Вот уже около двухсот лет
большую часть прогрессивного человечества волнует вопрос: как повидло попадает
внутрь конфеты. Процесс поступления этой полужидкой массы в замкнутый объем
твердой карамели представляется мистически загадочным. До недавнего времени все
считали, что человек, который оказался способным раскрыть эту великую тайну,
носил фамилию Бабаев. Как же! Ведь фабрика с двухсотлетней историей, одна из
самых известных российских фабрик, производящих сладости, называлась так:
Кондитерская фабрика имени П. А. Бабаева.
Чистые пруды - один из
техрайонов Москвы , история которого
сохранилась не только в учебниках и летописях. Белые лебеди все так же, как и
сто лет назад, скользят по поверхности воды, а влюбленные пары, мамы с
колясками и пожилые эстеты прохаживаются вдоль аллей. Здесь все так же цветут
старые кряжистые липы, а каштаны изящно тянут бело-фиолетовые свечи навстречу
новому дню. И даже новостройки, которые появились в последние годы, не
разрушают внешний облик старинных кварталов.
Невозможно представить
старую Москву без лихих извозчиков, которые, как в песне Утесова, «мчались
вдаль стрелой, искры сыпались с булыжной мостовой». Но позволить себе
прокатиться на извозчике мог далеко не каждый москвич. Удовольствие было не из
дешевых.
Московские извозчики
делились на несколько категорий. Самые дешевые экипажи были у «ванек», которые
приезжали в Москву из деревень на своих лошадках, иногда брали лошадей у хозяев
в аренду. «Ваньки» просили недорого, работали много, готовы были ехать, куда
прикажут. Но не всякий москвич сядет в их колымаги. Небогатые мещане, мелкие
чиновники, приказчики, простой люд, разжившийся лишней копейкой, - это клиенты
«ванек».
Сегодня, путешествуя по
центру города, мы можем бросить мимолетный взгляд на здание, в котором
лакомился яствами Александр Сергеевич Пушкин. Ведь в пушкинском стихотворении
«Дорожные жалобы» -
28 декабря 1857 года, в Купеческом собрании в Москве в честь лучших представителей предпринимательских слоев России был дан торжественный обед. Ванны с
шампанским, конечно же, не стояли, и русских красавиц с ног до головы черной
икрой никто не вымазывал, но «гудеж» был такой, что, казалось, будто
светопреставление началось.
Когда-то территория Москвы ограничивалась окружной железной дорогой, по
обе стороны которой тянулись серые ленты асфальта, носившими громкое
название «шоссе». На внутренних шоссе стояли каменные дома с
квартирами-коммуналками, на внешних располагались дровяные и угольные
склады и бараки. Бараки были одноэтажными дощатыми строениями с
единственной кухней и удобствами во дворе. Под окнами росла крапива и
лебеда – другой растительности быть не могло – угольная пыль висела в
воздухе, забивая легкие и землю.
Каждый день миллионы москвичей все торопятся и бегут куда-то, в
буквальном смысле слова не смотря под ноги и не задумываясь о том, что
обычный столичный люк может оказаться входом в другой мир. Еще пару лет
назад я и сама не поверила бы в это, пока не познакомилась с
представителями движения диггеров и не осуществила вместе с ними
несколько вылазок туда, в катакомбы подземного мира.