Завершение войны Игоря с
Византией и обмен мирными посольствами благоприятствовали тому, что в
византийских источниках появились первые точные данные о славянских племенах и
городах. В Записках Константина Багрянородного сведения о Руси были
зафиксированы со слов византийцев, ездивших с посольством в Киев, либо послов
русов, прибывших в 944 г.
в Константинополь для заключения мирного договора. Наиболее подробно в
сочинении императора описано путешествие через днепровские пороги, которое
сопряжено было со смертельным риском. В Записках воспроизведено скандинавское
(русское) и славянское наименование большинства порогов.
По мнению лингвистов,
славянские названия порогов подверглись в византийской записи меньшему
искажению, чем скандинавские. Это указывало на то, что составители Записок использовали
славянские источники информации. Знания лица, представившего императорским
чиновникам сведения о Руси, ограничивались преимущественно киевской округой. Из
семи славянских городов, названных в Записках, четыре располагались в Южной
Руси. Их названия (Киова, Чернигога, Вусеград и Вятичев) переданы более точно,
тогда как имена двух городов вне киевской округи искажены до неузнаваемости
(Мелиниски и Телиуцы). Последнее название вообще не поддается расшифровке.
Среди славянских племен названы кривитеины (кривичи), лендзанины (лендзяне) и
деревленины (вервиааны, древляне). Об этих племенах автор Записок получил более
подробную информацию и поэтому упоминает о них дважды. Кроме них названы
северяне (северии), другувиты (дреговичи) и ультины (уличи). Названия племен
словен, полочан, витичей, волынян, тиверцев, обитавших вдали от Киева, в
Записках не фигурируют.
Составители Записок
проявили большую осведомленность в отношении Киева и киевской округи. Однако в
византийском списке славянских племен отсутствуют поляне, жившие в самом Киеве.
В то же время авторы Записок повествуют о неких лендзянах, отсутствующих в
"Повести временных лет". Возникает предположение о тождестве этих
племен. Как установлено в литературе, слово "ледзяне" воспроизводит
самоназвание поляков (lendjane; русск. лядский, ляхи). То же самое значение
имеет слово "поляне". Наименование полян великопольских земель и
полян из киевской округи совпадает. Примечателен порядок перечисления племен в
Записках Константина Багрянородного. Лендзяне упомянуты в одном случае рядом с
кривичами, а в другом - рядом с уличами и древлянами. Если соседями лендзян
были кривичи (с одной стороны), древляне и уличи (с другой), то это значит, что
они обитали как раз в тех местах, которые, по летописи, занимали поляне и
радимичи. Это небольшое племя тоже осталось неизвестным Константину
Багрянородному, как и племя полян. Можно высказать предположение, что
малочисленные племена полян и радимичей были осколками большого племени,
сохранявшего единство в середине X в., но распавшегося в XI-XII вв. Отражением
этого факта были припоминания об общих родоначальниках и общем происхождении
племен, записанные летописцем. "Радимичи бо и вятичи, - утверждал Нестор,
- от ляхов: бяста бо 2 брата в лясех - Радим и другий Вятко, и пришедъша
седоста Радим на Съежу, и прозвашася радимичи, а Вятько седе с родом своим на
Оце, от него же прозвашася вятичи". Радом был одним из старинных городов
Польши. Слова "Радим" и "радимичи" соотносятся с этим
топонимом.
Жители Киева считали себя
полянами, что и определило отношение летописцев к этому племени: "Мужи
мудри в смыслени, нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего
дни". Мудрые поляне имели обычай "кроток и тих", к родственникам
"великое стыденье имеху" имели "брачный обычай". Напротив
того, радимичи, вятичи и их соседи "живяху в лесе, яко же и всякий зверь,
ядуще все нечисто и срамословье пред отцы...". Очевидная пристрастность
суждения ставила Нестора в затруднительное положение. Если бы он признал, что
поляне имеют общих предков с радимичами и вятичами, тогда рассуждения об особой
мудрости и добродетелях полян лишились бы основания. Становится понятным,
почему летописец решил обойти молчанием вопрос о происхождении полян, хотя
проблема происхождения этого племени и его первого князя Кия относилась к числу
самых злободневных.
