Гроза всегда являет собой картину удивительно зрелищную и впечатляющую. Оглушительные раскаты грома, сверкающие молнии, струи воды, будто прорвавшиеся из самых глубин небосвода, каждый раз навевают на человека чувства страха и трепета. Для русского народа у грозы издавна был смысл поистине сокровенный, сакральный. Гроза – милость божья
В языческие времена именно гроза была символом божественного провидения. Повелителем грома и молний считался славянский бог Перун. С принятием христианства молиться о дожде стали Илье-пророку. По старинным поверьям, он разъезжает по небу на огненной колеснице, запряженной бойкими «златоогненными» конями, и метает копья в бесов. В этот момент и происходит гроза. Слышимый нами гром – это грохот мчащейся колесницы. А молнии – это копья Ильи-пророка, в любом месте настигающие нечистую силу. Говорили, например, что молния ударяет в то дерево, за которым прячется черт. Под сгоревшим деревом можно найти кусочек застывшей смолы – это, якобы и есть доказательство смерти нечистого.
Молния испокон веков вселяла в людей благоговение и боязнь одновременно. Верили, что загоревшийся от удара молнии дом – это «милость» божья, кара, которой запрещено сопротивляться. О пожарах, возникших во время грозы, существует масса народных примет. В первую очередь, они касаются весьма необычного способа тушения огня. Так, чтобы утихомирить огонь, пожар заливали молоком, квасом или пивом. От воды, по убеждениям крестьян, огонь только пуще разгорается. Другой метод усмирить пламя – бросить в него освященное пасхальное яйцо. Кроме этого, вокруг пожара, как бы по четырем углам, на одинаковом расстоянии между собой вставали четыре человека, считающиеся в селе порядочными, и читали молитвы с иконами в руках. К умершим от удара молнии отношение было двусмысленным. Считалось, что это и наказание за грехи, и свидетельство о милости Бога, отметившего таким образом отдельного человека и забравшего его к себе. Иногда погибших от молнии считали даже святыми.
Вместе с тем, известно немало способов уберечь дом от молнии. Оберегами служили головешки с пожара, вызванного «небесным огнем». Существовало мнение, что молния не бьет дважды в одно место, а потому головешки бережно хранили в каждом доме. Для защиты жилища от шаровой молнии косяки дверей и окон смазывали молоком. С этими же целями под крышей укрепляли веточки березы, освященные в Троицу.
Гром не грянет – мужик не перекрестится
Больше всего жители деревень боялись так называемых сухих гроз – гроз без дождя. Когда они случались, глава семьи обращался с к святому Илье с просьбой «раскрыть» небеса и дать пролиться спасительному дождю.
Примечали, что особенно мощной силой грозы обладали в Ильин день, 2 августа. Согласно народному календарю, это последний летний день, когда Илья-пророк уничтожает бесов на небесах. С этой датой тоже связано множество примет.
В церквях служили молебны, дома зажигали свечки и читали молитвы. Во избежание беды скотину даже не выгоняли на луга. Хозяйки в этот день проводили в своих домах дополнительные обряды. В срочном порядке закрывали печные трубы, двери и окна. Считалось, что потенциальную угрозу несут предметы с блестящей поверхностью: зеркала, самовары, посуда, окна.
Объясняется это следующим поверьем. Нечистая сила, скрываясь от копьев Ильи-пророка, любит прятаться как раз за блестящими предметами. Но меткие копья все равно настигают нежить, где бы она не спряталась. Поэтому молнии так часто бьют в дома и, следовательно, вызывают пожар. Поэтому, заслышав первые громовые раскаты, люди спешили по домам, закрывали и занавешивали окна, накрывали полотенцами самовар и зеркала, прикрывали крышками и крестили посуду.
По уверениям старшего поколения, во время грозы строго-настрого запрещается есть и даже открывать рот, дабы не допустить беса, мечущегося от преследования молнии. Считали, что у окна стоять опасно. Вместе с тем, запрещалось и работать. Следовало позаботиться и о внешнем виде: грешно было ходить с неубранными волосами, подвернутым платьем. Иногда говорили, что на молнию нельзя показывать пальцем, чтобы не накликать беду.
На подоконники ставили иконы ликом на улицу. А на крыльцо выставляли железную клюку, считая, что молния ее боится. Обычно, вся семья держалась в сенях, чтобы успеть спастись в случае пожара. При этом входную дверь оставляли раскрытой – в знак покорности Божьей воле. Наконец, известен старый русский обычай в часы бушевания стихии (будь то метель или гроза) и пожаров звонить в колокола. Колокольный звон в этих случаях выступал не только оберегом от нечистой силы, но и был лучшим в те времена способом подать спасительный сигнал потерявшимся в дороге путникам.
По старой русской легенде, в грозу разгневанный Бог открывает истинные небеса. Таким образом он показывает грешникам то, что ждет их после смерти, в Страшном суде. Деревенские жители знали: даже один удар молнии способен вызвать сильнейший пожар, которому ничего не стоит уничтожить целые поселения. Грозы – как доказательство божественного всемогущества и призрачности людских достижений.
И сегодня стихия порой поражает нас своей силой и могуществом. Может, стоит взять пример с былых времен и начать всерьез уважать природу?
|