Слово «мещанин» за годы Советской власти приобрело стойкий негативный
смысл, стало нарицательным. Например, братья Стругацкие характеризуют
мещанина, как индивидуалиста, эгоиста, довольного собой и всегда
уверенного в себе, недоступного для идей глупца; он ленив
интеллектуально, уверен, что смысл жизни заключается в удовольствиях и
развлечениях, а работа является лишь средством к добыванию денег и
славы. А.М. Горький замечает: «одно из свойств мещанской души -
раболепие, рабье преклонение перед авторитетами». Большая Советская
энциклопедия: «мещанами называют людей, взглядам и поведению которых
свойственны эгоизм и индивидуализм, стяжательство, аполитичность,
безыдейность».
Так кто такие мещане? В толковом словаре Даля дано следующее
определение: «мещанин - горожанин низшего разряда, состоящий в подушном
окладе и подлежащий солдатству; к числу мещан принадлежат также
ремесленники, не записанные в купечество»; по словарю Ефремовой мещане
- «городское сословие, преимущественно состоящее из мелких торговцев,
ремесленников, низших служащих и т.п. в Российском государстве до
1917г.»
По «Жалованной грамоте городам» (1785г.) наименование «мещане» имело
три значения: 1) городовые обыватели, 2) среднего рода люди («среднего
рода людей или мещан название есть следствие трудолюбия или
добронравия, чем и приобрели отличное состояние»), 3) мелкие торговцы и
ремесленники.
В украинском, польском, белорусском языке сохранилось славянское
«место», «мЯсто» - «город». Отсюда и пошло название сословия «мещанин»
- горожанин. Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и
посадов) Московской Руси, в основном - мелких ремесленников и
торговцев. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане,
наряду с купцами, относились к категории «правильных городских
обывателей»: «К числу традиционных мещанских ценностей, составлявших
основу менталитета средних городских слоев, можно отнести личную
ответственность, чувство долга в семейной жизни, уважение к труду,
почитание старших по возрасту, религиозность. Они ценили труд не только
как источник средств к существованию, но и как возможность помочь своим
близким, соседям. Усыновление сирот, раздача милостыни были обычными в
мещанской среде. Широко употреблявшееся ранее выражение «мещанский
стиль» характеризовало комплекс эстетических воззрений, присущих
основной массе мещанства». (Шрейдер Г.И., Город и Городовое положение
1870 года // История России в 19 веке. Т.4. СПб., 1908-1909).
Становлением сословия мещан стала организация сословий при Петре I,
когда все городские обыватели («регулярные граждане») получили общее
наименование «мещане». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в
городовой обывательской книге. Звание мещанина было наследственным и
потомственным. Мещане по регламенту Главного магистрата 1721 г. были
разделены на две гильдии и цехи. К первой гильдии были отнесены
банкиры, знатные купцы («гости»), городские доктора, аптекари, лекари,
шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы; ко второй -
все те, «которые мелочными товарами и харчевыми редкими припасами
торгуют, а также рукомесленные: резчики, токари, столяры, портные,
сапожники и им подобные». Ремесленники, входившие в состав второй
гильдии, подразделялись, в свою очередь, на цехи, созданные по
профессиональной принадлежности.
Окончательное оформление мещанского сословия происходит путем
узаконений Екатерины II, касающихся управления городов. 30 июля 1767
года Екатериной Второй был дан Наказ Комиссии о сочинении проекта
Нового Уложения. Глава 16 называется: «О среднем роде людей». В статье
сказано: «В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в
торговле, в художествах и науках. Сей род людей, о котором говорить
надлежит, и от которого государство много добра ожидает, если твердое
на добронравии и поощрении к трудолюбию основанное положение получит,
есть средний. Оный, пользуясь вольностью, не причисляется ни ко
дворянству, ни к хлебопашцам. К сему роду людей причесть должно всех
тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах,
в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах». Записаться в мещане
мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую
собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и
исполнял общественные службы.
Как видно из всего вышеизложенного, мещанин - добропорядочный,
законопослушный и работящий человек, средний класс, основа Российской,
да и любой другой, государственности (в 1811 году в России было 949,9
тыс. мещан, что составляло 35 % городского населения, в 1897 — 7449,3
тыс. (44 %)). За что же Советы так невзлюбили мещан? Революционным
движением в России руководили в первую очередь дворяне (В. Ульянов, Ф.
Дзержинский, Г. Плеханов и другие); люди образованные, они прекрасно
понимали значение среднего класса. Увлечь революционным движением
людей, ценящих стабильность – задача нереальная. И свергнуть строй, не
сломав и не сломив средний класс, невозможно. Именно поэтому сразу
после пролетарской революции 1917 года началось не только физическое,
но и моральное уничтожение мещанства как класса, как образа мышления.
Думаю, не последнюю роль в этом уничтожении сыграл и дворянский снобизм
по отношению к «низшему сословию».
После развала СССР многие наши соотечественники бросились разыскивать
дворянские корни; к модной «голубой крови» примазалось немало и тех,
чьи предки были крестьянами, мещанами или купцами. А я горжусь своими
мещанскими корнями: мои давно умершие родственники были мастеровыми,
рыбаками, мореходами - людьми, на чьих плечах держалась и до сих пор
держится Россия!
|