В Повести временных лет рассказывается о расселении славянских
племен. Вначале, по мнению летописца, славяне жили на Дунае, потом они
расселились по Висле, Днепру, Волге. Автор указывает, какие племена
говорили на славянском языке, а какие - на других языках: "Се бо токмо,
словенски язык в Руси: Поляне, Древляне, Новгородци, Полочане,
Дреговичи, Север, Бужане, зане седоша по Бугу, после де же Ве-лыняне. А
се суть инии языци иже дань дают Руси: Чюдь, Меря, Весь, Мурома,
Черемись, Мордва, Пермь, Печера, Ямь, Литва, Зимигола, Корсь, Норова,
Либь. Си суть свои язык имуще от колена Афетова, иже жи-вуть в странах
полунощных”. Летописец дает и описание быта и обычаев славян:
"...живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом
своим на своих местах” и т. п. Вятичи Вятичи,
древнерусское племя, жившее в части бассейна р. Оки. Родоначальником В.
летопись считает легендарного Вятко: «А Вятко седе с родом своим по
Оце, от него же прозвашася вятичи». Вятичи занимались земледелием и
скотоводством; до 10—11 вв. у Вятичей сохранялся патриархально-родовой
строй, в 11—14 вв. развивались феодальные отношения. В 9—10 вв. Вятичи
платили дань хазарам, позже — киевским князьям, но до начала 12 в.
Вятичи отстаивали свою политическую независимость. В 11—12 вв. на земле
Вятичей возник ряд ремесленных городов — Москва, Колтеск, Дедослав,
Неринск и др. Во 2-й половине 12 в. земля Вятичей была поделена между
суздальскими и черниговскими князьями. В 14 в. Вятичи в летописях
больше не упоминаются. Ранние курганы Вятичей, содержащие
трупосожжения, известны по верхней Оке и на верхнем Дону. Они содержат
по нескольку погребений родичей. Языческий обряд погребения сохранялся
до 14 в. От 12—14 вв. дошли многочисленные небольшие курганы Вятичей с
трупоположениями. Лит.: Арциховский А. В., Курганы вятичей, М., 1930; Третьяков П. Н., Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953. Кривичи (вост.-слав. племенное объединение) Кривичи,
восточнославянское племенное объединение 6—10 вв., занимавшее обширные
области в верхнем течении Днепра, Волги и Западной Двины, а также южную
часть бассейна Чудского озера. Археологические памятники — курганы (с
трупосожжениями) в виде длинных валообразных насыпей, остатки
земледельческих поселений и городища, где обнаружены следы
железоделательного, кузнечного, ювелирного и др. ремёсел. Главные
центры — гг. Смоленск, Полоцк, Изборск и, возможно, Псков. В состав К.
входили многочисленные балтийские этнические группы. В конце 9—10 вв.
появились богатые погребения дружинников с вооружением; особенно много
их в Гнездовских курганах. По летописи, К. до включения их в состав
Киевского государства (во 2-й половине 9 в.) имели своё княжение.
Последний раз имя К. упоминается в летописи под 1162, когда на земле К.
уже сложились Смоленское и Полоцкое княжества, а северо-западная её
часть вошла в состав Новгородских владений. К. сыграли большую роль в
колонизации Волго-Клязьминского междуречья. Лит.:
Довнар-Запольский М., Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель до
конца XII ст., К., 1891; Третьяков П. Н., Восточнославянские племена, 2
изд., М., 1953; Седов В. В., Кривичи, «Советская археология», 1960, № 1. Гнёздовские
курганы, древнерусские курганы (около 3000 насыпей) 10 — начало 11 вв.
у деревни Гнёздово, в 12 км от Смоленска, вниз по Днепру, где кончался
древний путь по мелким рекам и волокам из Западной Двины в Днепр.
Раскопками с 1874 (основные исследователи — М. Ф. Кусцинский, В. И.
Сизов, С. И. Сергеев, Д. А. Авдусин) вскрыто около 850 насыпей.
