова. Под охраной польских сабель человек, который называл
себя «царевичем Димитрием». вошел в Москву.
Не знаю, как сейчас, а
когда-то Пушкинский «Медный всадник» был программным произведением школьного
курса. Наверное, многие из нас помнят ещё со времён лучезарной юности:
Во время русско-польской войны 1654-1667 годов положение населения
России резко ухудшилось в результате денежной реформы, проводимой
правительством царя Алексея Михайловича для покрытия военных расходов.
Выпуск с 1654 года большого количества медных денег, приравненных к
стоимости серебряных, привёл к концу 1650-х годов к их обесцениванию,
резкому росту цен, массовому изготовлению фальшивых монет. От
разразившейся в начале 1660-х годов финансовой катастрофы пострадали
прежде всего горожане, связанные с мелкой и средней торговлей, и
служилые люди, получавшие денежное жалованье.
Надо же такому случиться,
что обе главные фигуры, стоявшие на противоположных позициях в большой истории,
именуемой расколом церкви, вышли из одного маленького уголка земли русской на
Нижегородчине! И это буквально так! Никита Минов, позднее – Никон, родился в
селе Вельдеманово. А в двух часах ходьбы, если напрямую, полем, через
перелески, располагается село Григорово, где появился на свет Аввакум.
Хотя и есть у них
значительная разница в возрасте – Никита на 15 лет старше – конфликта поколений
здесь, на родине, между ними не наблюдалось, по крайней мере, в исследованиях
эти данные не приводятся. А о том, что они могли тесно общаться на родине,
говорит такой факт: оба прошли через обитель просвещения – Макарьевский
монастырь, который находился тоже недалеко. Ему они обязаны своей
начитанностью, широтой взглядов (не только религиозных) и дерзостью в суждениях.
Осенью 1623 года царь
Михаил Федорович в окружении ближних бояр «спрашивал придворного «дохтура»;
врач, англичанин Билс, отвечал тихо. Когда пришло время «бояр слушать»,
государь обратился к дяде, Ивану Никитичу. Тот ответил невнятно, говорил, как
жевал; называли его Каша…
Допрос придворного врача
имел прямое отношение к событиям, которые произошли семь лет назад, когда
собраны были в Москве царские невесты, дочери «служилого сословия». Царь
«смотрел», и приглянулась ему дочь небогатого дворянина. Чем пленила
молоденькая Марья Ивановна Хлопова двадцатилетнего государя? Выбрал наугад,
истомленный желанием? Или мыслил освободиться от опеки матери, властной
«старицы» Марфы? Говорилось, она «поддерживает царство», ибо государь «млад и
не обладает таким разумом, чтобы управлять землей…» Что уместно было во время
избрания новой династии, когда отец малолетнего государя был в плену.
Отсутствие отца — повод для опеки, которую осуществляла мать с «духовным
отцом», священником. Жила Марфа в палатах царских, «покамест в монастыре хоромы
поставят», что вполне прилично для «инокини». Подчинение матери могло
продолжаться до совершеннолетия, которое определялось в то время свадьбой в
возрасте 15 — 17 лет. Стараниями опекунов Михаил Федорович стал «перезрелым
женихом». Но пришло время для самостоятельной жизни.
Раскол изменил не только
церковь, но и судьбу опальной боярыни. В 1911 году императором
было дано разрешение на разборку архива Тайного приказа царя Алексея
Михайловича. Кроме обычных для таких организаций бумаг и доносов, был обнаружен
большой объем документов, касающихся церковного раскола, и в частности - дела
опальной Феодосии Морозовой. Ее переписка с протопопом Аввакумом, отчеты о
дознании, перепись имущества, отчужденного в пользу государства после ссылки
боярыни в Боровск. Среди вороха полуистлевших бумаг была найдена одна, о
которой тут же доложили по начальству. Реакция последовала незамедлительно:
разбор документов до высочайшего распоряжения приостановить, архив засекретить.
Письмо, которое столь переполошило правившую династию, касалось личной жизни
Алексея Михайловича, вошедшего в русскую историю под именем Тишайший.
Был в истории России
период, когда действующий монарх не только назначил себе преемника, но и
какое-то время формально находился у него в подчинении. Это произошло в 1575 г., когда законный царь
«отрекся» от престола и возвел на него крещенного татарского хана Симеона
Бекбулатовича