Загадка исчезновения библиотеки (либерии) Грозного, первого царя
Московии Ивана IV (1530-1584), будоражит умы многих людей в нашей
стране и за рубежом. По различным сведениям среди книг его библиотеки
были редкие даже для того периода экземпляры рукописей, о которых на
Западе знали только понаслышке: греческие пергамины, латинские
хронографы, древнеегипетские манускрипты, ярлыки и дефтери от
монгольских ханов, книги Востока и других народов. В подземных
хранилищах и тайниках находятся летописания древних славянских,
скифских и других народов нашей страны до XV в., а также богатейшие
собрания книг, вывезенных из Новгорода, Твери, Владимира, Суздаля,
Пскова. Член голландского посольства в Москве Николас Витсен
свидетельствует, что в государевой библиотеке находились книги из
знаменитой Александрийской библиотеки и собрания древних географических
карт, в том числе и империи Чингисхана.
Книги этой библиотеки в хранилищах видели приближённые Грозного, которые оставили письменные свидетельства.
Интерес к поиску библиотеки то затухает, то вспыхивает с новой силой,
по мере накопления новых сведений. Стимулом к новым устремлениям
к поискам явилось проявление интереса к своей древней истории, а также
публикации по этой проблеме книг Р. Пересветова «Тайна выцветших
строк», «По следам находок и утрат», статей писателя В. Осокина
и других авторов.
Группой энтузиастов различных
специальностей (инженеры, геологи, археологи, писатели, краеведы…) на
общественных началах проводились обширные исследования по поиску следов
загадочной библиотеки Грозного. Исследования велись с применением
различной геологической техники, археологических, биолокационных
и других экстрасенсорных методов поиска. Применялись интрагеоскоп
и глубинное радиоволновое просвечивание аномальных объектов через
скважины. Были проведены продолжительные ювелирной точности работы
с применением неразрушающего метода исследования подземелий (без
раскопов). Комплексные исследования позволили определить не только
расположение подземных аномалий, но и качественно оценить их состояние,
не производя трудоёмких земляных работ и финансовых затрат. Работы
проводились в Москве, с. Коломенском, г. Александрове и многих древних
городах страны. Наиболее детальные исследования нами проведены в г.
Александрове Владимирской обл. при содействии местных энтузиастов.
В этих исследованиях приняли участие талантливые учёные ряда городов
СССР, в том числе учёные А. Малахов, Б. Науменко, Н. Сочеванов, А.
Плужников и др.
Поиск следов легендарной библиотеки в г.
Александрове был не случаен. Здесь с декабря 1564 г. по 1581
г находилась опричная столица Грозного, окружённая дремучими лесами
и монастырями-крепостями. Сюда приплывали иностранные корабли с грузами
из Англии, Дании и других стран. На Слободу приходилось 2/3 торгового
грузооборота с зарубежными странами. Здесь были бумагоделательные
производства, печатная слободка, где издавались религиозные и другие
книги, пропагандистские материалы, в том числе на зарубежные страны.
Здесь же находились иностранные посольства, принимались послы.
В опричной столице, как и в Москве (между Волхонкой и Никитской ул.,
где возводился опричный замок) велось бурное наземное и подземное
строительство по типовым проектам.
В Слободе Грозный со
своим окружением срочно готовил новые реформы, переделывал летописи,
историю страны, свою родословную, устанавливая связь с римскими
цезарями. Книги, архивные материалы царю нужны были под рукой.
В древней описи царского архива, состоявшего из 231 сундука, ящика,
короба, записано, что Грозный лично отобрал и увёз в Александрову
Слободу книги, летописи, включая и коробья Новгородские. Царь хранил
книги рядом с постельными хоромами в трёх двойных сводчатых подвалах за
двойными коваными дверями и крепкими запорами. Здесь в Слободе
английский купец Дежром Горсей летом 1581 г. получил от Грозного
Остроженскую Библию, извлечённую из хранилища, которая сейчас находится
в Лондонском музее.
Опричник Г. Штаден писал в Германию,
что в Александровой Слободе лежит много денег и добра, которые захватил
царь по разным городам (Тверь, Казань, Торжок, Новгород, Псков) и 300
монастырям вокруг них. Следы Новгородских летописей и многих других
княжеств затерялись в опричной столице. После разгрома Новгорода,
в Слободе было построено две церкви с подземельями, куда были спрятаны
привезённые ценности. Вывезенные из Новгорода уникальные створки ворот
сегодня можно видеть в Троицком соборе кремля.
После убийства своего сына, Грозный в Слободе больше не появлялся.
В 1650 г. на месте Александровского кремля был основан Успенский
женский монастырь. Вплоть до его закрытия в 1919 г. монахини ревностно
присматривали за обширными подземельями. Местный житель города В.А.
