Широко распространено мнение, что Снегурочка (Снегурка, Снежевиночка) перенеслась на новогодние празднества из известной пьесы А.Н. Островского. Это не совсем справедливо, поскольку задолго до этого она была героиней народных сказок, в которых то таяла с наступлением тепла, то была выручаема лесными зверями, провожавшими до дома заблудившуюся девочку. А драматург, увлекавшийся фольклором, был хорошо знаком с изысканиями А.Н. Афанасьева, считавшего, что Снегурочка олицетворяет духов туч и облаков:
«В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева нисходит на землю в этот мир, заселенный людьми, и поражает всех своею нежною белизною... с приходом же лета она принимает новый воздушный образ и, удаляясь с земли на небо, носится там с другими легкокрылыми нимфами». В старинных сказаниях Снегурочка предстает в белоснежной одежде и восьмилучевом венце, шитом серебром и жемчугом. Это наводит на мысль о родственности образа с богиней Макошью. Но есть и другие версии о происхождении бледнолицей красавицы. По одной из них, Снегурочка возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы, которую на проводах зимы либо сжигают, либо топят в реке.
Кострома считалась, с одной стороны, аграрной богиней, своей смертью обеспечивавшей богатый урожай, с другой – воспринималась как заложный покойник, т.е. умерший не естественной смертью. В одной из обрядовых песен, например, кончина Костромы описывается так:
Как Костромин-то отец стал гостей собирать, Большой пир затевать. Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла.
Кстати, именно под Костромой в Щелыковском имении Александр Николаевич Островский и написал свою «Весеннюю сказку», назвав Снегурочку дочерью Мороза и Весны. По одной из современных реконструкций, Кострома – предшественница Снегурочки – была дочерью Купальницы и Семаргла, а братом ей приходился Купала. Однажды в детстве Кострома и Купала, нарушив материнский запрет, отправились слушать песни птицы Сирин, и в результате Купала был унесен за тридевять земель.
Подросшая Кострома стала девицей неземной красоты. Однажды, гуляя на речном берегу, она сплела венок и стала похваляться, что ветер не сорвет его с головы, но тут же лишилась своего цветочного убора, который оказался в воде и был подобран прекрасным юношей, проплывавшим мимо в ладье.
По старинному обычаю, в этом случае молодец был обязан жениться на той, что сплела венок. Лишь после свадьбы боги сообщили молодоженам, что они являются братом и сестрой. Чтобы смыть позор, Кострома бросилась в лесное озеро, став русалкой, а Купала кинулся в костер. В память о случившемся небожители вернули к жизни несчастных влюбленных в образе цветка, который прежде звался Кострома-да-Купала, а затем был переименован в Ивана-да-Марью.
По другой сказке девочка Снежевиночка появилась из снежного комочка, который слепил один старик, а потом положил на печку под шубу. Увы, эта история тоже печальна, поскольку героиня, отправившись в лес по ягоды с подружками, набрала их больше всех и была убита завистницами. На могилке ее вырос камыш, из которого кто-то из прохожих сделал дудочку, поведавшую о трагедии. Тогда дед с бабкой выкупили дудочку, разломали ее, и вновь обрели Снежевиночку, вышедшую из камышинки целой и невредимой.
Снежная девочка появилась на новогодних праздниках в качестве внучки Деда Мороза – лишь в конце XIX века и задумана была отечественными педагогами. Их идея оказалась благотворной, и сегодня уже трудно представить себе праздник без Снегурочки, не так ли?
|