Среди уютных уголков Москвы
особенной любовью пользуются монастыри – места намоленные, сокровенные, святые.
А по весне особо привлекательна именно Новоспасская обитель (Крестьянская
площадь, 10). В первую очередь, конечно, потому, что до нее можно добраться
двумя способами – и по суше, и по воде. Ведь на Москве-реке уже открыта
навигация.
Этот монастырь - один из
самых древних. Основание его приписывают самому Юрию Долгорукому. Во времена
Долгорукого Новоспасская обитель стояла на месте нынешнего Данилова монастыря.
В 1300 г.
ее перенесли в Кремль. Она стала великокняжеской усыпальницей. В конце XV века
обитель в очередной раз перенесли - уже на нынешнее место.
Монастырь даже в глубокой
древности считался достопримечательностью. В 1676 г. егодемонстрировали послу из Голландии Балтазару
Койэтту. Господин Койэтт был поражен: «Мы вчетвером отправились в Новоспасский
монастырь, где прошли к казначею монастыря, также монаху. Он водил нас повсюду,
даже под церковь, в сводчатые подвалы, где был сильный холод. В этих подвалах
мы видели сотни гробниц, изящно украшенных. На каждой гробнице находилась
крышка из бревен, на которой лежало покрывало (пелена) из материи с вышитым на
нем крестом. Это место служит для погребения высших князей государства. Здесь
лежат братья и предки нынешнего царя и другие черкесские и сибирские князья».
Видимо, Койэтт не слишком разбирался во внутреннем устройстве государства
Российского.
Одному же из настоятелей
этого славного монастыря в 1773
г. были посвящены вполне светские вирши. Написал их
Ермил Костров - будущий знаменитый поэт и переводчик (чей дар высоко ценили
А.С. Пушкин и М.М. Херасков), а тогда еще безвестный выпускник провинциальной
семинарии. Ему хотелось продолжать образование. Но средств не хватало. И юноша
направился к настоятелю московского Новоспасского монастыря отцу Иоанну -
своему земляку, тоже выходцу из северной Вятской губернии. Ермил
продекламировал ему стихотворение:
«О муж священный, муж избранный!
Отверзи мне, о покровитель,
Желанный Аполлонов храм,
Где он, начальник и
правитель,
С собором нимф ликует сам».
Автор явно перепутал две
религиозные культуры - античное язычество и православие.
К счастью для него, «муж,
небесами дарованный», отличался широтой души и взглядов. Настоятель, вместо
того чтобы выгнать дерзновенного семинариста, направил его обучаться в
Московскую духовную академию, рассчитывая, что ее строгие нравы лучше всякого
внушения выбьют из головы молодого человека желание ликовать с собором нимф.
Но «покровитель» ошибся.
Юноша вышел пусть и образованным, но грешником. Правда, неравнодушен он был не
столько к нимфам, сколько к дарам Бахуса.