Редко у какого правителя
прошлых времен не было прозвища, с которым он вошел в историю. И, спустя века,
мы, рассматривая жизнь и деятельность того или иного руководителя государства,
чаще ориентируемся в оценке его правления не на факты биографии, а именно на
прозвище, дарованное ему народной молвой.
Обычно прозвание князя
Ярослава Владимировича (ок. 978-1054 гг.) «Мудрый» объясняют его
просветительской и законотворческой деятельностью. И в самом деле, князь
Ярослав сам читал книги – по тем временам это было чуть не чудом учености.
Более того, он желал, чтобы грамотность распространялась, и духовенству было
велено обучать детей, а в Новгороде князь даже открыл училище на 300 мальчиков
– такое же диво в XI веке, как первый университет. Ярослав не просто читал
книги или покупал их (кстати, в огромных количествах), но и создал библиотеку
русских и греческих книг, которую передал Софийскому собору – для общей
доступности.
Существует мнение, что колокола
появились впервые у китайцев. Малые звонки были известны и евреям: Моисей
упоминает о колокольчиках, которые привязывались к краям одежды
первосвященника.
Но в том виде, в каком
теперь колокола служат в христианских церквах, они появились не ранее VII века:
первые христиане из-за гонений не могли пользоваться колоколами для призыва к
богослужению; их звон мог бы привлечь внимание язычников.
Потом, когда гонения
прекратились. призывали к богослужению звуком трубы, оленьего или бычьего рога,
а в других местах этой цели служили токи, била, клепала: током называлась
длинная, узкая доска из сухого дерева с круглым перехватом в середине, билом -
короткая доска, висящая на веревке; из обоих этих предметов звуки извлекались
деревянным молотком; клепало выделывалось из железа в виде тонкой полудуги.
Все славянские боги,
входившие в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов
функциональных. Верховным божеством славян был Сварог (он же Род). Солнечных
богов было четыре: Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог. Функциональные боги славян:
Перун - покровитель молнии и воинов, Семаргл – бог смерти, образ священного небесного
огня, Велес - черный бог, владыка мертвых, покровитель торговли, книг, мудрости
и магии, Стрибог - бог ветра.
Славяне издревле отмечали смену времен года и смену
фаз солнца. Так, за каждое время года (весну, лето, осень и зиму) был
ответственен свой бог (Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог), особо почитаемый на протяжении всего
сезона. Так бог Хорс почитался в период между зимним
солнцестоянием и весенним (с 22 декабря по 21 марта). Ярило
почитался между весенним солнцестоянием и летним (с 21 марта
по 22 июня). Дажьбог почитался в период между летним
солнцестоянием и осенним (с 22 июня по 23 сентября). Бог
Сварог почитался между осенним солнцестоянием и и зимним (с 23
сентября по 22 декабря).
Российские женщины всегда
не хотели отставать от мужчин, смело вторгаясь в любые сферы деятельности.
Конечно, не могли они оставить в стороне от своего внимания и воздухоплавание,
ведь это так прекрасно – увидеть землю с высоты птичьего полета!
Считается, что первая
публичная демонстрация полета воздушного шара состоялась 5 июня 1783 года,
когда братья Жозеф и Этьен Монгольфье запустили в воздух свой летающий мешок,
наполненный теплым воздухом. Прошел всего год, и в воздух поднялась первая женщина.
Это была француженка госпожа Тибль, совершившая 24 сентября 1784 полет на
воздушном шаре в Лионе.
Он расположен на восточном
склоне Уральского хребта на реке Нейва, в 99 км севернее от Екатеринбурга. Начало
Невьянску дал железоделательный завод, построенный по Указу Петра I. 15 декабря
1701 года доменный мастер Яков Фадеев выплавил первый чугун. Казенным завод был
недолго - всего два с половиной месяца. 4 марта 1702 года завод передан
тульскому мастеру и оружейнику Никите Демидову. Никита и его старший сын
Акинфий привели завод "в совершенство". Была построена плотина длиной
214 метров,
доменные и производственные печи.
Но сейчас я хочу рассказать
об одной, весьма интересной достопримечательности этого города...
