Белое платье, воздушная фата, свидетели
со стороны жениха и невесты, праздничный эскорт, волнующие звуки марша
Мендельсона и другие атрибуты церемониала - непременные атрибуты современной
свадьбы, одного из самых торжественных и важных событий в жизни человека.
Сколько браков заключается ежегодно в нашей стране! Их устроители и участники,
следуя давно выверенной и отработанной ритуальной схеме, чаще не подозревают,
что истоки этого прекрасного обряда уходят в седую старину народных традиций
и даже царских свадеб. Документы Посольского приказа, которые хранятся
в Российском государственном архиве древних актов, дают возможность в подробности
восстановить весь ход торжеств царевой свадьбы более чем трехсотлетней
давности. Свадьбы российских царей XVI-XVII веков, то есть до петровских
преобразований, отличались исключительным своеобразием, в основе которого
лежали многовековые национальные традиции.
Царские свадьбы эпохи позднего средневековья
удивительно похожи одна на другую, потому что праздновались по строгому
канону, так называемому "свадебному чину", традиция которого уходит еще
в великокняжеские времена. Именно благодаря сохранившимся и дошедшим до
нас "свадебным чинам" - этим своеобразным и подробным сценариям торжеств
- мы имеем уникальную возможность, например, узнать, как проходила свадьба
Ивана Грозного или Михаила Романова, Алексея Михайловича или Федора Алексеевича.
Попытаемся составить общее представление
о царской свадебной обрядности в средневековой России. (Кстати, не столь
богато, но по тем же обрядам справляли свадьбы бояре, купцы и простой люд.)
Праздничные торжества по случаю бракосочетаний
российских царей проходили в Московском Кремле, в Грановитой палате (при
Иване Грозном ее еще называли "Большой Золотой", а при Федоре Ивановиче
- "Большой Золотой подписной" из-за того, что палата была украшена настенной
росписью по золотому фону) и в Золотой Царицыной и Жилецкой палатах (последняя
была предназначена для свадебных охранников - жильцов, отсюда и ее название).
Это древние жилые парадные царские покои, на месте которых в 1635 году
начали возводить Теремной дворец. Венчание происходило в Благовещенском
соборе, а с 1671 года - в Успенском.
Все царские свадьбы, как уже говорилось,
будучи церемониями "раз и навсегда учиненными", то есть жестко регламентированными,
начинались в воскресенье или в четверг и продолжались от двух до четырех
дней. В первый день свадьбы, в ожидании времени венчания, жених и невеста
не могли видеть друг друга. Царь, одетый как при короновании, сидел в своих
дворцовых покоях, царевна - в Золотой
палате.
Церемония начиналась с хода царя и царевны
в Грановитую палату. Но сначала царь со своим свадебным "поездом" шел в
Золотую палату к царевне, чтобы через своего дружку повелеть ей идти в
Грановитую палату. Согласно обычаю, первой в Грановитую палату должна была
прийти невеста, за ней - жених. Это торжественное шествие выстраивалось
по чину: впереди шли свечники, каравайники, фонарщики и дружки. Окольничий
и дьяк "берегли путь", протопоп - кропил его святой водой. Царевну вели
под руки свахи, сидячие боярыни и постельницы, а царя сопровождал тысяцкий.
Современные свадьбы несравнимо проще организуются,
однако и теперь жениха и невесту всегда сопровождают "поезжане", правда,
называются они ныне иначе: свидетелем и свидетельницей. Каравайники, постельницы,
фонарщики и другие - сегодня это те, кто берет на себя функции по обслуживанию
гостей и обустройству торжества. Немало в современных свадьбах и ритуалов,
связанных с оберегами, хотя выполняют их не протопопы и дьяки, а все желающие.
Парадный зал Грановитой палаты, в то время
самый большой в России, был заблаговременно приготовлен соответственно
случаю. Пол застилали турецкими и персидскими коврами, дорогими цветными
сукнами, место жениха и невесты поднимали на рундук (большой ларь, служивший
в качестве подставки). Его обивали червчатым, то есть красным, бархатом
и украшали расшитыми золотом подушечками и соболями. Праздничный стол,
покрытый, согласно обычаю, тремя скатертями (первую использовали перед
венчанием, вторую - отдавали новобрачным с угощением в опочивальню, третью
- оставляли для пиршества гостей), был уставлен драгоценной посудой.
На первом выходе жениха и невесты в Грановитую
палату их встречал свадебный стол с хлебом, сыром и солью - этими древнейшими
еще языческими символами, олицетворявшими месяц и солнце, бракосочетание
и благополучие.
Как видим, современный красивый свадебный
ритуал встречи молодых "хлебом-солью" имеет давние корни.
