Среди высших богов
славянского пантеона она была единственной представительницей женского пола.
Правда, некоторые исследователи называют целый ряд других богинь: Дивия (Дива),
Жива, Подага, Желя, Морена, Купала, Лада, Леля. Однако вызывает споры уже одна
возможность их существования вообще и как общеславянских
или русских богинь в частности. Во всяком случае нет серьезных оснований
относить какое-то из этих женских божеств в разряд великих. А вот идол Макоши,
как свидетельствует летопись, приказал поставить в Киеве князь Владимир в ряду
наиболее почитаемых божеств.
Охарактеризовать ее
нелегко. Посвятив ей основательное исследование, Б.А. Рыбаков начал его так:
«Макошь - женское божество, оно является одним из наиболее загадочных и
противоречивых. Упоминания этой богини встречаются во многих источниках, но они
отрывочны и кратки. Мы даже не можем ответить на вопрос о географическом
диапазоне ее культа...» Но в конечном счете раскрыть эту загадку ему так и не
удалось. По его мнению: «Все говорит за то, что Макошь (задолго до того, как
она стала лишь покровительницей женских работ) была очень важной богиней
праславянского пантеона...»
Тут несколько странно
звучит пренебрежительное отношение к женским работам, словно им
покровительствовать несравненно менее почетно, чем, например, скотоводству или
земледелию, не говоря уж об охоте и собирательстве, которое испокон веков
считалось женским занятием. Более того, если учесть существование целого ряда
богов, покровителей мужских занятий, не выглядит странным введение в их круг
хотя бы одного божества, напоминающего о значительной, а порой и решающей роли
в общем хозяйстве женского труда.
Мокошь причисляют к
общеславянским божествам (имя это встречается не только у восточных, но и у
западных и южных славян), а потому истоки этого культа могут уходить в далекую
«дославянскую» древность. Название одного из обрядов, связанных с ее культом,
называется «мокрида», что наводит на мысль о связи Мокоши с понятием мокроты;
кстати, в жертву этой богини в поздние времена бросали в колодец пряжу, кудель.
В Олонецком крае в XIX веке
существовало поверье, что «Мокуша» наблюдает за прядущими женщинами, а порой
обходит дома, и если пряха заснула, а веретено ее вертится, то говорят, что за
них прядет Мокуша.
Создается впечатление, что
в образе этой богини соединились несколько не обязательно связанных между собой
представлений: здесь и женские занятия вообще, и конкретно прядение, и
сплетающиеся нити судьбы (подобно греческим богиням Мойрам), и олицетворение
матери сырой-земли, и пригляд за земными водами (колодцами). А по мнению Б.А.
Рыбакова, «нас должна заинтересовать несомненная близость слов, образующих
жребий и имя богини. Учитывая глубокую индоевропейскую древность слова Ма
(мать), можно представить себе «Макошь» как наименование «Матери счастливого
жребия», богини удачи, судьбы».
Правда, чем больше версий
происхождения слов «макошь» и «мокошь», чем неопределеннее пределы «владений»
богини, тем труднее она для понимания. Возможно, с ее именем древние славянки
связывали нечто очень важное, сокровенное, о чем мы и не догадываемся?
В рукописи XIV века автор
сетует: «Мокоши не явно молятся, да ...призывая идоломолиц баб, то же творят не
токмо худые люди, но и богатых мужей жены». Тут важно то, что идолам Мокоши
поклоняются тайно (несмотря на строгий христианский запрет) и не только в
глухих углах. Возможно, к покровительству Макоши женщины обращались в самых
разных случаях, а не только ради помощи в ведении домашнего хозяйства.
Борьба христианских
священников с культом Макоши дала свои результаты. Идолы были повержены, имя
пришло в забвение, и уже мало кто помнил о том, что представляет из себя и чему
покровительствует Макошь, однако ее место отчасти заняла святая
Параскева-Пятница, которую стали считать покровительницей полей и водоемов,
колодцев, домашнего хозяйства, а также целительницей.
Такова обычная
закономерность. Если даже пропадает, забывается имя языческого бога, народ
находит ему замену в системе новой религии, даже несмотря на то, что она
отвергает многобожие.