Основной обряд погребения — трупосожжение. Находки: бытовая утварь,
украшения, керамика, орудия труда, монеты (арабские и византийские),
реже — оружие (стрелы, топоры, мечи, кольчуги, шлемы). Найден сосуд с
древнейшей русской надписью (см. Гнездовская надпись), а также
древнейшие на Руси бритва и ножницы шарнирного типа. Погребальный
инвентарь отражает становление феодализма на Руси, развитие ремесла,
торговли (в т. ч. внешней). В Г. к. наряду с единичными погребениями
богатых воинов раскопано большое количество погребений, принадлежащих
представителям низших социальных слоев. Среди погребённых главным
образом славяне, а также скандинавы и балты. Попытки обосновать участие
варягов в образовании Древнерусского государства (см. Норманская
теория) некоторыми находками в Г. к. неосновательны, т.к. скандинавских
погребений мало, и, кроме того, большинство Г.- к. насыпано в конце 10
в., т. е. через 100 лет после легендарного «призвания варягов». Возле
курганов имеются селища домонгольского времени, жители которых, видимо,
обслуживали пути между Западной Двиной и Днепром. Лит.: Сизов
В. И., Курганы Смоленской губернии, в сборнике: Материалы по археологии
России, № 28, СПБ, 1902; Авдусин Д. А., К вопросу о происхождении
Смоленска и его первоначальной топографии, в сборнике: Смоленск,
Смоленск, 1967. Лит.: Авдусин Д. А., Гнездовская корчага, в сборнике: Древние славяне и их соседи. М., 1970. Древляне (деревляне) ДРЕВЛЯНЕ
(ДЕРЕВЛЯНЕ) - славянское племя, оби тавшее в лесах к с.-з. от Киева
(«зане седоша в лесехъ»,-говорит летопись). Название племя и получило
от лесов. Древляне имели полугосударственную организацию. В летописи
рассказывается о князьях и «лучших мужах», дружинниках. До середины Х
в. между древлянскими и киевскими князьями происходили военные
столкновения. В связи с этим автор Повести временных лет (киевлянин)
старается описывать их в черном цвете: "...Древляне живяху
зве-риньскимъ образом, живуще скотьски: убиваху друг друга, ядаху вся
нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху к воды девицы”.
Древлянские курганы отличаются скоплениями золы и угольков в насыпях
всегда выше трупоположений. Обычно это тонкая зольно-угольная прослойка
в центре кургана. На севере Древляне соседствовали с дреговичами. Самые
древние курганы Древлян были курганы с трупосожжениями и урнами
пражско-корчаковского типа. Поляне ПОЛЯНЕ -
славянское племя, обитавшее по Днепру. "Тако же и ти словене пришедше и
седоше по Днепру и нарекошася поляне”,-сообщает летопись. Кроме Киева,
Полянам принадлежали города Вышгород, Василев, Белгород. Название
Поляне происходит от слова "поле” - безлесное пространство. Киевское
Поднепровье еще в скифское время было освоено земледельцами.
Значительная часть днепровской лесостепи, по мнению некоторых
исследователей, принадлежала другому славянскому племени - северянам.
Поляне хоронили своих умерших и в могилах, и путем сжигания. Радимичи РАДИМИЧИ
- союз племен в. славян междуречья верховий Днепра и Десны. Основной
регион - бассейн р. Сож. Культура сходна с другими славянскими
племенами. Основные особенности: семилучевые височные кольца.
Покойников сжигали на месте курганов на особой подсыпке. С XII в. стали
помещать умерших в специально вырытые под курганами ямы. Русские славяне и их соседи Что
касается до славян, то древнейшим местом их жительства в Европе были,
по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем
венедов, антов и склавен были известны еще в римские, готские и
гуннские времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг
(балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и на восток
(русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще
в VII в. и, постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней
Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне
(дулебы, бужане). Поляне, древляне и дреговичи основались на правом
берегу Днепра и на его правых притоках. Северяне, Радимичи и вятичи
перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи успели
продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на
север, на верховья Волги и Зап. Двины, а их отрасль словене заняли
речную систему озера Ильменя. В своем движении вверх по Днепру, на
северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений, славяне
приходили в непосредственную близость с финскими племенами и постепенно
оттесняли их все далее на север и северо-восток. В то же время на
северо-западе соседями славян оказывались литовские племена, понемногу
отступавшие к Балтийскому морю перед напором славянской колонизации. На
восточных же окраинах, со стороны степей, славяне, в свою очередь,
много терпели от кочевых азиатских пришельцев. Как мы уже знаем,
славяне особенно "примучили" обры (авары). Позднее же поляне, северяне,
радимичи и вятичи, жившие восточнее прочих родичей, в большей близости
к степям, были покорены хазарами, можно сказать, вошли в состав
хазарской державы. Так определилось первоначальное соседство русских
славян. Самым диким из всех соседивших со славянами племен было
финское племя, составляющее одну из отраслей монгольской расы. В
пределах нынешней России финны жили с незапамятной поры, подчиняясь
воздействию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев
и славян. Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты,
Меря, мордва, черемисы, вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали
своими редкими поселениями громадные лесные пространства всего русского
севера. Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства
слабые финские народцы оставались в первобытной дикости и простоте,
легко поддаваясь всякому вторжению в их земли. Они быстро подчинялись
более культурным пришельцам и ассимилировались с ними, или же без
заметной борьбы уступали им свои земли и уходили от них на север или
восток. Таким образом с постепенным расселением славян в средней и
северной России масса финских земель переходила к славянам, и в
славянское население мирным путем вливался обруселый финский элемент.
Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы (по старому русскому
названию "волхвы" и "кудесники") поднимали свой народ на борьбу, финны
становились против русских. Но эта борьба кончалась неизменной победой
славянства, и начавшееся в VIII--Х вв. обрусение финнов продолжалось
неуклонно и продолжается еще до наших дней. Одновременно со славянским
воздействием на финнов началось сильное воздействие на них со стороны
тюркского народа болгар волжских (названных так в отличие от болгар
дунайских). Пришедшие с низовьев Волги к устьям Камы кочевые болгары
основались здесь и, не ограничиваясь кочевьями, построили города, в
которых началась оживленная торговля. Арабские и хазарские купцы
привозили сюда с юга по Волге свои товары (между прочим, серебряную
утварь, блюда, чаши и проч.); здесь они выменивали их на ценные меха,
доставляемые с севера Камою и верхнею Волгою. Сношения с арабами и
хазарами распространили между болгарами магометанство и некоторую
образованность. Болгарские города (в особенности Болгар или Булгар на
самой Волге) стали очень влиятельными центрами для всей области верхней
Волги и Камы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов
сказывалось и на русских славянах, торговавших с болгарами, а
впоследствии враждовавших с ними. В политическом отношении волжские
болгары не были сильным народом. Завися первоначально от хазар, они
имели, однако, особого хана и многих подчиненных ему царьков или
князей. С падением хазарского царства, болгары существовали
самостоятельно, но много терпели от русских набегов и были окончательно
разорены в XIII в. татарами. Их потомки чуваши представляют теперь
слабое и мало развитое племя. Литовские племена (литва, жмудь, латыши,
пруссы, ятвяги и др.), составляющие особую ветвь арийского племени, уже
в глубокой древности (во II в. по Р. Хр.) заселяли те места, на которых
их позднее застали славяне. Поселения литовцев занимали бассейны рек
Неман и Зап. Двины и от Балтийского моря доходили до р. Припяти и
истоков Днепра и Волги. Отступая постепенно перед славянами, литовцы
сосредоточились по Неману и Зап. Двине в дремучих лесах ближайшей к
морю полосы и там надолго сохранили свой первоначальный быт. Племена их
не были объединены, они делились на отдельные роды и взаимно
враждовали. Религия литовцев заключалась в обожествлении сил природы
(Перкунь -- бог грома, у славян - Перун), в почитании умерших предков и
вообще находилась на низком уровне развития. Вопреки старым рассказам о
литовских жрецах и различных святилищах, теперь доказано, что у
литовцев не было ни влиятельного жреческого сословия, ни торжественных
религиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и божкам,
почитала животных и священные дубы, угощала души умерших и занималась
гаданиями. Грубый и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили
их ниже славян и заставляли литву уступать славянам те свои земли, на
которые направлялась русская колонизация. Там же где литовцы
непосредственно соседили с русскими, они заметно поддавались
культурному их влиянию. По отношению к финским и литовским
своим соседям русские славяне чувствовали свое превосходство и
держались наступательно. Иначе было дело с хазарами. Кочевое тюркское
племя хазар прочно осело на Кавказе и в южнорусских степях и стало
заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и
торговлей. Зиму хазары проводили в городах, а на лето выселялись в
степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли хазар
