Большинство наших
современников черпает сведения о казаках исключительно из художественных
произведений: исторических романов, дум, кинофильмов. Соответственно и
представления о казаках у нас весьма поверхностные, во многом даже лубочные.
Вносит путаницу и тот факт, что казачество в своем развитии прошло длинный и
сложный путь. Поэтому герои Шолохова и Краснова, списанные с реальных казаков
прошлого XX века, имеют столько же общего с казаками шестнадцатого века,
сколько современные киевляне — с дружинниками Святослава.
Как это ни прискорбно для
многих, но героико-романтический миф о запорожцах, созданный писателями и
художниками, нам придется развенчать.
Первые сведения о
существовании казачества на берегах Днепра относятся к пятнадцатому веку. Были
ли они потомками бродников, черных клобуков или ославянившейся со временем
частью Золотой орды — никому неизвестно. В любом случае, тюркское влияние на
обычаи и поведение казаков огромно. В конце концов, по форме проведения казачья
рада не что иное, как татарский курултай, оселедец и шаровары — атрибуты
представителей многих кочевых народов... Многие слова (кош, атаман, курень,
бешмет, чекмень, бунчук) пришли в наш язык из тюркского. Степь дала казакам
нравы, обычаи, воинские приемы и даже внешний вид.
Кроме того, сейчас
казачество считается исключительно русским явлением, однако это не так. Были свои
казаки и у татар-мусульман. Задолго до появления на исторической сцене
Запорожского и Донского войск на жителей степи наводили ужас ватаги ордынских
казаков. Татарские казаки также не признавали над собой власти ни одного
государя, но охотно нанимались на военную службу. Причем как к мусульманским,
так и христианским владыкам. С распадом единого государства Золотой орды на
враждующие ханства огромные степные пространства от Днепра до Волги стали
фактически ничейной землей. Именно в этот момент на берегах степных рек
появляются первые укрепленные казачьи городки. Они играли роль баз, откуда
казачьи артели отправлялись на рыбную ловлю, охоту или грабеж, а в случае
вражеского нападения казаки могли отсидеться за их стенами.
Центрами казачества стали
Днепр, Дон и Яик (Урал). В сороковых годах шестнадцатого века днепровские
казаки, которых на Руси называли черкасами, на острове Малая Хортица основали
самую известную крепость — Запорожскую Сечь.
Вскоре вокруг Сечи
объединились все казаки, жившие на Днепре, положив основу Войску Запорожскому
Низовому. Основание Запорожской Сечи традиционно приписывается Дмитрию Байде
Вишневецкому, хотя, как недавно доказал украинский историк Олесь Бузина,
никакого отношения к Сечи этот шляхтич не имел. В это время казаки уже
представляли собой определенную силу, численность которой пополнялась за счет
прихода новых людей из Речи Посполитой, Валахии и Малороссии. Эти переселенцы
существенно изменили состав казачества, растворив в себе казаков-неславян, и
уже к шестнадцатому веку казачество представляло собой исключительно
русскоязычное православное образование. Впрочем, по менталитету и роду занятий
казаки существенно отличались и от русских, и от других оседлых народов.
У наших историков сложились
два противоположных взаимоисключающих взгляда на казачество. Согласно первому,
казачество - это аналог западноевропейских рыцарских орденов, согласно второму,
казаки — выразители чаяний народных масс, носители демократических ценностей и
народовластия. Однако оба эти взгляда оказываются несостоятельными, если
внимательно изучить историю казаков. В отличие от рыцарских орденов
европейского Средневековья днепровское казачество возникло не в гармонии с
государственной властью. Наоборот, ряды казаков пополняли люди, для которых не
было места в цивилизованном обществе. За днепровские пороги приходили не
нашедшие себя в мирной жизни селяне, бежали, спасаясь от суда или долгов шляхтичи
и просто искатели легкой наживы и приключений. Ни малейшего намека на
дисциплину, характерную для рыцарских орденов, на Сечи обнаружить не удается.
Вместо этого все современники отмечали своевольство и необузданность казаков.
