Малые божества населяли не только леса и воды. Известно немало домашних
божеств – доброхотов и доброжилов, во главе которых стоял домовой,
живший либо в подпечье, либо в лапте, повешенном для него на печь. В
новый дом домового переносили в горшке с углями из старой печи,
повторяя при этом: «Домовой, домовой, пойдем со мной!».
Домовой покровительствовал хозяйству: если хозяева были старательны, к
благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой. Считалось, что с
особенным вниманием домовой относился к скотине: по ночам расчесывал
гривы и хвосты коней (а если сердился, то наоборот спутывал шерсть
животных в колтуны), он мог отнять молоко у коров, а мог сделать удой
обильным, он имел власть над жизнью и здоровьем новорожденных домашних
животных. Потому домового старались задобрить.
При
переезде в новый дом накануне переезда брали 2 фунта белой муки, 2
яйца, 2 столовых ложки сахара, 0,5 фунта масла 2 щепотки соли.
Замешивали тесто и несли в но-вый дом. Пекли из этого теста хлеб. Если
хлеб хороший, то жизнь хорошая, если плохой – то скоро переезжать. На
3-й день звали гостей и накрывали ужин и лишний прибор ставили для
домового. Наливали вино и чокались с домовым. Разрезали хлеб, угощали
всех. Одну горбушку заворачивали в тряпочку и хранили вечно. Вторую
солили 3 раза, втыкали ребром серебряную деньгу и клали под печку.
Ставили рюмку полную до самых краев и приговаривали: «Хозяин-батюшка,
сударь домовой меня полюби да пожалуй, мое добро береги, мою скотину
береги, мое угощение прими и вина отпей из полной чаши. Клонились этой
печке 3 раза с 3 сторон. Брали кошку и подносили к печке в подарок
домовому: "Дарю тебе домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор".
Через 3 дня смотрели – выпито ли вино, если выпито, то доливалось
снова. Если вино не выпито, то просили 9 дней 9 раз, чтобы отведал
угощение. Угощение для домового ставили 1-го числа каждого месяца.
Вера в домового тесно переплеталась с верой в то, что умершие родичи
помогают живым. В сознании людей это подтверждается связью домового с
печью. В древности многие верили, что именно через дымоход в семью
приходит душа новорожденного и также через дымоход уходит дух усопшего. Изображения
домовых вырезали из дерева и представляли собой бородатого мужика в
шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременно символизировали
умерших предков. Выражение «Чур, меня!» означало просьбу: Предок храни
меня! На Руси верили, что домовой ли-цом сходен с хозяином дома, только
руки у него покрыты шерстью.
Совершенно иные божества обитали
в бане, которая в языческие времена считалась нечистым местом. Банник
был злым духом, пугавшим людей. Чтобы умилостивить банника, люди после
мытья оставляли ему веник, мыло и воду, в жертву баннику приносили
черную курицу.
В бане также оставляли жертвы навьям – злым
душам тех, кто умер насильственной смертью. Навьи представлялись в виде
огромных птиц без оперения, летающих по ночам, в бурю, дождь. Эти птицы
кричали как голодные ястребы, и их крик предвещал смерть. Чтобы
уберечься от гнева навий, с собой всегда носили головку чеснока,
иголку без ушка или серебряный амулет.