пролегали торговые пути из Европы в Азию, то хазарские города, стоявшие
на этих путях, получили большое торговое значение и влияние. Особенно
стали известны столичный город Итиль на нижней Волге и крепость Саркел
(по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги. Они были громадными рынками,
на которых торговали азиатские купцы с европейскими и одновременно
сходились магометане, евреи, язычники и христиане. Влияние ислама и
еврейства было особенно сильно среди хазар; хазарский хан ("каган" или
"хакан") со своим двором исповедовал иудейскую веру; в народе же всего
более было распространено магометанство, но держались и христианская
вера и язычество. Такое разноверие вело к веротерпимости и привлекло к
хазарам поселенцев из многих стран. Когда в VIII столетии некоторые
русские племена (Поляне, северяне, Радимичи, Вятичи) были покорены
хазарами, это хазарское иго не было тяжелым для славян. Оно открыло для
славян легкий доступ на хазарские рынки и втянуло русских в торговлю с
Востоком. Многочисленные клады арабских монет (диргемов), находимые в
разных местностях России, свидетельствуют о развитии восточной торговли
именно в VIII и IX вв., когда Русь находилась под прямой хазарской
властью, а затем под значительным хазарским влиянием. Позднее, в Х в.,
когда хазары ослабели от упорной борьбы с новым кочевым племенем --
печенегами, русские сами стали нападать на хазар и много способствовали
падению Хазарского государства. Перечень соседей русских славян
необходимо дополнить указанием на варягов, которые не были прямыми
соседями славян, но жили "за морем" и приходили к славянам "из-за
моря". Именем "варягов" ("варангов", "вэрингов") не только славяне, но
и другие народы (греки, арабы, скандинавы) называли норманнов,
выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали
появляться с IX в. среди славянских племен на Волхове и Днепре, на
Черном море и в Греции в виде военных или торговых дружин. Они
торговали или нанимались на русскую и византийскую военную службу или
же просто искали добычи и грабили, где могли. Трудно сказать, что
именно заставляло варягов так часто покидать свою родину и бродить по
чужбине; в ту эпоху вообще было очень велико выселение номаннов из
Скандинавских стран в среднюю и даже южную Европу: они нападали на
Англию, Францию, Испанию, даже Италию. Среди же русских славян с
середины IX столетия варягов было так много и к ним славяне так
привыкли, что варягов можно назвать прямыми сожителями русских славян.
Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих
врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе
славян, то славяне прогоняли варягов "за море" на их родину. При тесном
общении славян с варягами можно было бы ожидать большого влияния
варягов на славянский быт. Но такого влияния вообще незаметно -- знак,
что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения
той эпохи. Гунны Нашествием гуннов открывается ряд
последовательных азиатских вторжений в Россию и Европу. Монгольская
орда гуннов, постепенно придвигаясь с востока к Дону, в 375 г.
обрушилась на остготов, разгромила готское королевство и увлекла с
собою готские племена в движении на запад. Гонимые гуннами готы
вступили в пределы Римской империи, а гунны, овладев Черноморьем и
кочуя между Волгой и Дунаем, образовали пространное государство, в
котором соединилось много покоренных ими племен. Позднее, в V в., гунны
продвинулись еще более на запад и основались в нынешней Венгрии, откуда
доходили в своих набегах до Константинополя и до теперешней Франции.
