«Собрался я в Москву, друг мой любезный, ибо только там
смогу обучиться наукам и стать тем, кем хочу! Сделаю это втайне от родителей,
потому что они всё равно не дадут благословения на такое путешествие! Как раз
на днях торговый обоз отправляется в Москву, я договорился с купцами - они
берут меня с собой. А ты держи язык за зубами и не поминай меня лихом. Даст бог
- ещё свидимся!» - сказал доверительным тоном Михайло Ломоносов своему
закадычному дружку Ивану перед тем, как с котомкой отправиться в далёкую Москву
из захолустной деревеньки Мишанинская, что притулилась на просторах
Архангелогородской губернии.
Событие это имело место в декабре 1730 года. А за 19 лет до
этого Михайло появился на свет в крестьянской семье. По тем временам его отец
считался зажиточным хозяином. Имел солидный земельный надел и собственное
парусное судно. Ходил в море на промысел и перевозил грузы. Сын был приучен к
тяжёлой работе с раннего детства и во всём помогал главе семейства. Грамоте
Михайлу обучил дьячок местной церкви С. Н. Сабельников. Он и зародил в парнишке
сознание необходимости «науки», разъяснил важность знания.
Отец и сын Ломоносовы уходили рыбачить в Белое море.
Опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали ум разнообразными
эмоциями.
Однако тяга к знаниям была столь сильна, что Михайло решился
отправиться в пугающую и незнакомую Москву. Полагался на свой пробивной
характер, великую сообразительность и удачу. И, надо сказать, она благоволила
провинциалу.
Каким-то чудом Ломоносову удалось поступить в
Славяно-греко-латинскую академию. Науки он постигал с необыкновенной лёгкостью
и огромным прилежанием, а вот питался из-за недостатка средств крайне скудно -
зачастую только хлебом и квасом.
Тогда проявился непокорный и строптивый характер студента.
Он спорил с преподавателями, иногда доводя их до слёз, дрался со студентами.
При этом был круглым отличником и успевал не только успешно сдавать экзамены,
но и подрабатывал репетиторством -учил грамоте детей состоятельных родителей.
Руководство академии отметило лучшего ученика и направило
его для дальнейшего обучения в университет при Петербургской Академии наук, а
оттуда талантливый школяр попал прямиком в германский город Марбург, где
совершенствовал свои знания в химии, физике и металлургии.
Там снова проявился строптивый нрав Ломоносова, и он
поссорился с немцем-преподавателем из-за того, что тот очень скверно и скудно
подавал учебный материал. Дело чуть не дошло до рукоприкладства.
Уже тогда его друзья отмечали главные черты ломоносовского
характера: постоянное стремление к лучшему, совершенному, новаторскому, резкое
неприятие разного рода халтуры.
РЕАЛЬНЫЕ ДЕЛА
«Учение должно быть со знаком качества, а преподавать науки
способен лишь тот, кто следит за всеми новинками и совершенствуется сам!» - не
раз повторял Михайло.
Не чужд был будущий великий учёный и таким студенческим
проявлениям, как весёлые пирушки. Ломоносов мог с удовольствием опрокинуть
чарку и покуролесить. Один из загулов чуть не поставил крест на его научной
карьере. Как-то он познакомился с германским офицером в городе Фрейберге, и
служивый пригласил россиянина вместе отужинать. По ходу ужина шнапс лился
рекой, а наутро Михайло с ужасом обнаружил, что стал рекрутом немецкой армии и
находится в лагере подготовки. С виду достойный офицер оказался хитрым
вербовщиком. Он подсунул хмельному Ломоносову контракт, и тот, не читая,
подмахнул его. Доставить пьяного русского в расположение части было делом
техники.
Осознав весь трагизм случившегося, Михайло сделал всё, чтобы
выпутаться из непростой ситуации. Ему пригодились навыки, полученные в детстве.
Он сумел перебраться через высокий забор, вплавь преодолел ров с холодной
водой, бежал и срочно отправил в Академию наук прошение о финансовой помощи.