Здесь совершался интереснейший обряд царской
свадьбы: в парадном зале Грановитой палаты под молитву священника происходило
чесание гребнем голов жениха и невесты. Жена тысяцкого, обмакивая гребень
в вине или в меду, расчесывала волосы царю и царевне, символизируя тем
их переход в новое качество, а затем надевала невесте фату - знак ее "невидимости",
скромности, стыдливости, осыпала жениха и невесту хмелем, что
было залогом плодородия, богатства и достатка, обмахивала, словно веером,
соболями, означавшими царственное богатство. (Даже в средневековье, когда
пушнины в России было несравнимо больше, чем в наши дни, соболий мех считался
поистине царским.)
В наши дни от этого красивого свадебного
ритуала остались, пожалуй, только фата и осыпание, правда, чаще не хмелем,
а зерном, деньгами, цветами, иногда - конфетами. Фата же сегодня в основном
служит украшением и не несет той ритуальной значимости, как в далеком прошлом.
Когда царю и царевне чесали волосы, дружка
жениха кормил гостей хлебом и сыром, а дружка невесты подносил царю от
имени царевны подарки. Здесь же стольники от имени молодых строго по росписи
одаривали их родителей и ближайших "поезжан". А далее происходили символическое
прощание родителей невесты с дочерью и передача ее жениху - ритуалы, в
различных вариациях дошедшие до наших дней.
Но вот наступала торжественная минута,
когда жених и невеста отправлялись из Грановитой палаты для венчания в
собор. В допетровской России существовало два обычая прибытия будущей царственной
четы в церковь: зимний и летний. Зимой жених приезжал верхом на коне к
собору со своим "поездом" раньше невесты. Царевна со своими "поезжанами"
приезжала в санях следом.
Ныне в загс или в церковь жених и невеста
очень часто едут в разных машинах, а обратно - в одной, повторяя, таким
образом, старинный обычай.
Когда царская свадьба справлялась летом,
царь с царевной, взявшись за руки, шли до собора пешком. Под ноги им стольники
и стряпчие стлали по обычаю дорожки из красивой материи. Но когда бы ни
была эта пышная церемония, зимой или летом, всегда она сопровождалась множеством
действий, означающих всякого рода обереги, и звоном всех колоколов кремлевских
и других московских церквей.
Участники современного "свадебного поезда"
- несколько машин, украшенных лентами, цветами и шарами, - во всю сигналя,
и не подозревают, что это пережиток древней предохранитель ной магии (когда
прежде венчаться отправлялись не в автомобиле, а в коляске, ритуальный
шум создавали щелканьем кнута). Звон церковных колоколов в старину и звуковые
сигналы свадебных машин сегодня - различные формы оповещения "целого света"
о празднуемой свадьбе.
Наконец, после всех предварительных этапов,
наступала кульминация свадебного торжества - венчание. Перенос его места
при царе Алексее Михайловиче из домовой церкви русских царей, Благовещенского
собора, в Успенский кафедральный говорил о том, что изменились представления
о брачном венчании царей. Все, что было важно для государства в царской
свадьбе, воплощал уже не весь "свадебный чин",
а лишь акт церковного венчания. Именно при Алексее Михайловиче его значение
неизмеримо возросло, почему и место венчания было перенесено в собор, предназначаемый
для событий государственной важности (а старинный свадебный "чин" постепенно
отошел в прошлое).
Итак, венчание. В соборной кремлевской
церкви жених и невеста становились близ алтаря на соболя, застланные камками
(так называли шелковую узорчатую ткань), и начинался священный акт венчания,
по завершении которого молодые пили вино из одного сосуда и целовались.
Отныне они соединялись "вечно-навечно" самим Богом и обретали новый государственно-значимый
статус. Новобрачный царь проходит как бы повторную, после коронации, процедуру
утверждения во власти, он отныне воспринимается как "зрелый" правитель,
гарантирующий своей женитьбой продолжение династии, а значит, сохранение
стабильности России. Ведь ее могущество, в традиционной российской системе
ценностей, опиралось на прочность царской власти. Новобрачная в новом статусе
царицы (так нарекали ее только после венчания) воспринималась как будущая
мать наследника престола, иначе говоря, хранительница династии.
После венчания молодые и гости шли в Грановитую
палату на свадебный пир. Царь с царицей занимали свои прежние места, где
им до венчания гребнем чесали головы, а гости рассаживались согласно своему
чину и должности. В центре стоял большой стол, во главе которого садились
новобрачные, а вокруг него - "кривой", огибавший большой в виде буквы "П".
По старинному обычаю на свадебном пиру новобрачные ничего не ели и не пили.
Посидев немного, царь с царицей покидали
шумный пир и отправлялись в опочивальню. Царская опочивальня замыкала ряд
комнат дворца - Переднюю, Крестовую и Престольную, то есть государев кабинет.