После их знаменитого вождя Аттилы во второй половине V в. сила гуннов
была сломлена междоусобиями в их среде и восстаниями подчиненных им
европейских племен. Гунныбыли отброшены на восток за Днепр, и самое их
государство исчезло. Но вместо гуннов из Азии в VI в. появилось новое
монгольское племя аваров. Оно заняло те же места, на которых сидели
ранее гунны, и до конца VIII в. держалось в Черноморье и на Венгерской
равнине, угнетая покоренные европейские племена, пока, в свою очередь,
его не истребили германцы и славяне. Падение аварского могущества
совершилось так быстро и решительно, что у славян послужило предметом
особой поговорки: русский летописец, называвший аваров обрами, говорит,
что из них в живых не осталось ни одного, "и есть притча в Руси и до
сегодня: погибоша аки обри". Но обры погибли, а на их месте появились с
востока еще новые орды все того же монгольского корня, именно -- угров
(или венгров) и хазар. Угры после некоторых передвижений в южной
России, заняли нынешнюю Венгрию, а хазары основали обширное государство
от Кавказских гордо Волги и до среднего Днепра. Однако движение народов
с востока не остановилось и после образования хазарской державы: за
хазарами в южно-русских степях появились новые азиатские народы
тюрко-татарского племени; это были печенеги, торки [тюрки -- Ред.],
половцы и позднее всех, татары (в XIII в.). Так последовательно в
продолжение почти целого тысячелетия южные степи нынешней России были
предметом спора прошлых племен: готы сменялись гуннами, гунны --
аварами, авары -- уграми и хазарами, хазары -- печенегами, печенеги --
половцами, половцы -- татарами. Начиная с гуннов, Азия посылала на
Европу одно кочевое племя за другим. Проникая через Урал или Кавказ в
Черноморье, кочевники держались вблизи от Черноморских берегов, в
степной полосе, удобной для кочевья, и не заходили далеко на север, в
лесные пространства нынешней средней России. Леса спасали здесь от
окончательного разгрома пришлых орд постоянное местное население,
состоявшее главным образом из славян и финнов. Балты БАЛТЫ,
балтийские (балтские) племена. Заселяли в 1-м — начале 2-го тысячелетия
нашей эры территории от юго-запада Прибалтики до Поднепровья и
междуречья Москвы и Оки. Язык балтийской группы индоевропейской семьи.
По некоторым гипотезам, до начала нашей эры составляли вместе со
славянами балто-славянскую этноязыковую общность. Хозяйство:
земледелие, скотоводство, ремесла. Западные балты: пруссы, ятвяги;
племена центральной группировки балтов: курши, земгалы, селы, латгалы
(предки латышей), жемайты и аукштайты (предки литовцев). Восточные
балты: голядь, племена Верхнего Поднепровья и др., ассимилированные
восточными славянами, вошли в состав древнерусской народности на рубеже
1 — 2-го тысячелетия нашей эры. Голядь Голядь,
балтийское племя, упоминаемое в русских летописях 11—12 вв.; жило в
бассейне реки Протвы, правого притока реки Москвы, между вятичами и
кривичами. В 12 в. большинство Г. было ассимилировано славянами. Меря Меря,
племя, предки которого в конце 1-го тыс. до н. э. — 1-м тыс. н. э. жили
в междуречья. Впервые М. упоминаются в 6 в. готским историком Иорданом.
Русская летопись «Повесть временных лет» помещает М. в районе озёр Неро
и Клещина. Язык М. относился к финно-угорской семье. В 1-м тыс. н. э. у
М. распадался родовой строй. Основные занятия М скотоводство, охота,
рыболовство, домашние ремёсла. По мере продвижения в Поволжье славян (с
конца 1-го тыс.) М. постепенно растворились в их среде. Меря,
Меряне — древнее финское племя, упоминаемое в Начальной Летописи, как
жившее в соседстве с весью, у озер Ростовского (Неро) и Клещина
(Переяславского), платившее, наравне с другими славянскими и финскими
племенами, дань варягам и участвовавшее, затем, в призвании варяжских
князей. Летописные данные об этом племени весьма скудны (последнее
упоминание под 907 г.), а хоро- и топографическая номенклатура
доказывает, что область обитания М. была весьма обширна и обнимала все
среднее Поволжье, доходя на С до водораздела Волги с Беломорским
бассейном, на 3 — до Шексны и Мологи, на Ю — захватывая верховья
Клязьмы и Москвы-реки и соприкасаясь с областью кривичей и вятичей, на
ЮВ и В — сходясь с поселениями мещеры, муромы и перми. Эго широкое
распространение М. доказывается и археологическими раскопками курганов
в губерниях Владимирской, Ярославской, Костромской и т. д., давшими
вообще много данных для суждения о культуре М. в IX, Х и XI вв. Самые
значительные раскопки (в уу. Суздальском, Владимирском, Юрьевском,
Переяславском и Ростовском) были произведены в 50-х гг. граф. А. С.
Уваровым и П. С. Савельевым, которыми было раскопано 772 кургана; позже
раскопки производились гг. Кельсиевым, Ушаковым, костромской
археологической комиссией, Ф. Д. Нефедовым и др. лицами. По форме
черепа у М. преобладала долихоцефалия, особенно в Тверской,
Ярославской, Московской и Владимирской губ., тогда как среди
костромских курганных черепов нередки также мезо- и брахицефалы.
