Стрибог (древне-русское Стрибогъ) — в восточнославянской мифологии бог ветра, родившийся из дыхания Рода. Имя его восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками».
Славяне отмечают день Стрибога 21 августа.
Будучи повелителем ветра, Стрибог может вызвать или напротив прекратить бурю, или любое другое природное явление, связанное с ветром. Стрибог вместе с Перуном повелевает также громом и молнией. ... Читать дальше »
Нет-нет, да и появляются в печати сообщения об очередных проделках
неизвестных сил. А между тем, все они уже давно известны в славянском
мире. Обобщенно называемые нечистью, все разновидности имеют
индивидуальные названия. Кое-кто даже утверждает, что видел то или иное
мистическое существо собственными глазами.
Самый известный, конечно, черт. Он же косматка, немытик,
нечистик и пр. Мы часто поминаем его к месту и не к месту. Черт, как
известно, вылупляется из петушиного яйца, которое лихие люди носят под
левой подмышкой. Либо из погибших душ некрещеных детей, самоубийц или
похищенных нечистой силой. ... Читать дальше »
Во многих русских народных сказках и былинах упоминается некая река
Смородина, берег которой устлан костями человечьими. Сюда являются
богатыри, чтобы защитить родную землю от нападения чудовищ.
Общепринято мнение, высказанное авторитетным исследователем сказок В.Я.
Проппом, что легендарная река есть не что иное, как рубеж жизни и
смерти, место перехода между мирами, граница Яви и Нави. Вовсе не
собираясь с этим спорить, рискну все-таки предложить к обсуждению
вопрос: почему же именно так она называлась и каковою силой обладала? ... Читать дальше »
Сито и решето фигурируют во многих народных присловьях. Кроме «носить
воду в решете» и "чудес в решете", смысл которых
сейчас сильно изменился, опытность человека аттестовали как то, что он
«прошел сквозь сито и решето»; об отношении к вещам говорили: «новое
ситце на колку нависится, а старое и под лавкой наваляется» и т.д. ... Читать дальше »
Ещё лет двадцать назад, если бы меня спросили: "Знакомо ли тебе имя
Евпатий Коловрат?", то я бы просто пожал плечами и пробормотал, что
"когда-то что-то слышал". В действительности же это было только потому,
что имя оное у нас у всех в крови, оно вложено в генетическую память
нашего народа. В действительности до весны этого года я о князе
Коловрате слыхом не слыхивал, в школе такому, по крайней мере сейчас,
не учат. ... Читать дальше »
Невская битва - своей буллой (Бу́лла (от лат. bulla — «печать», букв. — «пузырёк») —
основной средневековый папский документ со свинцовой
(при особых случаях — золотой) печатью, после XV века
издавался реже.) от 9 декабря 1237 папа
Григорий IX возвестил крестовый поход против язычников-финнов и русских.
Собрав войска, шведы, к которым присоединились отряды финнов и
норвежские рыцари, отправилось через Балтийское море ... Читать дальше »
Много веков назад весомо и гордо зазвучало имя
"Русь", вышло на историческую арену новое государство, вызывая
уважение у друзей и ненависть у врагов.
Свою Родину наши предки всегда защищали мужественно и
стойко. "Сей народ, - писал о них византийский историк Лев Диакон, -
отважен до безумия, храбр и силен". Со времен общинно-родового строя перед
решающими сражениями или походами, на вечевых сходах или военных советах
коллективно принимались решения, которые затем неукоснительно выполнялись всеми
воинами. Трусость в бою или сдача в плен традиционно считались в русской армии
величайшим позором не только для самого воина, но и для его близких и родных.
... Читать дальше »
Что мы знаем о княгине Ольге? Для ответа на этот вопрос
достаточно открыть любой энциклопедический словарь, где прочтем:
«Ольга – (христианское имя – Елена) (около 890-969, Киев),
великая княгиня киевская, жена Игоря. После убийства мужа древлянами (945)
жестоко подавила их восстание. В 945-947 установила размеры даней для древлян и
новгородцев, организовала административные центры – погосты. Значительно
расширила земские владения Киевского великокняжеского дома. В 955 (или 957)
посетила Константинополь; приняла христианство. Правила государством в годы
малолетства своего сына Святослава Игоревича и позднее, во время его походов. В
968 руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской церковью».
