Довольно широко
распространено мнение, что быт населения Золотой Орды был непритязательным и
примитивным, поскольку он отражал простейшие функции кочевой жизни. Что же
касается культуры государства, то уровень ее определяется чаще всего как
невысокий и не отличающийся самобытностью.
Вся культурная жизнь
Золотой Орды разделялась на две заметно отличавшиеся части - кочевую и оседлую.
И все же оба эти уклада не противостояли друг другу как в хозяйственной, так и
в культурной жизни.
Юрты в Золотой Орде были
двух типов: разборные и неразборные. Основу первых составляли решетчатые щиты
стен (6-8 щитов и больше) и специально выгнутые тонкие прутья крыши, которые
упирались в центральный деревянный круг, служивший дымовым отверстием. В зависимости
от богатства и знатности владельца юрта покрывалась черным или белым войлоком,
иногда украшенным яркими аппликациями. Средний диаметр такого жилища 5-6 м. Это было жилище бедных и
средних слоев населения, оно быстро разбиралось и легко перевозилось на
верблюде или лошади.
Неразборные юрты, как
правило, принадлежали степной аристократии, так как для их снятия со
специальной повозки и установки па выбранном месте требовались усилия многих
слуг или рабов. В диаметре они имели до 10 м. Дверной проем (обычно завешенный
войлоком, кошмой или ковром) всегда был обращен в южную сторону. Это не только
позволяло хорошо освещать жилище большую часть дня солнечными лучами, но и
использовать его как солнечные часы, отмечая время по свету из отверстия в
крыше. Напротив двери у северной стены всегда располагалось место и постель
хозяина, а рядом с ним обычно усаживались почетные гости. Справа от входа у
восточной стены находилась женская половина, а напротив нее, у западной, -
мужская.
В центре на земле сооружался
из камней очаг, где на специальном железном треножнике устанавливался котел для
варки пищи. Топливом чаще всего служил кизяк - спрессованный и высушенный
навоз.
Основой питания монголов
было молоко, кумыс и мясо. Последнее запасалось впрок, провяливаясь тонкими
полосами на ветру. Из свежего мяса делались разнообразные колбасы. Особо было
организовано снабжение кочевников крупой и мукой. Степная аристократия получала
просо и муку из собственных «поместий», располагавшихся в южных районах страны.
Еда в Золотой Орде
представляла собой не просто удовлетворение естественной потребности, это был
особо расписанный ритуал, в котором самые мельчайшие детали имели важное
значение в глазах кочевника-язычника. Скот нужно было не только по особому
резать и разделывать, но и в строгом соответствии с традицией раздавать
отдельные части сваренной туши. Мясо в степи никогда не продавалось путникам,
но их могли накормить бесплатно в соответствии с законом степного
гостеприимства. Молоко и кумыс нельзя было выносить ночью из юрты, а прежде чем
их пить, необходимо было хоть каплю пролить на землю. Мясо разрешалось лишь
варить в котлах, а не обжаривать на открытом огне, так как капающий сок и жир
могли его затушить, что считалось величайшим грехом и несчастьем для дома.
Кроме домашних припасов,
заметную роль в рационе питания населения Золотой Орды играли продукты охоты.
Кочевое хозяйство
накладывало отпечаток и на одежду населения Золотой Орды. Все путешественники
единодушно отмечали, что платье мужчин и женщин сшито одинаковым образом. Лишь
платье девушек немного длиннее мужского. Летом все население носило халаты,
которые по монгольской традиции застегивались на правом боку, в отличие от
тюрок, у которых застежка находилась слева. Зимой обычно носили по две шубы
одна мехом наружу, другая внутрь. Шились они из волчьих и лисьих шкур или более
дорогой пушнины, поступавшей в виде дани из Руси и от других северных народов.
У простолюдинов также были шубы, но из собаки или козы. Мягкие, хорошо
выделанные кожи шли на шаровары. Из войлока изготовлялись плащи и шапки.
Степная аристократии всегда любила рядиться в привозные шелк, парчу, тонкие
европейские сукна. Люди попроще довольствовались хлопчатобумажными тканями.
В обязательном порядке
знатные женщины употребляли обильную косметику. Путешественники из
мусульманских стран постоянно подчеркивают одну непривычную для них деталь в
женском костюме - отсутствие паранджи. Более того, на ханских приемах рядом с
правителем всегда находилась жена (а порой и не одна) с открытым лицом. При этом
она могла принимать участие в общих беседах и ее суждения были достаточно
авторитетными, а в некоторых вопросах и решающими. Такое было совершенно
немыслимым в странах классического ислама, что свидетельствует о заметной роли
женщины (по крайней мере знатной) в общественной жизни Золотой Орды.
Подавляющее большинство
населения поклонялось вечному синему небу, солнцу, луне, огню, воде и земле. В
юртах и повозках развешивались идолы из войлока, тканей и металла. Каждому из
идолов приносились ублажающие жертвы чаще всего в виде еды и питья. Нужно
отметить, что при общем господстве язычества, а позднее мусульманства монголы
чрезвычайно спокойно относились к другим религиям, хотя и среди них встречались
фанатики. Такая веротерпимость объясняется скорее всего привычной кочевнику
обиходностью и практичной значимостью обряда, который обязательно должен иметь
положительное для просителя следствие. А уж с какими средствами и с помощью
какого божества это будет достигнуто, для находящегося в постоянной зависимости
от грозных сил природы степняка было делом второстепенным.
Безусловно, своеобразна и
городская оседлая культура Золотой Орды, развитие ее достигло высокой степени.
Ее основными носителями стали ремесленники, которые составляли большинство
городского населения. Бурный расцвет городов Золотой Орды относится к XIV веку,
когда ислам стал государственной религией. Огромные дворцы знати были
оборудованы со всеми возможными в то время удобствами.
На протяжении всей истории
Золотой Орды культура ее не находилась в состоянии застоя, используя лишь
готовые формы, созданные другими народами. Культура обогащалась новыми
элементами на основе сплава различных достижений многих народов.