Главная » 2010»Август»16 » Как в Древней Руси воспитывали у воинов самоотверженность и верность клятве?
20:21
Как в Древней Руси воспитывали у воинов самоотверженность и верность клятве?
Много веков назад весомо и гордо зазвучало имя
"Русь", вышло на историческую арену новое государство, вызывая
уважение у друзей и ненависть у врагов.
Свою Родину наши предки всегда защищали мужественно и
стойко. "Сей народ, - писал о них византийский историк Лев Диакон, -
отважен до безумия, храбр и силен". Со времен общинно-родового строя перед
решающими сражениями или походами, на вечевых сходах или военных советах
коллективно принимались решения, которые затем неукоснительно выполнялись всеми
воинами. Трусость в бою или сдача в плен традиционно считались в русской армии
величайшим позором не только для самого воина, но и для его близких и родных.
Выражение "по отцу и сыну честь" точно характеризовало отношения,
сложившиеся на Руси. Общественное мнение осуждало неисполнение воинского долга
или нарушение данного слова. Понятие о чести воина являлось фундаментом
дисциплины. Издревле отличительной чертой русского воинства стало высоко
развитое чувство товарищества, готовности пожертвовать жизнью "за други
своя".
Важное место в традициях русского воинства отводилось
клятвенному слову. Перед выступлением в поход, перед решающим боем воины давали
клятву на оружии, перед Перуном или другими языческими богами, а после принятия
христианства - целовали крест.
Б. Ольшанский. Битва дружины Святослава на Днепровских
порогах
До нас дошло немало фактов высочайшей самоотверженности
русичей, их верности данному слову. В историю русского военного искусства яркой
страницей вошло сражение войска киевского князя Святослава в 971 году с армией
византийского императора Цимисхия у крепости Доростол. Превосходящие силы
византийцев два месяца осаждали крепость. Перед решающим сражением Святослав
обратился к воинам: "Так не посрамим земли русской, но ляжем здесь
костьми, ибо мертвые сраму не имут". Воины ответили князю: "Где твоя
голова ляжет, там и свои головы сложим". Они сдержали свою клятву и с
честью вышли из кровопролитного сражения. Цимисхий вынужден был заключить
почетный для Святослава мир.
Требования воинской дисциплины, основанные на верности
воинскому долгу, готовности к самопожертвованию в бою за родную землю, обостренном
чувстве воинской чести в виде неписанных традиций, наставлений и поучений
передавались из поколения в поколение русских воинов.
Одним из первых русских документальных источников, в котором
заложены требования воинской дисциплины, стало "Поучение" Владимира
Мономаха. В нем даны рекомендации по ведению разведки, организации лагеря,
управлению войсками и т.д. В "Поучении" Мономах наставлял потомков:
"На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Сторожей сами
наряжайте, и ночью со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а
вставайте пораньше. Оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись. Лжи
остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело". Особый акцент
делал на взаимоотношения воинов: "...при старших молчать, мудрых слушать,
старшим повиноваться, с равными и младшими в любви пребывать".
В. Маторин Ледовое побоище
Исторически сложилось, что до XV века русское войско
состояло из двух основных частей: профессионального ядра, которое составляла
княжеская дружина, и ополчения. Дружинники были связаны клятвой на верность
князю, но в мирное время могли открыто покинуть дружину и перейти к другому
князю или "удалиться на покой". Но с момента выступления в поход
вступало в силу правило, что каждый, покинувший дружину, - изменник и
перебежчик. Он становился изгоем или карался смертью. В бою дружинники бились
упорно и ожесточенно, стояли до конца, предпочитая смерть позору. "Меча
изломавшие, и руками начаша битися", - писал о них летописец.
Для ополченцев, набранных из простого народа на период
боевых действий, военная служба была временным явлением. Они значительно
уступали дружинникам в боевой подготовке, но традиционно отличались высокой
стойкостью и самоотверженностью, так как защищали родную землю и шли в бой за
правое дело.
А. Бубнов. Утро на Куликовом поле
Ярким примером высочайшего мужества, самоотверженности,
дисциплины и выдержки княжеских дружин и ополченцев стала Куликовская битва.
На Куликовом поле первым принял на себя сокрушающий удар
наемной генуэзской пехоты и конницы Мамая передовой полк, состоящий почти
исключительно из ополченцев. "Пешая русская рать, - донесли до нас
летописи, - аки древеса сломишаяся и аки сено посечено лежаху". Полк погиб
почти весь, но с места не сошел, выполнив свой долг до конца.
Исход битвы решил засадный полк, состоящий из конных
княжеских дружинников. Им, профессиональным воинам, было нестерпимо больно
оставаться безучастными свидетелями гибели в бою товарищей. Но, повинуясь
приказам князя Андрея Серпуховского и воеводы Боброка, дружинники, сохраняя
высокую выдержку, дождались переломного момента битвы и нанесли стремительный
удар в тыл и фланг войску Мамая.
Шли века, изменялось оружие, способы ведения боя и принципы
комплектования войск, но неизменными оставались традиции ревностного служения
Отечеству.
П. Попов. Удар Засадного полка в Куликовской битве
В средние века в русском государстве начинают вырабатываться
нормативно-правовые документы, определяющие права и обязанности военнослужащих,
требования к воинской дисциплине.
В 1571 году при Иване Грозном был утвержден "Боярский
приговор о станичной и сторожевой службе". В нем не только были определены
основные задачи сторожевой службы на границах русского государства, порядок ее
несения, но и установлены меры наказания за недобросовестное исполнение
служебных обязанностей.
В этом документе вопросы организации службы ставились очень
жестко: "А стояти сторожем на сторожах с коня не слезая... А станов им не
делати, а огни класть не в одном месте..., а в коем месте кто полднивал, и в
том месте не ночевать, а кто где ночевал, и в том месте не полднивать!".
Небрежность в организации службы могла обернуться большой
бедой для всего государства, поэтому "Боярский приговор"
предусматривал: "А которые сторожи, не дождався себе отмены, с сторожи
съедут, а в те поры государевым украинам от воинских людей учиница война, и тем
сторожем быти казненным смертью...". В то же время жесткая регламентация
сочеталась с большой самостоятельностью военнослужащих. Подчеркивалось, что в
рамках общих положений станичники вольны "ехати, которыми местами
пригоже", действовать "посмотря по люди и по делу",
самостоятельно решать, как будет "податнее и прибыльнее".
Основные положение "Боярского приговора"
действовали более ста лет.