Из книги И.В. Бестужев-Лада «Россия накануне ХХ I века»,
М.1997
Про "таинственную русскую душу" каждый из
читателей слышал, наверное, неоднократно. И читал не раз. Что это такое - не
знает никто (поэтому и "таинственная"). Чаще всего поясняется, что
таинственность русской души - в ее необычайной широте. Но что такое
"широта"? Не расстояние же от экватора по меридиану, выражаемое в
градусах! Когда разберешься основательнее, что именно под этим понимается,
выясняется - три вещи.
В 945 г. князь Игорь погиб
от рук соседних древлян. Убив Игоря, древляне решили, что теперь они свободны
от обязательств перед киевской династией. Более того, древляне стали
претендовать на киевский стол — они потребовали, чтобы княгиня Ольга вышла
замуж за древлянского князя Мала. Но характерно, что конфликт с русами
древляне, в соответствии со славянскими традициями, попытались разрешить мирным
путем — послали к Ольге своих послов.
Дальнейшее хорошо известно
по «Повести временных лет». Ольга хитростью заманила два посольства древлян в
ловушки и жестоко расправилась с ними — одних послов закопала живьем в землю,
других сожгла в бане. Затем она явилась в Древлянскую землю и устроила тризну
на могиле мужа, на которую пригласила и древлян. По приказу Ольги ее дружинники
сначала напоили древлян допьяна, а затем иссекли их мечами («Повесть временных
лет» называет цифру убитых — 5000 человек).
Тихий, небольшой городок на
Волге, расположившийся на обоих берегах, местами более похож на село. В
магазинчике продавец отчаянно окликает мальчишек, убежавших с мороженым, не
взяв сдачу, и доброволец из очереди тут же кидается их возвращать.
На улице голосят петухи,
носятся разномастные собаки, старик у самой дороги колет дрова, мамаши
прогуливаются с нарядными малышами, бабоньки на берегу полощут белье. А из воды
поднимается колокольня, напоминая о том, что историческая часть Калязина
затоплена в 1940 г.
при строительстве Угличского водохранилища.
Эта колокольня - все, что
осталось от некогда знаменитого Свято-Троицкого Макарьевского монастыря,
основанного в первой половине XV в. А оставлена она была... в качестве вышки
для парашютистов.
Мифология славян на Руси во многом, придерживалась основных
мифологических представлений древних славян (праславян) времени их
единства (до кон. 1-го тыс. н. э.). По мере расселения славян с
праславянской территории (между Вислой и Днепром) по Центральной и
Восточной Европе от Эльбы до Днепра и от южных берегов Балтийского моря
до севера Балканского полуострова происходила дифференциация мифологии
славян и обособление локальных вариантов, долго сохранявших основные
характеристики общеславянской мифологии.
Многие туристы во время экскурсии по Киеву начинают смотреть на меня
недоверчиво, когда я им сообщаю, что в Киево-Печерской Лавре можно
увидеть мощи Ильи Муромца, и переспрашивают: «Того самого сказочного
Ильи?» Того самого, только не сказочного, а самого настоящего человека,
который жил во времена Киевской Руси и прочно вошел в народный фольклор
и с именем которого связано много загадок.
Нетленные мощи Ильи из города Мурома хранятся в Ближних пещерах
Лавры. Для посетителей открыта правая рука героя в молитвенном
положении – сложенные вместе три перста для крестного знамения, как
принято сейчас в Православной церкви. Мы знаем об этом человеке больше
легенд, чем исторических фактов. Так кем же был Илья на самом деле?
Раскол изменил не только
церковь, но и судьбу опальной боярыни. В 1911 году императором
было дано разрешение на разборку архива Тайного приказа царя Алексея
Михайловича. Кроме обычных для таких организаций бумаг и доносов, был обнаружен
большой объем документов, касающихся церковного раскола, и в частности - дела
опальной Феодосии Морозовой. Ее переписка с протопопом Аввакумом, отчеты о
дознании, перепись имущества, отчужденного в пользу государства после ссылки
боярыни в Боровск. Среди вороха полуистлевших бумаг была найдена одна, о
которой тут же доложили по начальству. Реакция последовала незамедлительно:
разбор документов до высочайшего распоряжения приостановить, архив засекретить.
Письмо, которое столь переполошило правившую династию, касалось личной жизни
Алексея Михайловича, вошедшего в русскую историю под именем Тишайший.
