Новый
год уже давно стал одним из любимейших праздников во многих странах мира, хотя
его и продолжают отмечать в разные дни года, так уж сложилось исторически. Для
большинства стран, в том числе и России, этот праздник наступает в ночь с 31
декабря на 1 января. Но так было не всегда.
В
древности наступление Нового года обычно отмечали весной, когда просыпалась
природа, или осенью, когда завершалась уборка урожая. Например, в Древнем Риме,
до преобразования календаря Юлием Цезарем, наступление нового года отмечали в
марте. В этот день приносили жертвы богам, желали друг другу благополучия и
дарили подарки. Любопытно, что подарки сначала стали «обязаловкой» для клиентов
патрициев, которые должны были в этот день ублажить патрона. Вскоре соблюдение
этой традиции распространилось на всех римлян.
Весеннее
празднование Нового года было характерно для многих европейских народов,
причем, дата в ряде случаев не была фиксированной, а совпадала с празднованием
Пасхи. Подобных традиций придерживались и на Руси, где переход к празднованию
Нового года осенью произошел только в XV веке. В 1492 году великий князь Иоанн
III утвердил постановление Московского собора, провозгласившего считать началом
очередного года 1 сентября. С этого дня начинали собиралась дань, оброки,
различные пошлины за прошедший год.
Чтобы
придать новой дате начала очередного года значимость и торжественность, великий
князь в этот день устраивал «хождение в народ», принимал жалобы, разрешал
споры. В церквях проводились специальные богослужения в связи с новолетием. Но
традиций народного празднования Нового года тогда еще не существовало.
Любопытную зарисовку торжественных новогодних «мероприятий» в Москве оставил
один из иностранцев, посетивший Россию в 1636 году: «На дворцовом дворе
собралось более 20 тысяч человек старых и малых. Из церкви, стоящей с правой
стороны у входа на площадь, вышел патриарх со своим духовенством из 400
священников. Все в церковном облачении со множеством образов и с развёрнутыми
старыми книгами. Его же Царское Величество, со своими государственными
сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади.
Великий
Князь с непокрытою головой и Патриарх в епископской митре вышли одни из хода,
подошли друг к другу и поцеловались в уста. Патриарх подал также Великому Князю
поцеловать крест. Затем в длинной речи он произнёс благословение Его Царскому
Величеству и всему народу и пожелал всем счастья на Новый год. Патриарх говорил
так: «Дай, Господи! Вы, Царь Государь и Великий Князь, всея России Самодержец,
здоров был со своею Государынею Царицею и Великою Княгинею, а нашею Великой
Государынею, и со своими государевыми благородными чады, с царевичами и
царевнами, и со своими государевы богомольцы, с преосвященными митрополиты и со
архиепископы, и со епископы, и с архимандриты, и с игумны, и со всем священным
собором, и с бояры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми
православными христианы, здравствуй, Царь Государь, нынешний год и впредь
идущий многие лета в род и во веки». Народ в подтверждение патриарших
новогодних пожеланий громко кричал: «Аминь». Сырые, убогие, беззащитные и
гонимые находились тут же в толпе с поднятыми вверх прошениями, которые они с
плачем и рыданием повергали к стопам Великого Князя, прося у него милости,
защиты и заступы. Прошения относились в царские покои».
Кстати,
во многих европейских странах примерно в это время начался переход на новогодие
с 1 января. В Германии это произошло во второй половине 16 века, во Франции
король Карл IX ввел новолетие с 1 января в 1654 году. Англия начала считать
новый год с 1 января в XVIII веке. Россия же, хоть и не на много, англичан
опередила, отпраздновав в 1698 году последний раз Новый год 1 сентября. В
Москве в этот день новогоднее празднество и пир устроил воевода Алексей
Семёнович Шеин. Руководить пиром, на котором присутствовал царь Петр I, Шеину
было, как говорится, по чину, ведь на то время он был единственным в России
генералиссимусом. Праздновали весело, с солидной выпивкой и пальбой из орудий,
сопровождавших каждый заздравный кубок.
Уже
на следующий год царь принял решение начинать новогодие с 1 января и перейти на
новое летоисчисление от рождества Христова. Обосновывая новую дату начала
очередного года, он отмечал, что «не только во многих Европейских и
Христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей
церковью во всём согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его
Великого Государя подданные черкасы и все греки, от которых наша вера
православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в
восьмой день спустя, т.е. генваря 1 числа, а не от создания мира, за многую
рознь счисления в тех летах».
Царя
своим авторитетом поддержала православная церковь. Архиепископ Феофан
(Прокопович) разъяснял, что «от начала Христовой церкви ни пастыри, ни прочие
христиане в посланиях и деяниях своих не писали числа лет ни от сотворения
мира, ниже от Рождества Иисуса Христа, но именами настоящих (современных)
римских консулов означали время. Только в шестом веке в римской церкви начали
означать время от Рождества Христова, а в греческой за полторы тысячи лет не
означивано и недавно означати стали, и то ещё не повсеместным обычаем. Что же
теперь скажете, слепые хронологи? Какая мечтаете лета Божии? И кто и где
непреступно означати оная узаконил? И кто и когда новолетие привязал к сентябрю?
Привязано было, ведаем, но не крепким союзом. Силён же другой обычай и
разрешити союз тот, кольми же паче силен есть устав монарший».
Для
начала царь запретил отмечать Новый год 1 сентября 1699 года, а в декабре по
российским городам уже зачитывали его указ «впредь лета счисляти в приказах и
во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова». А чтобы
новая дата запомнилась накрепко, Петр распорядился отмечать наступление 1700
года празднично. По царскому указу следовало «по большим проезжим улицам, и
знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед
воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и
можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над
хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу
1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да
генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым Годом и
столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные
потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и
думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям
на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить
трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по
улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни
зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы,
собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на
столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя
соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и
таким украшениям по их усмотрению быть же».
Сам
царь праздновал Новый 1700 год широко и весело, заставив и москвичей следовать
своему примеру. В столице (тогда ею была Москва) жгли фейерверки, пускали
ракеты, палили из пушек и ружей, по улицам ездили ряженые. Петр, любивший
«огневые потехи», собственноручно пускал ракеты и подносил горящие фитили к
орудиям.
Традиция
весело отмечать Новый год прижилась, новый праздник и приходился на время после
Рождественского поста, когда появлялась возможность отметить его с размахом.
Вскоре Новый год стал одним из любимых народных праздников. Любопытно, что
послереволюционная корректировка календаря даже «удвоила» праздник. Теперь мы
отмечаем и Новый год, и Старый новый год, чем немало озадачиваем остальной мир.
Но такова уж русская душа – гулять, так гулять!