Находимые иногда в могилах остатки волос указывают на преобладание
шатенов и брюнетов. Из курганов, считаемых мерянскими, в одних найдены
были следы трупосожжения, в других — погребения, при чем умерший
хоронился или на глубине не менее 2 арш., или на небольшой насыпи,
прикрывавшейся курганом. В числе предметов, находимых в могилах,
некоторые указывают, несомненно, на варяжское (норманское) влияние,
напр. бронзовые скорлупчатые фибулы (чашеобразные прорезные пряжки или
броши), некоторые формы мечей и топоров, африко-арабские и западные
монеты и т. д. Мерянские могилы вообще довольно богаты различными
орудиями и украшениями (бронзовые кольца на висках, обручи или гривны
на шее, разнообразные привески и бусы, пряжки, серьги, серебряные и
медные браслеты и запястья, кольца, перстни и др.). Часто встречаются
железные ножики, каменные бруски, огнива и кремни, костяные гребни,
ключи, монеты (на ожерельях). Судя по остаткам тканей и кожи, М. носили
шерстяную одежду, иногда парчевую (по-видимому — византийского
происхождения) и сапоги (иногда с железными подковками). В случае
трупосожжения пепел иногда клали в горшок. При сожженных костях находят
обыкновенно слитки спаявшихся металлических украшений и железных
орудий. Кроме человеческих костей попадаются нередко кости
домашних животных, очевидно приносившихся в жертву для сопровождения
умершего на тот свет. Иногда воин хоронился со своим конем (с удилами и
стременами) и с полным вооружением: мечем (или саблей), копьем (или
дротиком), секирой, стрелами (железными и каменными), луком. О быте
народа свидетельствуют также железные ключи и замки; глиняная посуда,
отчасти грубая, сделанная от руки, отчасти обожженная и украшенная
узором; бронзовые сосуды (редко) и деревянные ведра, с железными
обручами; небольшие сундучки; железные долота, клещи, щипчики, иглы;
глиняные пряслицы (для веретен); железные серпы и сошники; ножницы для
стрижки овец; железные гарпуны и багры. На сношения с Востоком и
Западом указывают норманские украшения и оружие, восточные бусы и
бисер, янтарь, византийские ткани, серебряные украшения, различные
монеты. К религиозным предметам относятся идолы (из глины и бронзы),
глиняные подражания человеческой руке и звериной лапе, железные и
бронзовые изображения змей, может быть также белемниты, звериные зубы и
когти, крашеные яйца, некоторые подвески (в форме полулуния и т. д.),
игравшие, может быть, роль амулетов. В числе подвесок встречаются
крестики и образки — Богоматери, такого-то святого с копьем (Дмитрий
Солунский?), каких-то парных святых и т. д. Присутствие этих крестов и
образков не доказывает еще принадлежности к христианству, так как
остальные подробности погребения свидетельствуют о языческом обряде, да
и самые крестики и образки оказываются или привешенными к ожерелью,
наравне с другими подвесками, или парными, служившими, очевидно, для
украшения серег. Многие украшения и другие предметы мерянского обихода
свидетельствуют о некоторой зажиточности и художественном вкусе и в то
же время указывают на некоторую общность культуры с другими финскими и
славянскими племенами. Наиболее родственным М. племеном были,
по-видимому, черемисы, которые называют себя также мара или мэря;
последние дольше отстаивали свою племенную обособленность, тогда как
М., по-видимому, рано подпала культурному влиянию варягов и славян, и
уже к XI в. обрусела. Во всяком случае, племя это представляет важность
в том отношении, что на почве его возникло русское государство (во
Владимире и Москве) и, при воздействии славянской колонизации,
образовалась, главным образом, великорусская народность.
Источники: Гр. А. С. Уваров, "Меряне и их быт по курганным раскопкам” (в
"Трудах I Арх. Съезда в Москве”, 1869 г., т. II, М., 1871, со многими
таблицами рисунков) Корсаков, "М. и Ростовское княжество” (Казань, 1872); Раскопки Ушакова, Кельсиева и др. в "Известиях” Импер. Общ. Люб. Ест. за 70-е гг.; проф. А. П. Богданов, "О мерянских черепах” (в изд. "Антропол. Выставка” Общ. Люб. Ест., т. III).
|