(БСЭ)
Говорят, раз в столетие Алатырь-камень
способен на настоящее чудо. Для истинно любящих готов он стереть любые
преграды. Ибо настоящее чувство не признает помех и расстояний. Е. Малиновская Алатырь-камень Тихо шумят сосны. Закрутился тугим
канатом песок, потекла песчаная река к воде, всё выше вырастал,
поднимался из песка большой белый камень, напоминавший верблюжий горб.
Давно, в древние времена, нарекли старики его алатырь - камнем, потом
стали звать янтарём. Цвет его постоянно менялся. Был он то медового, то
алого, то красного цвета, то зеленел, то становился почти чёрным. Шли
от камня того разноцветные сполохи, доставали они до самого неба. Дивились на небесное чудо жители
прибрежных посёлков, ждали с тревогой утра. ... Читать дальше »
Древнейшие сведения о славянах, живших тогда на территории
Восточной Европы, относятся к первым векам нашей эры. Как и все «варварские»
народы, к тому же жившие под постоянной угрозой нападения, славяне были очень
хорошими воинами. Любой мужчина в равной степени отлично владел любым оружием,
будь то лук, секира, копьё, топор или бердыш, но всё-таки, предпочтение
отдавалось самому популярному тогда виду холодного оружия – мечу.
В
наше время мы, не задумываясь, производим вычисления в метрах, граммах,
литрах и т.д. Это ведь удобно, единая система СИ устраивает почти всех.
Но, естественно, так было не всегда. И вот, начиная с древнейших времен
язычества, вплоть до 19 века, наши предки пользовались другими мерами и
единицами. Нередко мы слышим слова: Пуд, сажень, золотник – но, сколько
это в переводе, не знаем. Вот некоторые величины:
Каша с «потехой». Такую кашу готовили издревле на Руси для отцов новорожденных. Её обильно заправляли перцем, хреном, горчицей и горько солили. Отцу нужно было съесть такую кашу всю, без остатка. Давились, а ели. Терпи, казак! Обычай такой. От такого угощения глаза на лоб вылезали. Зачем же такие издевательства? Чтобы отец младенца хоть в какой-то мере смог оценить все тяготы родов своей жены. А у соли в этой каше была своя роль. Соль должна была изгнать из дома и новорожденного всю нечисть. Дом роженицы в момент рождения младенца считался нечистым. ... Читать дальше »
В мифологической традиции славян страшная болезнь холера представала злобным существом, которому приписывали различный облик. Чаще всего говорили, что это женщина самого безобразного вида, которая способна обернуться другим образом – от коровы до священника.
Русичи предпочитали считать, что изначальная внешность холеры имеет вид растрепанной старухи, одетой в рвань, которая предпочитает передвигаться в сумерках и по ночам, а там, где остановится, не останется ничего живого: «в холеру ни мухи, ни ласточки». ... Читать дальше »
Лаврентьевская летопись. Древний текст см: ПСРЛ, т.1, в.1, М., 1962; повторение изд. ПСРЛ, Л" 1926; или в кн. "Литература Древней Руси 1Х-ХП ев". М., 1978. Перевод Б. Кресеня.
6488 (980). И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перуна деревянного — главу серебряну, а ус злат, и Хорса-Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь... Владимир посадил Добрыню, дядю своего, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу <...>.
Широко распространено мнение, что Снегурочка (Снегурка, Снежевиночка) перенеслась на новогодние празднества из известной пьесы А.Н. Островского. Это не совсем справедливо, поскольку задолго до этого она была героиней народных сказок, в которых то таяла с наступлением тепла, то была выручаема лесными зверями, провожавшими до дома заблудившуюся девочку. А драматург, увлекавшийся фольклором, был хорошо знаком с изысканиями А.Н. Афанасьева, считавшего, что Снегурочка олицетворяет духов туч и облаков:
«В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева нисходит на землю в этот мир, заселенный людьми, и поражает всех своею нежною белизною... с приходом же лета она принимает новый воздушный образ и, удаляясь с земли на небо, носится там с другими легкокрылыми нимфами». ... Читать дальше »
Оба ответа будут правильными. Да, не было этих от пола до потолка красивых ящиков, в которых и зимой и летом морозно. Но где-то и как-то сохраняли же люди продукты и в самую жаркую пору!
