В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не
земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне
считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У
каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя
поклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали
его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось
произносить вслух, поэтому вместо "волк" говорили лютый, а себя
называли "лютичи".
Во время зимнего солнцестояния мужчины
этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в
волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы
и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени,
пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные
обряды, также одевался в звериную шкуру. С принятием христианства
отношение к языческим жрецам изменилось, и потому словом «волкодлак»
(т.е. облаченный в длаку – волчью шкуру) стали называть злого оборотня,
позднее «волкодлак» превратилось в «вурдалак».
Хозяином
языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Он считался
защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним
пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.
Вплоть до ХХ в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как
талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней,
колдовства и всевозможных бед. Славяне полагали, что медведь наделен
большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а
нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.
Миф
о Медведе - хозяине леса и могущественном божестве – сохранился в
русских сказках. Истинное название этого зверя-божества было столь
священным, что не произносилось в слух и поэтому не дошло до нас.
Медведь - это прозвище зверя, означающее "недоед", в слове "берлога"
сохранился и более древний корень – "ер" т.е. "бурый" (берлога –
логово бера). Довольно долго медведя чтили как священного зверя, и даже
намного позднее охотники все еще не решались произносить слово
"медведь" и называли его то Михайлом Потапычем, то Топтыгиным, то
просто Мишкой.
Из травоядных животных в охотничью эпоху
наиболее почиталась Олениха (Лосиха) – древнейшая славянская богиня
плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим
оленихам богиня мыслилась рогатой, ее рога были символом солнечных
лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной
нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища. По
названию рогов – «соха» – оленей и лосей часто называли сохатыми.
Русские женщины уподоблялись богиням, надевая головной убор с рогами,
сделанными из ткани, - кичку. Отголоском мифов о небесных Лосихах
служат народные названия созвездий – Большой и Малой Медведицы – Лось и
Лосенок. Небесные богини Оленихи по преданию посылали на землю
новорожденных оленят, сыпавшихся, подобно дождю, из туч.
Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведь некогда
предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в
облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце.
Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ
Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком,
изображением одной или двух конских голов. Амулет с изображением
конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам
считались могучим оберегом.