Техника и узоры вышивки на
Руси передавались из поколения в поколение, жили столетия, а возможно и
тысячелетия. Вышивать обычно учились с семи-восьми лет. Мать обучала дочек
всему тому, что умела сама, чему научилась от своей матери.
Основным материалом был
холст, льняной или посконный, самый крепкий, выработанный из мужских стеблей
конопли. Посконь в основном шла на рабочую одежду, праздничные же вещи шили из
тонкого отбеленного полотна.
Фактура у холста сетчатая,
она позволяла вышивать узор без канвы, по счету нитей. Один из древних швов –
двусторонний, при котором узор получается одинаковый как на лице, так и на
изнанке. Нитки чаще всего брали льняные, окрашенные в красный цвет. Красные узоры,
выполненные двусторонним швов на белом холсте – самые древние в технике
вышивки.
К началу ХIХ века расцветка
становилась все разнообразнее и ярче. Мастерицы использовали и шелка, и золотую
нить, и разноцветную шерсть – гарус. А вместо холста все чаще брали
ярко-красный фабричный кумач, особо любимый русским народом.
Примерно с середины XIX
века меж рукодельниц распространяется новый шов – петельчатый, или, как его
называют, тамбурный. Петелька за петелькой, и на кумаче появлялись раскидистые
деревья, птицы – «курушки», фигурки людей. Теперь не надо высчитывать нити,
чтобы точно повторить древний узор, вышивка идет свободно и напоминает рисунок
цветными карандашами.
Большинство домашних вещей
крестьяне изготавливали своими руками. Женщины сеяли, убирали и обрабатывали
лен и коноплю. Пряли, ткали и шили из холстины одежду и украшали ее.
Участвовали в работе и дети. С малых лет девочки начинали готовить себе
приданое: вещи складывались в коробью, потому и приданое тоже называлось
«коробья».
Украсить одежду старались
как можно лучше, особенно праздничную. Ведь по ней судили люди о трудолюбии,
мастерстве и вкусе хозяйки. Костюм же молодой замужней женщины был самым
нарядным. Крестьянки расшивали и головные уборы: девушкам – перевязки с
открытым верхом, женщинам – кокошники, полностью закрывающие волосы. Украшали
такие уборы бисером, жемчугом, который исстари добывали в северных реках. В
ряде губерний шили удивительно нарядные «золотые платы».
Основной частью костюма
была рубаха. Вышивкой украшали ее плечевую часть, «оплечья», которые видны были
из-под сарафана, вороток, подол, а порой и весь рукав. У тех же рубах, что
специально предназначались для покоса и жатвы, узор широкой полосой стлался по
подолу. Нарядно одетые крестьяне собирались вместе и с раздольной песней шли
работать в поле. Вышитым узорочьем украшали сарафаны и полушубки, мужские и
детские рубашки, рукавицы, перчатки и даже обувь.
Важную роль играло в
народной жизни полотенце. Им не только утирались. Самые нарядные были
традиционным свадебным подарком невесты жениху, украшением крестьянского
жилища. Вешали полотенца в передний «красный» угол, на стены избы. Украшали ими
и повозку с молодыми, чтобы всем было видно: это свадьба, это праздник.
Свадебные чины – дружки и тысяцкие полотенцем перепоясывались либо повязывали
его через плечо.
Дошли до нас и древние
свидетельства, что славяне «поклонялись убрусцам» - полотенцам. Вернее,
изображениям на них. В вышивке наиболее распространен был образ птицы. В одних
случаях ее изображали обобщенно, в других легко можно было определить породу:
орел, лебедь, петух. Но особенно любимой в народе была Пава с большим пышным
хвостом. Оперение ее подчас настолько разрасталось, а хвост так удлинялся, что
называли ее даже «рыбиной». Паву-птицу на рукоделье иногда окружают маленькие
птички, возможно, ее птенцы.
В русской земледельческой
обрядности прилет птиц был одним из самых важных событий года. Ведь птица –
символ света и тепла: по народным поверьям, именно она приносит весну на нашу
землю. Так же тесно связан этот образ и с представлениями о солнце. Раньше
существовал обряд, ставший затем детской игрой: молодежь выходила за околицу с
испеченными «жаворонками», поднимала их высоко над головой и «закликала» весну,
звала «тепло летушко».
Очень часто встретим мы в вышивке
и величавые женские фигуры. По сторонам от них - птицы, кони, всадники. Руки
женщины то воздеты к небу, то обращены в благословляющем жесте к всадникам.
Коней они нередко держат за поводья. И все, кто окружают ее, словно ей
поклоняются. Таким предстает в вышивке образ великой Матери Земли, Матери всей
природы.
Иногда место женской фигуры
в трехчастной композиции (с двумя конями) занимает дерево – символ
растительности. Славяне издавна были земледельцами, и все их мировоззрение было
проникнуто постоянной заботой о будущем урожае, от которого зависела жизнь их
рода. С такими просьбами и обращались они к матери сырой земле, изображенной на
полотенцах в виде женщины. Узоры русской народной вышивки были тесно связаны с
древней славянской мифологией, с почитанием земли и ее плодородия.
Изобразительные мотивы
бытовали в основном на русском севере и северо-западе – в Новогородчине и
Вологодчине, в бывших Олонецкой и Архангельской губерниях. К югу же от Москвы
преобладали геометрические узоры. Это ромбы (в народе их называли кругами),
перекрещенные косыми крестами, ромбы с завитками по углам, прямые и косые
кресты. Все эти символы, тесно связанные с представлениями о солнце в глубокой
древности, сохранились в памяти народной и по сей день.
С середины XIX века в
вышивке все чаще отражается окружающая действительность. Например, реальный мир
растений: мы отчетливо различаем вышитые по кумачу елочки, березки, ромашки и
васильки. Встретим и животных – обычных деревенских петухов, гусей, лошадок.
Увидим бытовые сценки с чаепитием и хороводами, сюжеты известных всем сказок.
По заказу помещиков мастерицы изображают целые картины быта хозяев с дворцами,
выездами карет.
Многое из того, что жило
раньше в крестьянском быту, собрано музеями. Вышитые по традиции узоры и сегодня
украсят интерьер дома или одежду. Почему бы не расшить занавески на окне,
легкую летнюю блузку или фартучек, почему бы не вышить на модной холщовой сумке
птицу Паву или петуха?