В небе над Древней Русью можно было увидеть удивительных созданий.
Вы, наверное, слышали о Сирин, Гамаюн, Алконост и других легендарных
птицах с женской головой и прекрасным голосом. Но были и другие
крылатые создания. В их числе — небесный пес Симаргл (или Семаргл).
Наши предки в его честь воздвигали храмы и молились ему так, как
записано в «Велесовой книге»: «Славим Огнебога Симаргла, дерево
грызущего и солому и огненную кудель развивающего утром, днем и
вечером. Ему будем благодарны за сотворение еды и питья, так как он
един. Храним в пепле его, и вздуваем, и горит...» За
что люди славили Огнебога? За то, что при его свете они могли трудиться
в поле: «Этого бога Огника Симаргла просим показаться, и восстать на
небе, и светить до голубого рассвета. Назовем его именем Огнебога и
идем трудиться. Всякий день, сотворив моленье и укрепив тело едой, идем
на поля наши работать, как боги велели всякому мужу, которому назначено
трудиться ради хлеба своего».
И после смерти человека Симаргл, среди прочих богов, встретит на
пороге Ирия: «А тут сам по себе Огнебог Симаргл — общий, яро и быстро
рожденный, чистый».
Так кто же он такой Симаргл? Тлеющий в сером пепле красный уголек —
Огник, разгорающийся в пламя «быстрое и чистое», на котором можно и еду
приготовить и дом осветить еще до рассвета? Тогда отчего на
металлических браслетах этого малого сына царя Огня изображали в виде
собаки с крыльями? И за что пса называли богом семян? Может, здесь
какая-то путаница, ведь огонь – это одно, собака – другое, а семена –
третье.
Многие ученые и сами путаются и создают еще большую неразбериху.
Даже имя этого создания пишут по-разному, то назовут его Симарглом, то
— Семарглом, от слова «семя», ведь он ведал семенами, или — «семь»
потому, что у него будто бы было семь голов. То скажут, что наши предки
позаимствовали этого бога у иранцев, которые поклонялись священной
птице Симург. Потом и вовсе назовут Симаргла — Переплутом,
духом-покровителем семян.
Как же во всем этом не заплутать и разобраться? Что ж, пора, наконец, разобраться в этой путанице.
Симаргл – воплощенная сила жизни, священный огонь. Он вскипает в
жилах воинов, идущих на бой с врагами. И тогда они с боевым кличем,
похожим на грозное рычание, вступают битву и готовы рвать на части
супостатов, как боевые псы. Только вместо клыков и когтей у них –
длинные копья и острые мечи.
Симаргл не сжигает спящие семена, а пробуждает их к жизни,
зарождает в них капельку тепла, которая заставляет расти и тянуться к
солнечному свету.
Симаргл – отец всех семян так же, как могучих пес – отец щенков.
Симаргл на крыльях летает между небесной Правью и земной Явью,
осуществляет связь богов и людей. А для того, чтобы быстро перемещаться
в небесах, нужна не только сила четырех лап, но и могучие крылья.
Ну, а все земные собаки несли в себе малую часть своего
божественного предка, Симаргла. И потому наши предки относились к
четвероногим помощникам с любовью, как к своим младшим товарищам.
Так что иранская птица Симург здесь вовсе ни при чем. У нас были и
свои божественные птицы. Например, мудрая птицедева Гамаюн так же, как
Симаргл, была посланницей богов, но ее роль иная: она не могла
воспламенить кровь воинов, а лишь передавала волю богов – пела
божественные песни и предсказывала будущие события. В народе верили:
кто услышит голос Гамаюн, тому улыбнется счастье.
Сладким был и голос другой крылатой девы, Алконост. Только вот
беда, от ее пения, слушатель забывал обо всем на свете. Конечно,
человек потом приходил в себя, да только мало что могло случиться, пока
он предавался сладким грезам? И корову могли волки растерзать, и воры
дом ограбить, и враги напасть, а он знай себе слушает божественное
пение и ни о чем не ведает!
А вот ее сестра, темная птица Сирин, вещала лишь о горестях и
несчастьях. Ее пение могло даже погубить человека, который умирал от
отчаяния и тоски.
Так что не стоит предаваться сладким снам наяву, да и беспричинно горевать не надо – вот чему учили наши предки.
Были и другие крылатые девы печали. Дева Обида в «Слове о полку
Игореве» предвещает поражение русского войска. Желя (от слова жалеть) –
богиня смертной тоски. Ее сестра, Карна – богиня плача об умерших.
Часто они появлялись вместе.
Вот как о Карне и Желе говорится в «Велесовой книге»: «И так стала
между русов распря и усобица. И Желя стала между ними и начала плакать
и упрекать их: «Не пойдем за теми, ведь там будет погибель наша, и
дождемся такой поры, когда не останется от нас ничего»… Желя великая с
Карной тому, кто недопонимает слов тех, и гром ему небесный, чтобы
свалился наземь и не встал больше!»
Так что и эти птицы – Карна с Желей, не только печалились о
погибших, но предсказывали будущее и учили людей, как им следует
поступать.
Хуже всех были чудовищные дивы-птицы и люди дивия. В «Слове о полку
Игореве» написано: «Див кличет на вершине дерева». Див – это огромная
птица, но ничего в ней нет от прекрасной девы, она похожа на грифона –
полульва-полуорла. Само название дива происходит от – «чудо»,
«чудовище». С дивом связаны псоглавцы, которых называли еще — люди
дивия. Это чудовищные великаны огромной силы и уродливой внешности. А
речь их была невнятна и более всего напоминала собачий лай.
С дивами часто приходилось насмерть сражаться нашим далеким
предкам. Ну, а для вас, их потомков, основательно забывших собственную
древнюю историю, объясним, что крылатых дивов можно сравнить с
назгулами, а псоглавцев – с орками, которых мастерски описал английский
профессор Джон Толкин в трилогии «Властелин колец».
-----------------------------
Симаргл – в русской мифологии божественный вестник, крылатый огненный пес, покровитель семян.
Гамаюн – мудрая дева-птица, которой ведомо все на свете и предсказательница будущего.
Алконост – сладкоголосая птица-вестник. В отличие от греческих
сирен зачаровывала пением слушателей, но не нападала на них, а лишь
навевала грезы.
Сирин – дева-птица печали, которую часто изображали на вышитых
полотенцах и мебели как знак того, что хозяевам жизнь приносит мало
радости.
Обида, Карна и Желя – три сестры, птицедевы, оплакивающие умерших и
предостерегающие от ошибочных поступков. Напоминают английских дев,
вестниц горя и смерти – баньши.
Див – чудовищное крылатое животное, грифон. Были известны и
прекрасные с виду, но коварные дивы. В иранских мифах им соответствуют
чудовища дэвы.
Псоглавцы – чужеземные воины уродливой внешности и огромной физической силы.
|