Громовержец, повелитель грома и молнии, небесный бог, власть которого простирается и На землю - таков Перун. Византийский
историк VI века Прокопий Кессарийский писал, имея в виду славянский
пантеон: «Считают, что один из богов - создатель молнии - ...есть
единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких животных».
Ссылаясь на это свидетельство, Е.Е. Левкиевская сделала вывод, что
«культы отдельных, не связанных между собой богов к этому времени
начали складываться в общеславянскую религиозную систему, центром ее
становится Перун».
Правда, не исключено, что Прокопий знал лишь об
одном славянском племени или о немногих, да к тому же хотел показать,
что даже у язычников существует нечто подобное единобожию, поставив на
роль «единого владыки всего» небесное божество в соответствии с
христианским каноном. Самое главное, что у византийского автора были
определенные основания выделить, скажем так, одного из великих богов
древних славян.
Если Род был божеством родным, близким,
связывающим воедино разные поколения и народ, а также окружающую
природную среду, то Перун пребывал высоко в небесах. Оттуда он то
благосклонно смотрел на дела людей, то в гневе громогласно гремел и
грозил молниями. Хотя порой считалось, что удар молнии - не божья кара,
а божья благодать, дарованная избранным.
Считалось, что Перун
мечет на землю громовые стрелы. Действительно, в земле или в речных
наносах встречались гладкие заостренные на одном конце камни, подобные
наконечникам стрел. Объяснить их происхождение удалось много позже,
когда оформились геологические науки. Оказалось, что большинство
«громовых стрел» Перуна - это окаменевшие ростры беспозвоночных
животных белемнитов, обитавших в давно исчезнувших морях.
Принято
считать, что Перун был богом воинственных князей знати, дружинников. Но
скорее всего он стал таковым со временем, по мере того, как крепла
княжеская власть и все определеннее отдалялась от народа. На такую
мысль наводит одно немаловажное обстоятельство: мы не знаем мифов о
военных подвигах, сражениях и победах (или поражениях) Перуна. Он
остается фигурой статичной, символической и более приближенной к
природным стихиям, чем к социальным проблемам.
Вспомним
скандинавского Тора или Одина, Зевса и тому подобных богов других
народов. Они ведут себя действительно как цари или князья, могучие
воины, активно участвуют в жизни богов и людей. О Перуне этого сказать
нельзя. Будь он долгое время богом-покровителем дружинников и их
предводителей, о нем наверняка было бы сложено немало мифов, отражающих
образ не только грозного, но и воинственного победоносного божества. Правда,
известны легенды, в которых Перун проявляет активность, но опять-таки
как олицетворение природной стихии: он повергает сатану, бьет чертей,
более напоминая Илью-пророка, которого стали с ним отождествлять,
соединяя традиционное язычество с нововведенным христианством.
Из
летописей известно, что идолы Перуна устанавливали князья, но это не
исключает того, что их ставили и поклонялись им, например, земледельцы.
Даже вполне логично предположить, что крестьяне должны были поклоняться
верховному небесному божеству, насылающему дожди и грозы, от которого
зависит урожай. Но об этом летописи умалчивают, потому что их
авторы повествовали прежде всего о делах княжеских и военных. Согласно
Лаврентьевской летописи, в 907 году русские, договариваясь с
византийцами, «клялись оружием своим и Перуном богом своим». Из этого с
одинаковым основанием можно заключить, что Перун был либо верховным
божеством всех русских, либо только покровителем дружинников и князей.
Первая версия, пожалуй, более вероятна. В Новгороде незадолго до
крещения Руси дядя князя Владимира Киевского Добрыня установил в
специальном святилище идол Перуна. Однако вскоре по повелению Владимира
идолы в Киеве, Новгороде и в других местах были низвергнуты. Активное
участие в этом принимали дружинники. Говорят, когда идол Перуна плыл по
Волхову, кто-то сказал: «Досыта ел и пил, а ныне плыви прочь!» Стало
быть, жертвы Перуну приносили разные люди; был он почитаемым богом в
народе, а не только у знати. Ведь и Владимир Красное Солнышко, и
Добрыня стали легендарными героями, об их деяниях слагались песни, а
вот Перуну на этот счет не повезло. В народной памяти он не был
воителем, оставаясь прежде всего воплощением природной стихии. Почему?
Потому что мифология, помимо всего прочего, отражает важные черты
национального характера данного народа.
|