Переводить имя этого бога
вроде бы нет никакого смысла: для русского человека оно звучит привычно и
понятно, соответствуя часто повторяемому: «Дай Бог!». Но как полагают
исследователи, «бог» в имени языческого божества производное от
древнеиндийского «бхага», означающего «богатство». Таким образом можно
предполагать, что Дажьбог почитался, во всяком случае в далекой древности, как
податель богатства.
В «Слове о полку Игореве»
дважды говорится о русских как о Дажьбожьих внуках. С каких пор его стали
считать прародителем русских? Скорее всего, сравнительно поздно. Ведь и
собирательное понятие «русский» достаточно широко распространилось менее двух
тысячелетий назад.
С другой стороны, Дажьбог
называется сыном Сварога, бога огня. Исходя из этого, логично предположить, что
у славян, предков русских (русов-росов), первоначально почитался огненный
Сварог. Почему он уступил свое верховное положение сыну? Ответа на этот вопрос
исторические источники не дают.
Впрочем, предлагается такая
версия: Дажьбог - один из древнейших славянских богов, олицетворяющий Солнце и
Вселенную, сын Перуна и русалки Роси, победитель Белеса и Кощея, супруг
Златогорки, Марены, Живы, прародитель русского народа. Так сказано в одном из
наиболее спорных текстов, который едва ли не все авторитетные специалисты
считают подделкой. Это - «Велесовая книга», фрагменты которой были обнаружены в
начале XX века: деревянные дощечки, на которых руническими знаками были
выцарапаны буквы, сочетающие глаголицу с византийским алфавитом и скандинавским
руническим письмом. Во время Второй мировой войны оригиналы пропали, но
остались переводы Ю.П.Миролюбова.
В принципе, нет ничего
невероятного в том, что в период искоренения языческой веры были уничтожены
ценнейшие документы по русской мифологии (тем более что рукописи на дереве
прекрасно горят). Однако нет достоверных сведений даже о существовании
древнерусской рунической письменности и не обнаружено ни одного соответствующего
памятника или фрагмента, если не считать «Велесовой книги».
Тем не менее есть основания
считать, что Дажьбог связан с почитанием славянами Солнца и его победа над
Белесом весьма правдоподобна, а упоминание русалки Роси имеет отношение к
происхождению русского народа (существуют две реки с одним именем Рось - приток
Немана и приток Днепра - пространство между которыми вполне может быть
прародиной росов). И все-таки это еще ни в коей мере не доказывает подлинность
«Велесовой книги», автор которой, кем бы он ни был, основательно знал русскую
мифологию.
Ипатьевская летопись
упоминает о боге «именем Солнце, его же нарицают Дажьбог. Солнце же царь... еже
есть Дажьбог». С именем этого божества связывали блага, которые дарованы людям
свыше - солнечные свет и тепло.
(Другое солярное божество -
Хоре - бытовало на Руси как иноземное, его называли «жидовином», хотя его
происхождение было, по-видимому, не хазарским, а иранским и означало оно
«сияющее Солнце»; почиталось дружинниками князя Владимира.)