Поляки, записал Нестор,
поселились на Висле, и "от тех ляхов прозвашася поляне"; "тако
же и ти словене пришедшие и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии
древляне, седоша в лесах"; "полянам же жившем особе по горам
сим" и пр. Объяснив, что древляне получили свое имя, потому что жили в
лесу, летописец оставил читателя в полном неведении, почему будущие киевляне,
поселившись "на горах", стали именоваться "поляне". Назвав
на одной странице польских полян и полян киевских ученый книжник не стал
пояснять, в каких отношениях между собой находились эти племена. Между тем
название великопольских ляхов-полян строго соотносилось с названием киевских
лендзян-ляхов-полян. Имя Киова (араб. Куявия) близко топониму Куявия в Польше.
В договоре киевского князя Игоря 944
г. один из старших киевских "архонтов"
(конунгов) носил характерное для полян-поляков имя Володислав.
Исследователи выражали
удивление по поводу того, что крохотное племя полян сыграло столь выдающуюся
роль в истории Руси. В самом деле, малочисленное племя едва ли могло выжить, а
тем более подчинить себе куда более могущественные племена, окружавшие его и
занимавшие огромные территории. По признанию Нестора, поляне были
"обидимы" ближайшими соседями - древлянами, племенем отнюдь не
крупным. Записки Константина Багрянородного объясняют дело. До середины X в.
поляне, радимичи, и, вероятно, вятичи сохраняли принадлежность к единому
племени лендзян, которое не уступало по численности и могуществу союзу кривичей
или ильменских словен. Норманнское завоевание ускорило распад этого племени.
Жившие в Поднепровье лендзяне подчинились русам, тогда как вятичи еще долго
оставались под властью хазар. Старые племенные связи подверглись разрушению на
славянских землях, которые были освоены норманнами в первую очередь. Эти земли
первыми подверглись также и христианизации.
Константин Багрянородный
подробно описал полюдье русов. В этом описании отсутствуют поляне и радимичи.
Русы не ходили в полюдье к лендзянам (полянам, радимичам) по той причине, что
земли лендзян в Поднепровье стали местом их обитания, тогда как вятичи еще
оставались данниками хазар.
Нестор был образованным
монахом, талантливым и добросовестным писателем. Его описание быта и нравов
древних славян отнюдь не было вымыслом. Летописец лишь следовал впечатлениям
современной ему жизни. К началу XII в. киевские поляне не только приняли
крещение, но и прониклись христианским духом, тогда как их бывшие соплеменники
радимичи и вятичи еще оставались язычниками. В середине X в. лендзяне на всей
территории от Киева до земель радимичей за Днепром и вятичей на Оке оставались
язычниками. Лишь после принятия христианства различия между столицей и
периферией выступили наружу.
Предание о польском
происхождении полян было известно Нестору. Но над ним довлела злоба дня -
трения между христианской столицей и языческими окраинами, споры, чья волость -
Киевская или Новгородская - была древнее, "кто в Киеве нача первее
княжити" и пр. Отвечая на все эти вопросы, киевские летописи изложили легенду
о Кие. Летописный рассказ о трех братьях, основателях Киева, по-видимому, имел
в основе фольклорный сюжет. Трое братьев Кий, Щек и Хорив приплыли и сели на
трех горах (Киевской горе, Щековице и Хоривице), сестра же их Лыбедь села под
горой на реке Лыбедь. Легенду о братьях - основателях города или государства
можно встретить в фольклорных источников многих стран. Киевские летописцы не
преминули сообщить о происхождении Рюрика, Радима, Вятко и пр. и умолчали о
происхождении родоначальника всех киевлян - первого киевского князя. Это
значительно снижает историческую ценность легенды о Кие.