400 лет назад, 4 сентября 1611 г., в Нижнем Новгороде
состоялись выборы земского старосты, или, говоря по-современному, главы
городской думы. По результатам голосования, этот значительный пост занял
местный мещанин, торговец мясом. Звали мясника Кузьмой Мининым
О том, что произошло впоследствии и к чему именно привёл
такой результат выборов, известно всем, даже тем, кто злостно прогуливал уроки
истории. В конце концов, памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» стал
одним из символов нашей страны, а тот день, когда ополчение под управлением их
первого в российской истории тандема изгнало польско-литовских интервентов из
Кремля, уже который год отмечается как общенациональный праздник.
Нижегородский спаситель
Принято считать, что главной и единственной целью ополчения
было как можно быстрее собрать боеспособное войско, пройти скорым победным
маршем на Москву и надавать интервентам по шее. Некая доля правды в этом
присутствует. Особенно если посмотреть на то, как вела себя первая половина
тандема - земский староста Минин. Если уж искать аналогии в мировой истории, то
его деятельность можно сравнить разве что с действиями Жанны д’Арк. Во всяком
случае, видения Нижегородского мясника ничуть не уступали прозрениям Орлеанской
девы. Жанне явились архангел Михаил, святые Екатерина и Маргарита, открывшие,
что именно ей суждено снять осаду с Орлеана, возвести дофина - наследника на
трон - и изгнать захватчиков из королевства. А вот наш Кузьма. Его трижды
посетил странный сон, где он видел себя «со многими ратными людьми идяху на
очищение Государства Московского». А некий небесный голос пророчествовал: «Если
дворяне и воеводы не возьмутся за дело, то его на плечи свои возьмут чёрные,
тяглые люди, и тогда начинание их во благо обратится и в доброе совершение
придёт».
Кузьма Минин выполнял возложенное на него честно и
самоотверженно: «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам
имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить
челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас
начальником».
Однако слишком много родовитых князей и бояр замарали имена
свои и своих родов тем, что спутались с интервентами и готовы были присягнуть
кому угодно, хоть шведам, хоть полякам, хоть чёрту лысому, лишь бы сохранить
свои земли и доходы. В «начальники» такие не годились. Недаром дьяк, писавший
об утверждении Дмитрия Пожарского как вождя ополчения, сначала употребил
традиционную формулу - дескать, «избран за разум и за дородство (родовитость) и
за храбрость», но потом перечеркнул всё это и оставил потомкам следующее:
«Избран князь за Правду».
Промедление смерти...
Однако последующие события показали, что эта самая «Правда»
сильно отличалась в понимании честного мясника Кузьмы, ведомого высшими силами
на спасение Русской земли, и в понимании князя. Последний всё-таки имел свои
резоны, отнюдь не бескорыстные.
От Нижнего до Москвы примерно четыреста с лишним вёрст, то
есть почти месяц пути: средний дневной переход войска того времени, даже с
обозами, составлял от 20 до 30 км. Ударный кулак ополчения был создан в январе
1612 г. По всей логике вещей следовало, не дожидаясь весенней распутицы, идти
на Москву. А ополченцы предпринимают почти восьмимесячный (!) марш, закладывая
кругаля через Балахну, Юрьев Волжский, Кинешму, Кострому и Ярославль. Тут и
проявляется тот самый «резон» князя Пожарского. В Ярославле спешно формируется
правительство, создаются приказы, что в терминах того времени означает
министерства. Правительство завязывает дипломатические отношения с иноземными
государствами, в частности с Австрией и Швецией. Чеканит свою монету. И даже
принимает новые государственные символы взамен уже скомпрометированного
Лжедмитриями двуглавого орла. Так, на Большой дворцовой печати красуются два
льва. По странному совпадению этот символ точь-в-точь повторяет родовой герб
князей Пожарских, на котором испокон веков изображаются «два льва рыкающих».
Сам же Дмитрий Михайлович внезапно вспоминает о том, что он не просто князь
Пожарский, а потомок князей Стародубских. То есть вполне себе Рюрикович, не
хуже хотя бы и Ивана Грозного. Неудивительно, что князь форсирует немедленный
созыв Земского собора, на котором «вся земля» должна будет выбрать нового царя.
Кто именно должен был стать царём, можно даже не гадать. И ведь главное -
законно и по воле «всей земли»!
Но не срослось. Не хватило пары-тройки месяцев. К Москве шли
новые, отборные части поляков. Нужно было сначала их разбить и избавиться от
напасти, а уж потом…
А никакого «потом» для князя уже не было. Ополченцы
посчитали, что, избавив государство от интервентов, они свой долг выполнили. И
разошлись по домам. Пожарский остался в Москве в роли национального героя, но
практически без военной поддержки. Созванный Земский собор возвёл на престол шестнадцатилетнего
Михаила Романова - представителя того семейства, которое с самого начала Смуты
участвовало во всех интригах и подлостях, поддерживало всех (!) самозванцев и
даже присягнуло на верность польской короне. Кстати, при избрании Михаила резиденция
Пожарского была оцеплена несколькими сотнями казаков. На всякий случай.
Новый царь пожаловал князя боярством, мясника - дворянством,
Россию - трёхсотлетней династией Романовых. А отечественную историю - ещё одним
(каким уже по счёту) нереализованным вариантом развития. aif.ru
|