Так именовался бог огня,
огненной стихии. Поклоняясь земному воплощению огня, называли его Сварожичем;
ему молились, приносили жертвы. В Ипатьевской летописи (начало XII в.) сказано: «...Сего ради прозваша и бог Сварог...
и по семь царствова сын его именем Солнце, его же наричают Дажьбог... Солнце
цар сын Сварогов...»
Принято считать, что Сварог
олицетворяет дух огня вообще, тогда как небесное воплощение огня представляется
в образе Дажьбога. Но и тут не все так просто. Можно вспомнить, что в индийской
мифологии Сварга - это светлый рай небесный (или просто небо). Так что в этой
связи отцом Солнца могли считать светлый небосвод - Сваргу - и его мифического
хранителя Сварожича.
В древнерусских текстах
встречается сопоставление Сварога с греческим богом-кузнецом Гефестом. Но по
обоснованному мнению Б.А. Рыбакова: «Сварог - несомненно небесное божество и
более всеобъемлющее, чем греческий Гефест...» В другом месте он уточняет:
«Огонь связывает кузнецов со Сварогом, но сам Сварог не кузнец; при нем только
упали небесные клещи, необходимые кузнецам. Сварог скорее божественный
культурный герой, открывший людям железо и учредивший семейные порядки».
Как считает этот ученый,
можно установить мифологическую периодизацию истории славян, где после
первобытной эпохи наступает «эра Сварога», когда началась обработка металла и
была установлена моногамная семья. Последующая «эра Дажьбога», согласно этой
гипотезе, знаменовала установление государственности, царской власти.
Все это, безусловно, не
только интересно, но и правдоподобно. К сожалению, слишком мало фактического
материала, чтобы принять такую версию безоговорочно.
В связи с почитанием
славянами небесных стихий, следует упомянуть еще одно божество - Стрибога. О
нем известно совсем немного. Идол его был установлен в Киеве князем Владимиром,
но это еще не означает, будто этот бог был общеславянским или почитался всеми
русскими. Некоторые авторы считают его одним из главных славянских богов, хотя
в подтверждение этого не приводится убедительных свидетельств. Известно, что в
«Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками, а несут они дары
необычные: стрелы, а веют со стороны моря.
В некоторых древнерусских
текстах Стрибог упоминается совместно с Дажьбогом, что позволяет считать его
тоже подателем благ, богатств. Но при чем тогда тут стрелоносные ветры? И
почему эти ветры - внуки Стрибога, а не дети? А если у него был сын - отец
ветров, то почему о нем нигде ничего не сказано?..
Остается только разделить
мнение Б.А. Рыбакова: «Стрибог остается в значительной мере неразъясненным».