Почему ханы Золотой Орды не стали менять власть на Руси?
Тема влияния
монголо-татарского ига на российскую историю всегда привлекала внимание не
только историков, но и литераторов, и философов. В некоторые периоды истории
интерес к ней вспыхивал с новой силой. Самый главный вопрос, по поводу которого
больше всего разногласий, – это вопрос о том, сложилась ли деспотическая власть
под влиянием монголо-татар или в нашей истории изначально была склонность к
такой форме управления. А поэтому интересно выяснить ответ на более частный
вопрос: почему монголы оставили ту же вертикаль власти, что была и до них.
В 1243 году по приглашению
хана в Сарай, столицу Золотой Орды, основанную ханом Батыем в низовьях Волги
(ныне Астраханская область), прибыл Ярослав, ставший по старшинству великим
князем после смерти брата Юрия Владимирского в сече на реке Сить.
В той битве в 1238 году
Бурундай, монгольский тумен, или темник (предводитель 10000-тысячного войска,
называемого русскими «тьмой»), прославленный опытный полководец Чингиз-хана,
окружил и почти поголовно истребил русские войска. Битва закрепила поражение
Северо-Восточной Руси.
Батый признал Ярослава
великим князем всей, а не только Владимиро-Суздальской Руси.
Это заставило поторопиться
других русских князей: в 1245 году в Орду приехали подтверждать свои утраченные
права великие князья Даниил Галицкий и Михаил Черниговский.
Они спорили из-за земель до
и после батыева погрома, продолжали соперничать и в Орде. Например, князь
Михаил, по одной версии, отказался соблюдать установленный ритуал приёма у
хана, а по другой версии, не выполнил языческий обряд причащения огнём; за это
его и боярина Федора зверски убили. Обходительный Даниил делал, что прикажут, и
понравился Батыю. «Ты уже наш татарин», – якобы сказал хан и дал ему
разрешение-ярлык на Галицко-Волынское великое княжение.
Немногие князья погибли,
подобно причисленному к лику святых Михаилу. Некоторые, не осмелившись
выступить против самого хана, впоследствии бились с татарскими грабительскими
отрядами и честно сложили головы в бою.
Но большинство сочло, что
стыд глаза не выест, что плетью обуха не перешибешь. Многие сообразили, что вся
тяжесть дани ляжет на чернь, и обрадовались защите от воли бояр и народа, от
удачи соперников, покушений соседей-иноплеменников. Ведь хан Золотой Орды
прекрасно заменял для князей высшую государственную власть, утраченную с
раздробленностью. Довольно было признать его царем, чтобы не стыдиться
именовать себя холопом и ползать на коленях.
Признавая свое княжение
собственностью царя татарского, князь получал ее обратно как наследственное
владение вместе с обязанностью служить и правом на покровительство со стороны
хозяина. Никто не мог отнять у него княжения, кроме самого царя. Когда
княжеские столы наследовались правильно и мирно, ханы не меняли обычного
порядка перехода власти от брата к брату или от отца к сыну. Обычно лишь при
распрях и смуте, получая просьбы о суде и помощи, царь решал проблемы по своему
произволу и карал строптивых.
Батый не внес существенных
изменений в государственное устройство Руси именно потому, что хорошо
познакомился с ним и не видел в нем ни малейшей опасности для власти Золотой
Орды.
Очень быстро ханы усвоили и
значение церкви, утвердив ее особую роль в системе власти на Руси. Сами они со
временем приняли и распространили в своих владениях ислам, однако сохранили
исконно присущую язычникам терпимость и уважение к иным религиям с их
жречеством или духовенством. Уже в 1261 году была основана русская православная
епископия в Сарай-Бату (Сарае).
Пастырь православной
епископии был настолько близок к хану, что не покидал его двор даже во время
кочевок. Русский митрополит со всеми церковными людьми был освобожден от всех
даней и повинностей в пользу татар. Ханские ярлыки-договоры строго защищали
земли, имущество и права духовенства, признавшего, что царская власть – от
Бога.
Монголы христианами были....в массе своей...
С НОВЫМ ГОДОМ, ТЕЗКА!!!