В первой половине 948 года
киевская княгиня Ольга выступила в поход на племя древлян, убивших годом раньше
ее мужа, князя Игоря. Войска Ольги разбили противника в ожесточенном сражении и
взяли затем несколько древлянских градов-крепостей. Но Искоростень (Коростень),
град древлянского князя Мала на реке Уж, с ходу взять не смогли.
Кем только ни была населена
земля наша в древности! Какие только необыкновенные тайны ни открылись далеким
предкам нашим! Одна из них связана с героинями многочисленных легенд и страшных
рассказов - русалками. Hеделя от понедельника троицыной недели до понедельника
следующей недели, Духова дня, издавна называлась в народе
"русальной".
Полагали, что до этого
времени русалки спокойно живут в воде и без особой надобности из своих жилищ не
выходят.
Происходят русалки из
времен весьма древних, языческих. Можно предположить, что в те времена они были
чем-то вроде местных речных богинь, подобных греческим нимфам. По
представлениям наших предков- язычников, это были души умерших родственников:
тогда было принято хоронить умерших не только в курганах, но и на распутье
дорог, в лесах, а также спускать в воду. Для того, чтобы задобрить русалочьи
души, ходили в лес, где на Духов день устраивали пиры-тризны, приносили жертвы
душам-русалкам.
Славянская земля издревле
славилась своими знахарями и колдунами. А как могло быть иначе? Люди жили в
любви и согласии с природой, и это накладывало на них определенный отпечаток.
Каждая травинка в те давние времена служила на благо человеку, а человек служил
природе. Это сейчас позабыты названия целебных трав и имена древних богов, а
колдуны считаются служителями дьявола. Раньше же знахарь, он же колдун, был
человеком почитаемым за мудрость. Да и сама природа словно заботилась о том,
чтобы умения знахарские не пропали.
Праздновать Новый год на европейский манер Россия стала по воле Петра
I. 19 декабря 1699 (тогда еще 7208-го) года царским указом отсчет лет
велено было вести не от сотворения мира, как прежде, а от Рождества
Христова, а новый год считать не с 1 сентября, а с 1 января. Днем позже
был обнародован еще один государственный акт - «О праздновании Нового
года». В первой половине XIX века из Германии в Россию пришел обычай
украшать ёлку. Встреча Нового года становится более сказочной и уютной.
Это был светлый, веселый домашний праздник в кругу родных и близких.
Казалось, так будет всегда. Однако...
21
июля 1918 г. после 16-тидневной упорной обороны пал восставший против
Советской власти Ярославль. Это восстание, кончившееся разрушением
города и гибелью десятков тысяч людей, было самым мощным
антибольшевистским выступлением в центре России.
Заметим,
что оно было поддержано почти всем населением города, которое
практически до самого последнего дня сражалось против превосходящих
численно и технически красных войск с исключительным геройством и
мужеством. Пал он лишь тогда, когда все возможности для продолжения
борьбы были исчерпаны. Об этом говорит то, что все здания в центре
города были разрушены.
История поединков уходит в
глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести,
наконец просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника.
Еще в древние времена были известны судебные поединки, назначавшиеся для
решения споров по имущественным и иным вопросам (в частности, в «Русской
Правде»), цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские
турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли.
Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским
военным писателем начала века П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой
между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с
соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места,
времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».
В разные времена разные
люди на этот вопрос отвечали по-разному. А мнения учёных и сейчас очень
расходятся. Люди пришлые, которые были званы в Россию с Запада или сами ехали
за заработком, веками внушали нам, что русское племя возникло из дикости и
тёмного состояния путем крещения, с которого и надлежит нам начинать свою
историю, ну, во всяком случае, не ранее княжения Рюрика-германца.
Миф о Куликовской битве
затмил историческую истину: первыми ощутимо бить Золотую Орду стали не
московские князья, ещё долго являвшиеся её верной опорой, а новгородская
вольница.
Был в истории России
период, когда действующий монарх не только назначил себе преемника, но и
какое-то время формально находился у него в подчинении. Это произошло в 1575 г., когда законный царь
«отрекся» от престола и возвел на него крещенного татарского хана Симеона
Бекбулатовича