Ему были высланы необходимые средства, и Ломоносов без
приключений добрался до Москвы. Причём привёз солидный багаж знаний, чего
вполне хватило, чтобы в 1745 году занять кресло профессора химии Петербургской
Академии наук.
Спустя три года он открыл первую химическую лабораторию в
России, где лично проводил важные опыты. Начался самый плодотворный период
научной деятельности Ломоносова. Его открытий и реальных дел хватило бы на
десятерых, хотя зачастую его непростой, ершистый характер создавал
дополнительные проблемы. Приходилось бороться и с завистниками,
недоброжелателями, которые ставили Ломоносову подножки, но он как могучий
русский богатырь сметал все препятствия на своем пути.
В1748 году при Академии были открыты Исторический
Департамент и Историческое Собрание. На заседаниях собрания Ломоносов начал
вести яростную борьбу с Г. Ф. Миллером, обвиняя его в умышленном принижении
возможностей русских учёных. Он представлял ряд записок и проектов с целью
«приведения Академии наук в доброе состояние», усиленно проводя мысль о
«недоброхотстве учёных иноземцев к русскому юношеству».
Ломоносов всеми силами отстаивал права низших сословий на
образование. Возражая оппонентам, говорил: «Учёные люди нужны России для
освоения Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры,
правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистой веры, военного
дела, земледельства и предзнания погод».
В РАСЦВЕТЕ СИЛ
Помимо всех прочих талантов Ломоносов обладал и ещё одним -
он был талантливым поэтом. На день восшествия на всероссийский престол её
Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны в 1747 году Михайло писал:
Крепит Отечества любовь
Сынов российских дух и руку;
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Польщённая императрица начала всеми силами помогать поэту и
учёному, после чего завистники и хулители сразу прикусили языки. А он тем
временем яростно вгрызался в гранит наук и смело расширял сферу своих научных
интересов.
Ломоносов стал первым российским учёным-естествоиспытателем
и издавал труды по исследованию полезных ископаемых. Он способствовал активному
изучению Сибири и организовывал научные экспедиции в богатый и
малоисследованный край.
При его непосредственном участии был открыт Московский
университет. Ломоносов первым дал определение физической химии. Создал
молекулярно-кинетическую теорию тепла, вывел одно из начал термодинамики.
Блеснул уникальный самородок и в прикладных науках. Особенно
его привлекало стекло. Он смело экспериментировал с различными компонентами
стекла и создавал уникальные мозаики. Ломоносов проявил себя также как
приборостроитель, металлург, геолог, художник, историк, философ.
Михайло разработал стилистическую систему русского языка и
издал учебник по риторике. Много времени уделял наблюдениям за атмосферными
явлениями и разработал летательный аппарат вертикального взлёта, который был
фактически прототипом современного вертолёта. Проводя долгие часы у телескопа,
он открыл наличие атмосферы у планеты Венера.
Ломоносов считал, что во многом его научные успехи
обусловлены крепким семейным тылом. 26 мая 1740 года он обвенчался с
Елизаветой-Христиной Цильх. Семейный союз оказался счастливым, Лиза души не
чаяла в своём Мишеньке, несмотря на его ершистый характер. 21 февраля 1749 года
в Санкт-Петербурге у них родилась дочь Елена.
Гениальный учёный наверняка совершил бы ещё много открытий,
если бы его не вырвала из числа живущих беспощадная смерть. Михайло сильно
простудился, подхватил тяжёлое воспаление лёгких и ушёл в вечность 4 апреля
1765 года. Незадолго до смерти Ломоносова посетила императрица Екатерина II,
«чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и
попечении своём о науках и художествах в отечестве». В конце жизни Ломоносов
был избран почётным членом ряда зарубежных академий.
Похоронен уникальный новатор в Александро-Невской лавре
Санкт-Петербурга. Исследователи его творческой деятельности сходятся на том,
что Ломоносов явил собой редкий и яркий пример органичного сочетания всех
позитивных способностей учёного-теоретика, экспериментатора, практика, очень
удачно реализующего найденное в ходе расчётов и опытов, и умелого,
целеустремлённого организатора производства, обогнавшего своё время.
|