Можно ли представить, чтобы магистра тамплиеров провозглашали и свергали по
капризу массы, зачастую по пьяни, как это было с атаманами казачьих ватаг? Если
и можно сравнить с чем-либо Сечь, то скорее с пиратскими республиками
Карибского моря или татарскими ордами, а не с рыцарями.
Легенда о казачьей
демократии родилась в девятнадцатом веке благодаря усилиям русских поэтов и
публицистов. Воспитанные на европейских демократических идеях своего времени,
они хотели видеть в казаках простой народ, ушедший от панской и царской власти,
борцов за свободу. «Прогрессивная» интеллигенция подхватила и раздула этот миф.
Конечно, крестьяне бежали на Сечь, но не они заправляли там. Идеи освобождения
крестьян из-под панской власти не находили отклика в сердцах запорожцев, зато
возможность пограбить, прикрывшись крестьянами, никогда не упускалась. Затем же
казаки легко предавали доверившихся им крестьян. Беглые крестьяне только
пополняли ряды войска, но не из них формировалась запорожская
верхушка-старшина, не они были становым хребтом казачества. Недаром же казаки
всегда считали себя отдельным народом и не признавали себя беглыми мужиками.
Сечевые «лыцари» (рыцари) чурались земледелия и не должны были связывать себя
семейными узами.
Фигура запорожца не
тождественна типу коренного малоросса. Они представляют два разных мира. Один —
оседлый, земледельческий, с культурой, бытом и нравами, восходящими к Киевской
Руси. Второй — гулящий, нетрудовой, ведущий разбойную жизнь. Казачество
порождено не южнорусской культурой, а враждебной стихией кочевой татарской
степи. Недаром многие исследователи считают, что первыми русскими казаками были
русифицированные крещеные татары. Живущие исключительно за счет разбоя, не
ценящие ни своей, ни тем более чужой жизни, склонные к дикому разгулу и насилию
— такими предстают эти люди перед историками. Не брезговали они подчас и угоном
своих «православных братьев» в плен с последующей продажей живого товара на
невольничьих рынках.
Так что отнюдь не все
запорожцы предстают в образе благородного Тараса Бульбы, воспетого Николаем
Васильевичем Гоголем. Кстати, обрати внимание, читатель: гоголевский Тарас
называет себя не украинцем, а русским! Существенная деталь.
Еще одним мифом является
миссия защиты православной веры, приписываемая казакам. «Защитники православия»
гетманы Выговский, Дорошенко и Юрий Хмельницкий без всяких угрызений совести
признавали своим господином турецкого султана — главу ислама. Да и вообще
никогда казаки не отличались особой политической разборчивостью. Оставаясь
верными своей степной природе добытчиков, они никогда не приносили реальных,
практических выгод в жертву отвлеченным идеям. Надо было - и входили в союз с
татарами, надо — шли вместе с поляками разорять великорусские земли в Смутное
время 1603 — 1620 гг., надо — уходили в Турцию из-под власти Российской
империи.
До учреждения поляками в
шестнадцатом веке реестрового казачества термином «казак» определялся особый
образ жизни. «Ходить в казаки» означало удаляться за линию пограничной стражи,
жить там, добывая пропитание охотой, рыбной ловлей и грабежом. В 1572 году польское
правительство попыталось использовать активность казаков на благо государству
Для несения службы по охране границы были созданы отряды из казаков-наемников,
получившие название «реестровых казаков». В качестве легкой кавалерии они
широко использовались в войнах, которые вела Речь Посполитая. Стать реестровым
казаком было мечтой любого запорожца, ведь это означало иметь гарантированный
доход, одежду и еду. Кроме того, реестровые казаки рисковали гораздо меньше
своих бывших собратьев по ремеслу. Неудивительно, что казаки постоянно
требовали увеличить реестр. Первоначально реестр насчитывал всего лишь 300
запорожских казаков, во главе с атаманом, назначаемым польским правительством.
