За что царь Алексей Михайлович казнил свою родственницу боярыню Феодосию Морозову?
Знаменитая картина Сурикова
«Боярыня Морозова» известна всем со школьных времен. В своем полотне художник
был точен, изобразив реальное событие, произошедшее 17 или 18 ноября 1671 года,
когда по приказу царя подвижницу «старой» веры отправили из её московского дома
в заточение. Показанная на пятнадцатой передвижной выставке, картина Сурикова
стала значимой вехой в художественной жизни страны.
О знаменитом полотне
имеется много отзывов современников. Вот что сказал о нем Всеволод Гаршин:
«Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину.
Всякий, кто знает ее печальную историю, я уверен в том, навсегда будет покорен
художником и не будет в состоянии представить себе Федосью Прокопьевну иначе,
как она изображена на его картине».
В картине художник допустил
только одну неточность, и то сознательно. На боярыне нет металлического
ошейника, от которого цепь шла к «стулу» – большому обрубку дерева, лежавшего в
ногах подвижницы. Видимо, художник решил, что «стул», ничего не добавив к
образу Морозовой, только «утяжелит» картину.
В.И. Суриков. Боярыня
Морозова
Работая над картиной,
художник перечитал массу исторических материалов, буквально изучил наизусть
«Повесть о боярыне Морозовой», написанную в XVII веке по следам событий,
неоднократно беседовал с московскими старообрядцами. Выбор темы картины не
случаен. Боярыня Морозова была одним из самых известных деятелей церковного
раскола, наряду с протопопом Аввакумом, а старообрядческая церковь причислила
её к лику святых. Да и стойкость боярыни в отстаивании своих идеалов была
просто поразительна, а живописец всегда стремился изображать на своих полотнах
людей, сильных духом, идущих наперекор судьбе.
Судьба же Феодосии
Прокопьевны Морозовой удивительна. Она родилась в семье царского окольничего
Прокопия Соковнина, состоявшего в близком родстве с Милославскими. По традиции
того времени Феодосия рано была выдана замуж за боярина Глеба Ивановича
Морозова, бывшего дядькой царевича, а затем ставшего и близким свойственником
царя Алексея. Род Морозовых был не только знатен, но и чрезвычайно богат, а
главное, в тот период он был постоянно «при царях».
Феодосия рано осталась
вдовой. После смерти мужа и его брата Бориса, женатого на сестре царицы, все
богатство рода Морозовых перешло к её малолетнему сыну Ивану, а фактически, к
ней. Морозова входила в ближнее окружение царицы Марии Ильиничны, как
родственница и верховная дворцовая боярыня.
Боярыня Морозова навещает
протопопа Аввакума
Казалось бы, живи и
радуйся: близость ко двору, почести, богатство, сын подрастает. А если
закручинишься от вдовьей доли, выйди замуж – желающих в мужья найдется немало,
а то, заведи себе молодого полюбовника. Но Морозова отличалась фанатичной
религиозностью и не только хранила верность умершему мужу, но и истязала себя
постами, молитвами, ношением власяницы, чтобы «смирить плоть».
Именно на почве
религиозности и возник у неё разлад с царем Алексеем Михайловичем, поддержавшим
церковную реформу патриарха Никона, существенно изменившую богослужебную
традицию русского православия. Религиозные нововведения встретили широкое
сопротивление в обществе, где основным выразителем взглядов приверженцев
«старой» веры стал протопоп Аввакум, подвергнутый за это церковному суду и
отправленный в монастырскую тюрьму. Именно его рьяной последовательницей и
стала боярыня Морозова.
Боярыня Морозова навещает
протопопа Аввакума в тюрьме. Миниатюра XIX века
Дом боярыни в Москве был
одним из центров раскольничества, оплотом старообрядцев. У неё какое-то время
жил Аввакум, на короткое время возвращенный царем в столицу из заключения в
надежде на примирение протопопа с церковными нововведениями. Но Аввакум не
смирился и снова был отправлен в один из дальних монастырей. А Морозова
установила с ним тайную переписку, о которой соглядатаи не преминули известить
царя.
Благодаря высокому
положению и заступничеству царицы, Морозова долго избегала открытого проявления
монаршего гнева. Царь ограничивался увещеваниями, демонстративными опалами на
её родственников и временным изъятием морозовских поместий. После смерти царицы
и тайного пострижения Морозовой в декабре 1670 года в монахини под именем
Феодоры, ситуация изменилась. Окончательно переполнил «чашу терпения» Алексея
Михайловича отказ боярыни присутствовать на его свадьбе с Натальей Нарышкиной.
Но и в этот раз царь
проявил определенное терпение, посылая к ней боярина Троекурова и князя
Уросова, бывшего мужем сестры Морозовой, тоже державшейся «старой» веры, с
уговорами отказаться от ереси и принять церковную реформу. Но все посланцы царя
получали от боярыни решительный отказ.
В.И. Суриков. Этюд к
картине
Только 14 ноября 1671 года
царь распорядился принять к мятежной боярыне жесткие меры. В её дом прибыл
архимандрит Чудового монастыря Иоаким, проведший допрос Морозовой и её сестры,
после которого они были закованы в «железы». В течение нескольких дней сестры
оставались под домашним арестом. Затем Морозова была перевезена в Чудов
монастырь. Именно этот момент и изобразил на своей картине Суриков.
После допросов боярыню, не
желавшую раскаиваться, перевезли на московское подворье Псково-Печерского
монастыря. Кроме ареста Морозову ждал еще один удар судьбы. Вскоре скончался
(возможно, не без сторонней помощи) её сын Иван. Имущество боярыни было
конфисковано, а её братья отправлены в ссылку.
Любопытно, что за
арестованных сестер заступился даже патриарх Питирим, писавший царю: «Я советую
тебе боярыню ту Морозову вдовицу, кабы ты изволил опять дом ей отдать и на
потребу ей дворов бы сотницу крестьян дал; а княгиню тоже бы князю отдал, так
бы дело то приличнее было. Женское их дело; что они много смыслят!». Но царь,
заявив, что Морозова «много наделала мне трудов и неудобств показала»,
отказался её освободить и поручил патриарху самому проводить следствие.
Часовня-памятник в Боровске
Увещевания патриарха не
дали результата, и сестер подвергли пытками на дыбе. А затем даже собирались
сжечь на костре, но против этого выступили сестра царя Ирина и родовитое
боярство, не желавшее создавать прецедент позорной казнью представителей
российской аристократии. Костер чуть позднее все же запылал, но сожгли
продолжавших исповедовать «старую» веру слуг мятежных сестер, а их самих
отправили в Пафнутьево-Боровский монастырь, где содержали в земляной тюрьме.
В монастыре сестер уже не
пытались переубеждать, а просто уморили голодом. Первой 11 сентября 1675 года
умерла Евдокия Урусова. Феодосия Морозова скончалась 1 ноября 1675 года,
попросив перед смертью тюремщика постирать в реке её полуистлевшую нательную рубаху,
чтобы по православной традиции принять смерть в чистом белье. Как и сестру, её
похоронили без гроба, завернув в рогожу.
Так
закончился земной путь удивительных женщин княгини Евдокии Прокопьевны Урусовой
и инокини Феодоры (в миру Феодосии Прокопьевны Морозовой), принявших
мученическую смерть за веру, но не поступившихся своими убеждениями. Позднее в
Боровске на месте предполагаемого захоронения Морозовой, Урусовой и других погибших
в монастыре последовательниц «старой» веры была установлена часовня