Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат
идет в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами и князьями, да еще
в соглашении с королем Казимиром - ибо король и направил его против великого
князя, желая сокрушить христианство. Князь великий пошел на Коломну и стал у
Коломны, а сына своего великого князя Ивана поставил у Серпухова, а князя
Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а прочих князей и воевод в иных местах, а
других - по берегу.
Тема влияния
монголо-татарского ига на российскую историю всегда привлекала внимание не
только историков, но и литераторов, и философов. В некоторые периоды истории
интерес к ней вспыхивал с новой силой. Самый главный вопрос, по поводу которого
больше всего разногласий, – это вопрос о том, сложилась ли деспотическая власть
под влиянием монголо-татар или в нашей истории изначально была склонность к
такой форме управления. А поэтому интересно выяснить ответ на более частный
вопрос: почему монголы оставили ту же вертикаль власти, что была и до них.
Евпатий Коловрат — герой русского эпоса. Во многом напоминает героя
былин, которому, однако, пришлось биться не с Соловьем-разбойником,
не с Идолищем поганым, а с самым реальным врагом Руси — ратью Батыевой.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» — одно из самых трагических
произведений древнерусской литературы (написано, скорее всего, в начале
XVI века). О содержании его говорит само название. Летописный рассказ
о приходе полчищ Батыя на Русь соединяется здесь с элементами былинного
и легендарного повествования. Один за другим гибнут рязанские князья,
хотя они бесстрашно бьются против превосходящих сил врага. При этом
им удается уничтожить множество татар.
Нашим современникам трудно,
наверное, представить, что когда-то, в XII веке, вся Москва, ограждённая с
конца XV столетия кирпичной стеной средневековой крепости, умещалась на верхней
террасе Боровицкого холма. Здесь соседствовали дворы князя и ремесленника,
священника и воеводы, богатого боярина и его слуги. Несколько столетий, вплоть
до конца XVIII века, Кремль оставался в каком-то смысле обычным районом города,
хотя и служил резиденцией правящего дома и высшего церковного иерарха.
Множество людей проживало на территории Кремля, участвуя в исторических
событиях русского Средневековья. Некоторые из кремлёвских обитателей оставили о
себе память в названиях, которые и сегодня существуют на карте столицы России.
С именами других связаны исторические памятники, сохранившиеся до наших дней на
московской земле.
Перед тем, как продолжить
повествование, обратимся немного к географии. Мамаев стан располагался в Крыму,
от золотоордынского центра в Поволжье его отделяли «целая тысяча верст». Мы об
этом знаем, благодаря «Памятным записям армянских рукописей XIV века», изданных
в 1950 году в Ереване (на армянском языке). Согласно этому источнику, Мамай до
1380 года был властителем Крыма.
В
1237 году Тевтонский орден, владевший Пруссией, объединился с Ливонским
орденом меченосцев, полураспавшимся после неудачных военных действий в
Прибалтике. Соединив таким образом усилия, получая непрерывную
материальную поддержку со стороны Священной Римской империи, тевтонские
рыцари стали готовиться к «Дранг нах Остен». Цель похода – захватить
северо-западные русские земли и насадить там католицизм. По мнению
папской курии, после «Батыевого разорения» обескровленная и
разграбленная Русь не могла оказать какого-либо сопротивления. Поход
закованного в броню рыцарского войска на Русь начался в августе 1240
года. Первым под ударом тевтонцев пал древний Изборск и, как пишет
немецкая Рифмованная хроника, «никто из русских не был оставлен в
покое, и по всей земле поднялся плач и вопль». Потом было еще немало
бед и горя от захватчиков… Но по прошествии почти двух лет – в апреле
1242-го – русское войско все же одолело рыцарей и сбросило ярмо
порабощения с родной земли. Та легендарная битва вошла в историю под
названием «Ледовое побоище».
В 2010 году мы с Божьей
помощью отметим 660-летие Святого Дмитрия Донского и 630-летие Куликовской
битвы.
Рискну поднять очень
сложную историческую тему – битва на Куликовом поле. В который раз на территории
Руси пришли в столкновение интересы Востока и Запада. Обратимся к истории и
попытаемся сделать для себя выводы.
Миф о Куликовской битве
затмил историческую истину: первыми ощутимо бить Золотую Орду стали не
московские князья, ещё долго являвшиеся её верной опорой, а новгородская
вольница.