В категории материалов: 12 Показано материалов: 1-12 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Переводить имя этого бога
вроде бы нет никакого смысла: для русского человека оно звучит привычно и
понятно, соответствуя часто повторяемому: «Дай Бог!». Но как полагают
исследователи, «бог» в имени языческого божества производное от
древнеиндийского «бхага», означающего «богатство». Таким образом можно
предполагать, что Дажьбог почитался, во всяком случае в далекой древности, как
податель богатства. |
В летописи его называют
«скотием богом». Имя его тоже указывает на это. Одновременно он был
покровителем достатка, богатства, которое традиционно связывалось с количеством
скота. Как отметил Б.А. Рыбаков, вплоть до Средневековья на Руси слово «скот»
означало и домашних животных, и имущество; «скотолюбие было синонимом
корыстолюбия, «скотником» называли финансового чиновника, посредника между
посадником и старостой, а «скотницей» - казну. |
Имя это повторяется на Руси постоянно из века в век и составляет корень
множества слов: родина, народ, родня, родство, родить, родник, урожай,
природа... Казалось бы, бог с таким именем также должен почитаться
долгие века. Ведь с ним связана та земля, где мы родились (родина), та
общность людей, частью которой мы являемся (народ), и даже окружающий
нас мир, который находится при Роде. Тем не менее известный
исследователь Б.А. Рыбаков имел все основания написать: «Самым
загадочным и наименее изученным из всех славянских божеств является Род
- божество, известное только восточным славянам и не уцелевшее в
этнографическом материале». |
Малые божества населяли не только леса и воды. Известно немало домашних
божеств – доброхотов и доброжилов, во главе которых стоял домовой,
живший либо в подпечье, либо в лапте, повешенном для него на печь. В
новый дом домового переносили в горшке с углями из старой печи,
повторяя при этом: «Домовой, домовой, пойдем со мной!». |
Сведения по мифологии Древней Руси, или, точнее говоря, восточного
славянства, очень скудны. Когда наш великий энциклопедист М.В.
Ломоносов попытался привести эти сведения в единую систему, то вынужден
был с огорчением отметить: «Мы бы имели много басней, как греки, если
бы науки в идолопоклонстве у славян были». |
Громовержец, повелитель грома и молнии, небесный бог, власть которого простирается и На землю - таков Перун. Византийский
историк VI века Прокопий Кессарийский писал, имея в виду славянский
пантеон: «Считают, что один из богов - создатель молнии - ...есть
единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких животных».
Ссылаясь на это свидетельство, Е.Е. Левкиевская сделала вывод, что
«культы отдельных, не связанных между собой богов к этому времени
начали складываться в общеславянскую религиозную систему, центром ее
становится Перун». |
|