Основным занятием восточных славян было земледелие. Это
подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены
семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа,
капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические
культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в своем развитии
северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях,
плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние
земледельческие традиции, а также имели давние связи с
рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.
На Балтике и в верхнем
Поволжье ближайшими соседями славян были племена финнов и балтов. К северу от
них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С
VIII в. в станы Европы подверглись натиску со стороны "кочевников
моря" - викингов. Период викингов завершил эпоху "великого
переселения народов". В IX в. норманны завоевали Ирландию и Северную
Англию, утвердились в устье Луары и Сены и осаждали Париж. Они пытались
подчинить империю франков, распавшуюся на два государства. Угроза завоевания
носила реальный характер. Лишь ценой крайнего напряжения сил франки одержали
верх и истребили норманнские армии в Бретани и на Рейне.
Откуда и когда взяла свое начало Древняя Русь? На
эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов, ибо
складывание этнической карты нашей страны началось в столь отдаленную
эпоху первобытнообщинного строя, когда еще не появилась письменность, а
археологические памятники (древние предметы, сооружения, изображения,
погребения и т.п.) не дают сведений о языке - важнейшем этническом
признаке.
У славян существовал годовой цикл
земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды
должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Главный из них был по собрании хлеба и
происходил таким образом: первосвященник накануне должен был вымести святилище,
неприступное для всех, кроме его; в день торжества, взяв из руки Святовида рог,
смотрел, наполнен ли он вином, и по тому угадывал будущий урожай; выпив вино,
снова наполнял им сосуд и вручал Святовиду;
Каждого человека, кого раньше, кого позже
наверняка волнует вопрос - а откуда я взялся? Как я появился на свет? Совсем недавно отмечали 850-летие Москвы,
города, в котором живу я, родные и близкие мне люди, мои друзья. Первое
упоминание о Москве датируется 1147 годом, но и до этого жили здесь люди, среди
лесов, на берегу той же самой реки, под этим же самым небом. Наши предки. Кто
они были, как они жили, откуда они пришли на эти земли?
Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны: при
господстве физической силы человек слабый был существом самым
несчастным, и опять жизнь у такого человека считалась подвигом
сострадания. Религия восточных славян поразительно сходна с
первоначальной религией арийских племен: она состояла в поклонении
физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым
домашним гениям. Но следов героического элемента, так сильно
развивающего антропоморфизм, мы у славян не замечаем, а это может
означать, что между ними не образовались завоевательные дружины под
начальством вождей - героев и что переселение их совершались в родовой,
а не в дружинной форме.
Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории
Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской
истории России. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями,
которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как
государственной религии. Крещение Руси не проходило безболезненно для
русского народа и было сопряжено со значительным сопротивлением новой
православной культуре.
Первые известия о славянах. После
ухода гуннских племен из степей, примыкавших к границе Небесной
империи, в Восточной Монголии и Западной Манчьжурии сформировался союз
кочевых племен, которые китайские летописи называли терминами сяньби
или вей. Наиболее влиятельными в союзе были племена объединения
жуань-жуаней и киданей. В VI в. жуань-жуани начали продвигаться по
следам гуннских племен на запад. В середине VI в. они напали на
Кавказскую Албанию, вторглись в пределы Азербайджана и Армении, а
оттуда пошил на север. В европейских источниках их называют аварами.
Вопрос о происхождении
восточных славян, их прародины, и по сей день вызывает дискуссии в
научном мире. Впрочем, различную интерпретацию имеют большинство
проблем, связанных с нашей историей в докиевский период. В данном
разделе изложены взгляды на происхождение и прародины славян ведущих
специалистов по русскому средневековью к.и.н., преподавателя истории
Российского государственного гуманитарного университета И.Н.
Данилевского, д.и.н., ведущего научного сотрудника Института Российской
истории РАН А.А. Горского, д.и.н., зав кафедрой истфака МГУ Л.В. Милова
В VI веке в истории
структуры племенных объединений происходят значительные изменения, связанные с
переходом от родоплеменной формы общины к соседской. И данные события позволили
произойти выделению воинской прослойки и преобразование ее в дружины, которые
приобрели значительную власть в управлении племенными княжествами, либо союзами
племенных княжеств. Образование же такого рода княжеств было в, свою очередь,
вызвано миграцией славянских племен в V - VI веках.
Одной из самых больших
сенсаций в области исторических открытий нашего века является находка "Влесовой
книги" — языческой летописи доолеговой Руси. История эта напоминает
приключенческий роман...
О «Велесовой книге»,
казалось бы, писали неоднократно. Но что-то заставляет возвращаться к этой теме
снова и снова...
Не смотря на то, что Русь
была крещена в IХ вeке, еще в течение двух-трех последующих столетий многие
сельские жители продолжали проводить обряд похорон по-язычески, а иногда
сочетали два обряда - христианский и языческий. В захоронениях тех времен
вместе с православными крестиками можно встретить амулеты - медвежьи клыки и т.
д. Даже в могилах заведомо крещенных людей (новгородских посадников) можно
встретить оружие, хотя это явно противоречит обряду православного погребения.
Славянские идолы — каменные
и деревянные изваяния, что передавали образ славянских богов были непременным атрибутом
жреческих религиозных обрядов Древней Руси. До сегодняшних днейидолов сохранилось крайне мало. Этот факт
объясняется не столько гонениями на язычество, сколько тем, что славянские
идолы в большинстве своём были деревянными. Использование дерева а не камня для
изображений богов объяснялось не дороговизной камня, а верой в магическую силу
дерева — идол, таким образом, соединял в себе священную силу и дерева, и
божества.
Почти все известные
сохранившиеся до наших дней каменные славянские идолы были найдены на побережье
Чёрного моря и в Приднепровье. Они изображают бородатого бога с мечом у пояса,
рогом в правой руке и гривной (ожерельем) на шее. Учёные полагают, что эти
идолы были созданы в VI—V вв. до н. э. праславянами-земледельцами, которые вели
тогда обширную торговлю хлебом с греческими городами.
Все славянские боги,
входившие в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов
функциональных. Верховным божеством славян был Сварог (он же Род). Солнечных
богов было четыре: Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог. Функциональные боги славян:
Перун - покровитель молнии и воинов, Семаргл – бог смерти, образ священного небесного
огня, Велес - черный бог, владыка мертвых, покровитель торговли, книг, мудрости
и магии, Стрибог - бог ветра.
Славяне издревле отмечали смену времен года и смену
фаз солнца. Так, за каждое время года (весну, лето, осень и зиму) был
ответственен свой бог (Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог), особо почитаемый на протяжении всего
сезона. Так бог Хорс почитался в период между зимним
солнцестоянием и весенним (с 22 декабря по 21 марта). Ярило
почитался между весенним солнцестоянием и летним (с 21 марта
по 22 июня). Дажьбог почитался в период между летним
солнцестоянием и осенним (с 22 июня по 23 сентября). Бог
Сварог почитался между осенним солнцестоянием и и зимним (с 23
сентября по 22 декабря).
Мифология славян на Руси во многом, придерживалась основных
мифологических представлений древних славян (праславян) времени их
единства (до кон. 1-го тыс. н. э.). По мере расселения славян с
праславянской территории (между Вислой и Днепром) по Центральной и
Восточной Европе от Эльбы до Днепра и от южных берегов Балтийского моря
до севера Балканского полуострова происходила дифференциация мифологии
славян и обособление локальных вариантов, долго сохранявших основные
характеристики общеславянской мифологии.