Ее низкие двери для сохранения тепла были обиты материей, полы застланы
в несколько слоев коврами, ведь опочивальня не отапливалась. Центральным
предметом всего убранства была, конечно же, постель. В старину говорили
- "постеля". По своему богатству и роскоши она напоминала великолепный
шатер. Сделанная из дорогих пород дерева, увенчанная балдахином постель
убиралась особым образом. Вниз клали ржаные снопы, застланные ковром (снопы
издревле на Руси считались символом прибытка в доме), на ковер - до десятка
перин, на перинах возвышались изголовье и две подушки, все застилалось
шелковой простыней и одеялами - холодным и теплым, собольим или куньим,
в ноги клали шубу и ковер. В довершение кровать со всем убором покрывали
простыней. За убранство спальни и постели отвечали постельники, самые доверенные
и надежные люди царя, в обязанности которых входило соблюдение всех мер
предосторожности.
Перед дверью в спальню происходил еще один
любопытный ритуал. Жена тысяцкого в овчинной шубе навыворот (символ плотского
начала и новой семейной жизни) осыпала новобрачных хмелем. Дружка царя
приносил им со свадебного стола хлеб, соль и курицу, завернутые в скатерть,
и оставлял наедине.
На утро следующего дня новобрачные мылись
в бане. Это тоже был символический обряд очищения и вступления в новую
жизнь с чистыми намерениями. Царская баня, или мыленка, находилась на нижнем
этаже Теремного дворца, в одной из дальних комнат. Вода в мыленку в XVI
веке специально привозилась, а с 1633 года стала подаваться водоподъемной
машиной Водовзводной башни Кремля из Москвы-реки. В XVI-XVII веках еще
существовал обычай, по которому сопровождавшие царя тысяцкий и дружки,
а царицу - свахи и боярыни мыли новобрачных вином и медом. После бани царь
с царицей завтракали в своих хоромах.
Заключали царскую свадьбу праздничные обеды,
прием поздравлений и раздача государевых милостей по случаю брачного торжества.
Милости полагались всем, кто принимал участие в царской свадьбе, - от митрополита
(с 1589 года - патриарха), благословлявшего брак, до сотника, охранявшего
Кремль.
Вот так, по-царски торжественно, богато
и красиво праздновались в XVI-XVII столетиях свадьбы всех российских государей.
Обнаруженные в них некоторые ритуальные параллели с современностью весьма
показательны. Эпоха российского позднего средневековья с точки зрения эволюции
свадебной обрядности стала переломной. Уже никогда после царская свадебная
обрядность, еще "не перекроенная" на западный манер, не была настолько
национально своеобычна и близка народной.
В царской свадебной обрядности еще обнаруживаются
пережитки архаических верований, преданий, обычаев, формировавшихся в различные
эпохи и продолжающих жить до сих пор.
В последующие периоды все изменилось. Эпоха
Петра Первого знаменовала резкий разлом в свадебной культуре, когда свадебные
обряды различных слоев общества стали развиваться своими путями. Традиционная
"учиненная" царская свадьба с ее "причудами" навсегда осталась в XVI-XVII
веках, не пережив культурных веяний нового времени. А народная свадьба
адаптировалась к менявшимся культурно-историческим реалиям, сохранилась
в своей основе и дожила до наших дней.
Словарик
Свадебный чин - подробное описание
всего хода царской свадебной церемонии от первого до последнего дня с росписью
всех гостей "по чинам", в соответствии с которыми они исполняли строго
закрепленные за ними ритуальные функции. Свадебные чины составлялись для
российских царей в Посольском приказе с середины XVI по конец XVII столетия.
Свадебный поезд - выстроенные по
строго определенному порядку царские придворные.
Дружки - придворные свадебные чины
на Руси в XV-XVII веках. Их роль на свадьбе заключалась в том, чтобы созывать
гостей, произносить ритуальные речи, раздавать дары и угощения.
Свечники, каравайники, фонарщики
- придворные чины на Руси, выполнявшие определенные церемониальные и хозяйственные
функции.
Окольничий - придворный чин, распоряжавшийся
церемониями.
Сидячие боярыни - придворные, чья
роль на свадьбе сводилась к почетному сидению в Грановитой палате за свадебным
столом.
Постельники, постельницы - придворные
свадебные чины, охранявшие брачную спальню.
Тысяцкий - придворный главный чин
со стороны жениха, сопровождавший его повсюду во время свадебной церемонии.
Стольники, стряпчие - придворные
чины на Руси, выполнявшие хозяйственные и церемониальные функции.
(с)Журнал "Наука и жизнь" №8 1999 год
|