Александров в 1953 г. 12-летним пацаном трижды проникал в богатые
подземные хранилища с книгами. Об этом он писал в 70-х годах
в Исторический музей. Об этом он заявляет и в наши дни. В конце 50-х
годов в Министерство культуры СССР на приём к министру приезжала из
Александрова женщина по просьбе умершей последней игуменьи с сообщением
о судьбе библиотеки. Но к министру попасть не удалось, а аппаратные
работники отнеслись к этому беспечно. Появлявшиеся провалы в городе
и Александровском кремле над подземными ходами без обследований
замуровывались (до лучших времён).
Плановые археологические
раскопки проводились в 1951 и в 1960-70-х годах без проникновения
в подземелья. Последние археологические раскопки были проведены в 1981
г. с участием автора данной статьи, которые выявили мощные фундаменты
грозненских дворцов, подземный ход и другие интересные находки.
Раскопки подтвердили правильность биолокационных показаний, но из-за
недостатка времени проникновения в подземелья не проводилось.
На основе приборно-биолокационных исследований была составлена схема
предполагаемого расположения аномалий на подземелья, с указанием
фундаментов грозненских строений. В период многодневного
биолокационного «прощупывания» подземелий монастыря были периоды,
когда, многократно проходя под подземными сооружениями, исследователь
начинает рукой ощущать близкое к реальности прикосновение к стене
каменного или кирпичного хранилища, дереву, металлу, кожаному переплёту
книг, окладам. Это ощущение испытывают многие, владеющие биолокацией.
После того, как исследователям уже было известно о местонахождении
некоторых хранилищ, неожиданно об одном из них услышали подтверждение
в местных преданиях, где говорится, что библиотека Грозного находится
в «сорока кирпичах от усыпальницы Марфы» (29 см длина древнего кирпича,
плюс 1 см шов, умноженные на 40 дают 12 м). Именно здесь первоначально
находился дворец Грозного и его трон. В этих местах в начале XX в.
входы в подземелья видел известный историк К.Ф. Валишевский. Были они
видны ещё долго и после революции. В храмах и других строениях
монастыря имеются глубокие подвалы с лабиринтами, а в двухэтажном доме
игуменьи обнаружен большой сводчатый подвал без входа и выхода,
в котором жители хранили овощи, пробив в своде отверстие. В этом же
доме находится другой подвал со ступеньками. По преданиям здесь
настоятельница спускалась в подземелья, по которым она могла пройти
и выйти во многие строения монастыря и в центр города.
О планировке кремля Александровой Слободы грозненского периода можно
судить по гравюре датского посла Ульфельда, которого царь принимал
здесь в 1578 г. До наших дней с того периода сохранились лишь храмы.
В процессе исследований уточнено местоположение бывших дворцовых
и других строений, как на территории кремля, так и на личном дворе
Грозного.
О результатах исследований в г. Александрове
автором данной статьи было доложено в археологическом институте, в ЦК
КПСС, на Межведомственной комиссии по проблемам биолокации при НТО РЭС
им. А.С. Попова. В конце мая 1979 г. вышло постановление Совмина РСФСР,
предусматривавшее проведение работ в Александровском кремле. Выделялись
средства. Сделано многое, но до серьёзных работ проникновения
в подземелья дело не дошло, из-за начавшейся «перестройки».
Читатели по-разному представляют себе объём и состав легендарной
библиотеки, опираясь в основном на сведения князя Курбского, Максима
Грека, пастора Веттермана и случайные источники. В последние годы
появились новые сведения по данному вопросу.
Обычно
исследователи представляют библиотеку в малом объёме: замурованной
в Кремлёвской стене, в подземельях Теремного дворца и Чудова монастыря
у Спасской башни. Местоположение хранилищ библиотеки связывают иногда
также с Ваганьковским холмом (районом библиотеки им. В.И. Ленина)
в Москве, с Троице-Сергиевым, Кирилло-Белозёрским и другими
монастырями. На самом деле её подземные хранилища многочисленны,
с огромным числом единиц хранения. Считается, что после спецслужб
Малюты Скуратова в Москве хозяином государевой библиотеки стала
Церковь, к которой собрания книг перешли постепенно. Согласно
преданиям, там многое уникально, в том числе старинная утварь,
репродукции, свитки, большое количество книг. Самой ценной книгой
одного подземного хранилища является «Свод Законов», размером 50 х 50
см, тёмно-синяя, тиснёная золотом. Там же — несколько закрытых
сундуков, а также массивный стеклянный сосуд и печать Грозного.