Что я помню из своего детства – не пропадали зря продукты, заготовленные впрок и сготовленные на сегодня. Сейчас что ни почитаешь рецепт – у вас завалялся кусочек чего-нибудь? Смело забрасывайте его в сковородку! ... Читать дальше »
Для чего человеку даётся имя? Для того, чтобы выделить его из семьи или рода, обозначить индивидуальность. А значит, имя служит своеобразной характеристикой. Мы видим это на каждом шагу, как только начинаем изучать дохристианские имена наших предков-славян. ... Читать дальше »
Как бы ни хотелось верить в уникальность русского исторического наследия, но культура России имеет синтетический характер – это европеизация, проводимая Петром I, шведско-литовская интервенция, монгольское иго, принятие греческого христианства. Но самыми первыми, кто обратили внимание на славянские племена, были наши ближайшие соседи – племена «руссов», получивших у восточных славян звание «варягов», то есть пришельцев. ... Читать дальше »
Всем известно, что на протяжении почти 900 лет православное христианство было государственной религией в России. Да и сейчас эта религия занимает первое место в стране по распространённости. Так как же Русь отошла от язычества и приняла другую веру?
Князь Владимир, наблюдая за своими людьми, заметил, насколько отличается грубое яростное язычество от высокого христианского учения, ведь в Киеве обитало много христиан, да и в дружине их было немало. Стал Великий князь колебаться в своей вере – и об этом сразу же узнали в соседних странах. Древняя летопись передаёт такое развитие событий: ... Читать дальше »
У нас этим летом стоит, что называется, недвижимо, небывалая жара, столь сильная, что кажется, будто плавишься под палящими лучами, льющимися беспрестанно с безоблачного неба. И даже «вечера не приносят прохладу». А потому влага, ниспадающая нечасто с того же неба, представляется благословенной. ... Читать дальше »
Гроза всегда являет собой картину удивительно зрелищную и впечатляющую. Оглушительные раскаты грома, сверкающие молнии, струи воды, будто прорвавшиеся из самых глубин небосвода, каждый раз навевают на человека чувства страха и трепета. Для русского народа у грозы издавна был смысл поистине сокровенный, сакральный. ... Читать дальше »
О ступе разговор может быть долгим. Например, с санксрита это слово переводится как «макушка, куча камней, земляной холм», в буддизме ступы известны как культовые сооружения, символизирующие просветленный ум Будды и выступающие хранилищами реликвий. Среди них имеются полусферические или башнеобразные, колоколообразные и бутылеобразные. Чтобы говорить подробнее, нужен отдельный рассказ. ... Читать дальше »
Это сейчас для нас слово люб означает только отношение к кому-то или чему-то нравящемуся, милому, дорогому, приятному, а если короче и одним словом – желанному. А у предков наших это был важный мифологический персонаж, наделенный достаточно выразительной силой и недюжинными полномочиями. ... Читать дальше »
Квашня, она же дежа – деревянная кадушка для замешивания теста. В силу причастности к сотворению хлеба она признавалась нашими предками не просто предметом, а живым существом. Да-да, именно живым, с собственным характером и важной ролью в домашнем укладе каждой семьи. Она воспринималась как олицетворение женского лона, а процесс приготовления теста соотносился с зачатием ребенка. Так что к квашне отношение было сакральное – священное. ... Читать дальше »
У суседушки, то есть домового, по поверьям предков, имелся довольно многочисленный штат помощников. Например, целый отряд вяшек и вяшат – так в старину называли домашних позастенных божков. Вяшки были побольше – с воробья, вяшата – помельче, с муху, а то и еще меньше – так, что без лупы и не разглядишь.
В ІХ веке племена восточных славян оказались под властью норманнов, то есть викингов, которых русские летописи называют «свеями».
Вместе с их конунгами пришли на Русь и берсерки. В дословном переводе с древнескандинавского «берсерк» означает «тот, кто в шкуре медведя». Иногда их еще называли «ульфхеднеры», то есть волкоголовые. Это были воины-смертники, стремящиеся в бою не сохранить свою жизнь, а как можно дороже ее продать, забрав на тот свет больше врагов.
Когда все в жизни невпопад И быт уводит от искусства, Во мне задумчиво бурлят Патриотические чувства. Я начинаю ощущать В себе программные загрузки И отправляю на печать: «Я – русский, русский, русский, русский…». ... Читать дальше »