В 1578 году реестр был увеличен до 600 человек. Казакам был передан в управление
город Терехтемиров с Зарубским монастырем, расположенный близ города
Переяслава, на правом берегу Днепра. Здесь были размещены казацкие арсенал и
госпиталь. В 1630 - х годах численность реестрового казачества колебалась от 6
до 8 тысяч человек. В случае необходимости Польша нанимала на службу и все
Запорожское войско. В это время казаки получали жалование, в остальное время им
приходилось на свои сабли полагаться больше, чем на монаршью милость.
Золотым веком для
Запорожского войска стало начало семнадцатого века. Под руководством Петра
Сагайдачного казаки, ставшие реальной силой, умудрились совершить несколько
дерзких рейдов на турецкие причерноморские города, захватив огромную добычу.
Только в Варне запорожцы взяли добра на 180 тысяч злотых. Затем Сагайдачный со
своей армией присоединился к польскому королевичу Владиславу, начавшему поход
на Москву. В России в это время бушевала Смута, польские войска осаждали
Москву, а само существование Московского царства было под угрозой. В этих
условиях двадцать тысяч головорезов Сагайдачного могли стать решающим козырем в
многолетней войне Польши и Руси. Правда, казаки не были бы казаками, если бы не
доставили хлопот и своим нанимателям-полякам. Первоначально они разорили Киевское
и Волынское воеводства Речи Посполитой, а только затем вторглись в русские
владения. Первой жертвой казаков стал Пу-тивль, затем Сагайдачный захватил
Ливны и Елец, а его сподвижник Михаил Дорошенко огнем и мечом прошелся по
Рязанщине. Сумел отбиться только небольшой городок Михайлов. Зная о судьбе
захваченных казаками городов, где были вырезаны все жители, михайловцы
отбивались с отчаяньем обреченных. Потеряв почти тысячу человек, Сагайдачный,
так и не сумевший взять его, вынужден был снять осаду и идти к Москве на
соединение с королевичем Владиславом. Двадцатого сентября 1618 года польская и
казачья армии соединились под Москвой и стали готовиться к решительному штурму,
который закончился провалом. Вскоре между Московским царством и Речью Посполитой
был заключен мир. В качестве награды за московский поход казаки получили от
поляков 20 000 злотых и 7 000 штук сукна, хотя рассчитывали на большее.
А спустя всего два года
Сагайдачный отправил в Москву посланцев, заявивших... о желании реестрового
запорожского войска служить России. Причиной этого обращения стал фанатизм и
непримиримость католической церкви, развязавшей страшные гонения на
православие, и позиция шляхты, смотревшей на казаков и малороссов как на своих
рабов. Именно в период гетманства Сагайдачного стала окончательно понятна
невозможность наладить совместную жизнь православных в одном государстве с
поляками. Логическим выводом отсюда было стремление разорвать навязанную
историческими событиями связь с Польшей и устроить свою судьбу согласно собственным
интересам и желаниям. Начиналось движение по освобождению Малороссии от
польской власти. Но вскоре в битве с турками под Хотином гетман получил
смертельную рану...
После гибели этого
полководца и дипломата для казаков начинаются сложные времена. Под Хотином
казаки спасли Польшу от захвата турками, но благодарности не дождались.
Наоборот, поляки стали опасаться своих союзников и всячески ограничивать
казацкую силу. Казаки же, почувствовав свою силу, стали требовать себе
шляхетских прав. Прежде всего права бесконтрольно эксплуатировать крестьян.
Обратим внимание на еще
один феномен: несмотря на ожесточенную борьбу казачества за отделение от
польско-литовского королевства (Речи Посполитой), верхушка казаков с завистью
смотрела на польское дворянство (шляхту). Казацкой старшине страстно хотелось
жить так же разгульно и роскошно, как и шляхтичам, так же презирать простых
земледельцев, как презирали их польские дворяне. Некоторые историки говорят,
что поляки допустили роковую для себя ошибку. Им нужно было принять казацкую
старшину в шляхетство, не настаивая на перемене ею веры с православия на
католичество. И тогда нынешняя Украина еще на века могла остаться частью Речи
Посполитой.
Авторы: Максим Калашников,
Сергей Бунтовский
Мнение Администрации может
не совпадать с мнением авторов материалов размещенных на сайте