Несмотря на то что и этому божеству
был установлен в Киеве идол в числе «великолепной семерки» (Перун, Стрибог,
Дажьбог, Хоре, Симаргл, Макошь), до сих пор не совсем ясно, имело оно облик
человека или собаки.
Согласно фундаментальному
«Мифологическому словарю» (М., 1991), наиболее вероятно, что его имя восходит к
названию «Семиглав», которое иногда давалось богу войны балтийских славян
Руевиту. Но тогда непонятно, почему летописец упомянул не имя божества, а прозвище,
«причем вряд ли широко распространенное, да еще в каком-то странном для
русского слуха буквосочетании «Симаргл».
Более убедительной
представляется гипотеза, предложенная иранисткой К.В. Тревел, сопоставившей
Семаргла с крылатым божеством авестийского пантеона - Сэнмурвом. Именно ему,
согласно иранскому преданию, светлый бог поручил заботу о небесном «дереве всех
семян». Сэнмурв был наделен зубами, когтями и крыльями, а потому считается, что
именно его изображали в древности как крылатого пса - охранителя посевов от
диких животных, да и от домашнего скота тоже.
Предполагается, что как
покровитель растительности и плодородия Симаргл был заимствован восточными
славянам у скифов-пахарей (так их называл Геродот), если только они сами не
были представителями этих земледельческих племен.
Впрочем, и в этом случае
окончательного решения проблема бога Симаргла не имеет, как это приходится
говорить по поводу большинства языческих богов восточных славян.