Предания сообщают, что в царских хранилищах и у церкви находились
также уникальные творения мастеров: золотые механические львы, лежавшие
по бокам у трона Грозного, которые периодически приподнимались, издавая
рычание, поднимая лапу в сторону князей и бояр; трон Грозного из
чистого золота и уникальных камней, среди которых был один величиной
с грецкий орех и горел желтоватым цветом, как и глаза царя; золотой
сервиз на 120 с лишним персон; серебряный сервиз на 1000 персон; сервиз
на 13 персон из небьющегося китайского фарфора, секрет изготовления
которого утерян (зубы из такого фарфора не знали бы износа). Подобный
фарфоровый сервиз был в литовском Тракае, в столице Золотой орды,
в Каракоруме, на Ставрополье. Известно, что одного золотого льва Пётр
I продал в Европу: нужны были деньги на войны. Предания сообщают, что
в различных хранилищах Московии и области находилось около 400 тысяч
единиц хранения письменных источников (копий) из знаменитой
Александрийской библиотеки, а других материалов было в несколько раз
больше. Книги Софьи Палеолог, являвшейся реальной домашней библиотекой
Грозного составляют малую толику в сравнение с общим объёмом имевшихся
книг до её приезда в Москву.
Формирование государевой
библиотеки происходило за сотни лет до Ивана Грозного. Активно
библиотека стала пополняться с началом гонений на язычников. Книги
конфисковывались у опальных князей, бояр, купцов, монастырей,
у присоединённых и завоёванных народов Великой Перми, Великой Тюмени,
Поволжья, Приуралья, Сибири и т.д. Грозный и последующие цари
и Церковь, не церемонясь, брали древние книги на всей территории
России. Книг и библиотек у народов нашей страны было много.
В значительной части они писались и тиражировались бардами (акынами),
жрецами, просветителями. Большинство из них по мастерству не уступали
«Слову о полку Игореве». Книги также привозились из-за границы (от
Китая до Англии) на шумные ярмарки, где покупались, обменивались
и переводились.
В хранилищах шли многочисленные поступления
книг от изъятия их у народов, обращённых в христианскую веру, в чём
усердствовали епископы, ездившие с солдатами по России вплоть до 1917
г. При Грозном помимо книгохранилищ имелись также самостоятельные
архивохранилища (Церкви, тайного сыска Малюты Скуратова и др.).
О просвещённости Древней Руси говорит и такой факт, как наличие
у Андрея Боголюбского печатной типографии, основанной им в 1159 г. (на
Старом дворе, в 25 км от г. Владимира). Об этом сообщил известный поэт
XIX в. Гавриил Державин в своей записке в Министерство просвещения,
приложив в качестве достоверности справку Синода от 1773 г. Печатающее
оборудование была изготовлена в районе нижнего течения р. Амударьи.
Известно, что задолго до Грозного на Руси и в Московии были
своеобразные энциклопедии «Азбуковники толковых словарей», «Сказания
(словари) о неудобопонимаемых речей» и другие. Реформаторский пыл
Грозного и Церкви в 1551 г. ввёл запрет на продажу книг, не
соответствовавших христианскому мировоззрению (первая на Руси цензура),
что позволяло изымать или уничтожать книги и скрыть от народов многие
исторические и культурные ценности их предков. Однако имеются
основания предполагать, что книгами и архивами закрытых подземных
хранилищ периодически пользовались как Церковь, так и историки при
написании «Истории Российской» Екатериной II, В. Татищевым и другими.
В смутные времена туда попадали случайные люди. Подземные
хранилища имели многоступенчатую охрану: инженерные решения, присмотр
со стороны служителей монастырей, спецслужб и т.п. После 1917 г. уход
за подземными хранилищами ухудшился, что не могло не сказаться на
проникновении сырости и порчи материалов хранения. Запрятывание
книг, исторических и культурных ценностей обычно связано с реформой
письменности и приходится на период смены религиозных воззрений,
социально-экономического и династического строя. Так произошло в Китае,
в 221 г. до н.э., после создания империи. Император Хуанди сказал, что
история империи Китая начинается с него. Вместе с уничтожением книг
было казнено 460 учёных, философов, поэтов, писателей. Подобная волна,
но в гораздо большем масштабе, прокатилась по всем континентам земли
в связи с самоутверждением новых религиозных воззрений. Уничтожались
древние храмы, книги и носители древних верований и знаний, памятники,
историческая связь с прошлым. Волны реформ, разрушений, уничтожение
и запрятывание книг, людей прокатились по Руси. Одна из волн пришлась
на образование Московского царства при Грозном, когда было уничтожено
много князей, бояр, священнослужителей и простого люда. Подобные волны
были и позднее, что способствовало сокрытию всего наиболее ценного
в подземелья. Легенды сообщают, что в тайные хранилища отправлены также
говорящие куклы Якова Брюса и его книги по магии. В наше время
с Востока даются большие Знания практического порядка в области
целительства, физического и духовного совершенствования, по древней
истории народов, гуманным видам единоборств, агрономии и многое другое.
Хотелось бы надеяться, что во имя возрождения нашей страны,
руководство Православной Церкви и Синод рассмотрят вопрос о постепенном
рассекречивании материалов, легендарной «библиотеки Грозного» по
целительству, природоведению, истории наших народов, шедевров искусства
и литературного творчества (хотя бы в копиях).
|