В летописи его называют
«скотием богом». Имя его тоже указывает на это. Одновременно он был
покровителем достатка, богатства, которое традиционно связывалось с количеством
скота. Как отметил Б.А. Рыбаков, вплоть до Средневековья на Руси слово «скот»
означало и домашних животных, и имущество; «скотолюбие было синонимом
корыстолюбия, «скотником» называли финансового чиновника, посредника между
посадником и старостой, а «скотницей» - казну.
Может показаться странным,
что когда киевский князь Владимир пожелал идеологически объединить своих
подданных, он приказал водрузить в столице идолы Перуна, Хорса, Дажьбога,
Стрибога, Симаргла и Макоши, но по какой-то причине не включил в тот ряд Велеса.
Чем можно объяснить такую «забывчивость»? Неужели к этому времени (980 г.) он стал занимать
второстепенное место в славянском пантеоне?
В 907 году, по
свидетельству летописца, в Византии русские «кляшаси оружьем своим и Перуном
богом своим и Волосом скотием богом». То же повторилось в 971 году: «Да имеем
клятву от бога, в него же веруем и от Перуна и от Волоса скотия бога».
Безусловно, за несколько лет общественное сознание в ту эпоху не могло столь
резко измениться, чтобы оказался забытым бог, который до этого стоял рядом с
самим Перуном.
Представляется вполне
правдоподобным объяснение, предложенное Рыбаковым: «Единственный допустимый
вывод о различии между Перуном и Волосом по этим выпискам из договоров с
греками тот, что в составе русских посольств 907 и 971 гг. были как дружинники,
клявшиеся грозным Перуном, как и купцы, дававшие клятву своему богу богатства
Волосу. Ни о каком противопоставлении двух богов нет и речи».
Так-то оно так, но
почему-то упомянуты два бога, а не один, тем более что князь Владимир не счел
нужным воздать должное Велесу, хотя и выделил менее значимых божеств.
По-видимому, в те времена уже обозначился существенный отрыв княжеского двора,
дружинников (среди которых было много наемников-варягов, чьи покровители и
оказались, пожалуй, среди идолов, установленных на вершине холма) от прочего
люда, включая купцов. В народе почитали главным образом Велеса; его идол стоял
в нижней части Киева, и уже этим своим положением в определенной степени
противопоставлялся воинственному Перуну и его «дружинным» богам.
Подобное географическое
разделение двух богов отражало еще одно их различие: Перун царствовал вверху, в
небесах, тогда как Велес оставался божеством сугубо земным и даже отчасти
подземным: ведь ему в жертву приносили животных при погребальном обряде. В
мифологии балтийских племен Вело превратился в бога царства мертвых.
Литовское божество Велняс
тоже может называться «скотием» и даже изображалось с рогами и копытами. Но в
отличие от Велеса, Велняс представлен существом вредным, похищающим стада у
Перкунаса, который вынужден отбивать их у него. Тут все вроде бы перевернуто,
поставлено с ног на голову. Возникает вопрос: откуда могли появиться у
воинственного Перкунаса (Перуна) стада? По-видимому, они были захвачены в качестве
добычи или присвоены, когда этот бог стал главенствовать как князь. Вот и
приходится Велнясу (Велесу) угонять отобранные стада обратно, за что его и
наказывает верховный властитель.
Не исключено, что в
придании Велесу черт «отрицательного героя», противопоставленного сиятельному
небесному Перуну, сыграло свою роль христианство. В Евангелии Христу
противостоит Велиар - демон небытия и разрушения (литовцы называли Велняса еще
и Велинасом). Однако у восточных славян такое сопоставление не пользовалось популярностью,
и Велес оставался в народных верованиях покровителем скота, а значит, символом
благополучия, зажиточной жизни, достатка.
Интересна и плодотворна
гипотеза, связывающая культ Велеса-Волоса с почитанием лесного мохнатого
великана медведя. Будем иметь в виду, что «медведь» - не подлинное имя зверя, а
его характеристика как «мёд ведающего»; называли его еще и «хозяином», а также,
по-видимому, «волосом» (волохатым, косматым), связывая с его мохнатой шкурой
представление о звериной силе и власти над животными.
«Намечается следующая
эволюция образа Волоса, - пишет Б.А. Рыбаков, - первоначально, в охотничьем
неолитическом обществе (когда культ медведя уже частично оттеснил
лосих-рожаниц), Волос мог быть хозяином леса, божеством охотничьей добычи,
выступавшим в медвежьем обличье. Возможно, что само имя его было лишь
нарицательным иносказанием, вызванным табу на подлинное имя...»
Действительно,
обожествленного медведя первобытные охотники не называли по имени, чтобы не
потревожить его, а предпочитали намекать на него, а потому Волос вполне для
этого подходил (да и Велес намекает на великого бога леса, если только такую
догадку можно принимать всерьез).
«Поскольку скотоводство
развилось из охоты, из отлова и выращивания дикого молодняка, то при переходе к
скотоводству хозяин леса и повелитель лесного зверья мог быть переосмыслен в
покровителя домашнего зверья, стал «скотьим богом» в прямом смысле слова», -
пишет Рыбаков.
Высказано предположение,
что и волхвы, языческие ведуны, и колдуны, тоже изначально воспринимались как
«волохатые», волосатые, потому что совершали шаманские ритуалы, надевали
медвежью шкуру или маску, как бы оборачиваясь в Волоса. Популярность в народе
волхвов могла стать дополнительным стимулом к сохранению культа Волоса-Велеса.
С принятием и
распространением христианства созвучие имен языческого бога и святого Власия
Севастийского привело к тому, что на местах капищ, где поклонялись Велесу,
стали возводиться церкви Св. Власия, которого в соответствии с древней
традицией теперь считали покровителем скотоводства.
День этого святого (24
февраля) называли «коровьим» или «воловьим» праздником; скотину поили крещеной
водой и кормили хлебом, приговаривая: «Святой Власий, дай счастья на гладких
телушек, на толстых бычков».
В «Слове о полку Игореве»
сказитель Боян назван внуком Велеса. Возможно, почитался Велес-Волос на Руси
как божество, хранящее предания далекой древности, покровитель волхвов и
ведунов, обладающих не только знаниями, но и поэтическим даром.