К концу девятнадцатого века
все страны мира довольно четко делились на «кофейные» и «чайные». В первых
прижилась привычка к кофепитию, а во вторых – к потреблению чая. У России, как
обычно, и здесь оказался свой, «особый» путь. Она была страной одновременно и
«кофейной», и «чайной».
Кофе пили преимущественно в
Петербурге, в прибалтийских губерниях и в Царстве Польском, а также на Кавказе
и в Закавказье. На Кавказе кофе стал любимым напитком в 8-9 веке. Сюда его
принесли завоеватели-арабы. От арабов к кофе пристрастились турки, балканские
народы, греки и итальянцы. А после осады Вены турками в 1683 году, благодаря
стараниям Юрия-Франца Кульчицкого, на кофе прочно «подсели» сначала жители
Вены, а затем все немцы. Настолько прочно, что под немецким влиянием «кофейниками»
стали даже голландцы, хотя именно они одними из первых завезли в Европу из
Китая чай. К слову сказать, именно в Германии, в Гамбургском порту, до сих пор
находятся самые большие склады кофе в мире. Так что любовь к питью кофе в
северо-западных губерниях Российской империи и в Петербурге – немецкая мода.
Заметим, впрочем, что Пруссия довольно долго оставалась «чайной» страной.
Москва же, в
противоположность Петербургу, городу строгому и стройному, отличалась
характером эклектичным. Оттого практиковалось здесь и кофе- и чаепитие. Хотя
больше все же москвичи тяготели к чаю, напитку, как считалось, исконно
русскому.
С напитком этим в России
познакомились почти в то же время, что и в Европе, в 1638 году. Вот только к
русскому и к европейскому столу чай попадал разными путями. Если в Европу его
доставляли по морю из южных портов Китая, то в Россию чай везли верблюжьими
караванами по суше, через монгольский город Кяхту и через Сибирь. Считалось,
что чай, перевозимый по морю, впитывает влагу, и это ухудшает его качество.
Потому русский чай ценился выше европейского.
Разница в названии
бодрящего напитка в России и в Европе – тоже следствие вывоза чая из разных
районов Китая. На юге сушеные чайные листья называли «те», а в северных
провинциях «ча». Потому в России пьют «чай», во Франции – «тэ», а в Англии –
«ти»
В 17-м веке у чая,
казалось, почти не было шансов стать русским народным напитком. Православная
церковь с подозрением смотрела на травку, ввозимую из «паганого» (то есть,
поклоняющегося идолам) Китая. Следует, заметить, что староверы до сих пор чай
не употребляют. То ли по-прежнему опасаясь даров язычников, то ли считая его
напитком черезмерно возбуждающим.
Но уже в 18-м столетии Петр
I начал внедрять чай в «народные массы», как привык, государевым указом. В
солдатский рацион были введены возбуждающие напитки: два стакана крепкого чая
либо приравненный к нему стакан водки. Петровская традиция держалась до 19-го
века. Только в 1877 году чай сделали обязательным напитком в рационе русской
армии. Спиртное же выдавали солдатам до 1886 года. После чего в мирное время
водку солдатам выдавать перестали совсем.
Благодаря петровскому
волюнтаризму, чай на Руси стали пить не только солдаты, но и дворяне. В
«Евгении Онегине» чаепитие на именинах Татьяны – важный ритуал, предшествующий
ритуалу еще более важному, танцам.
Но чай несут; девицы чинно
Едва за блюдички взялись,
Вдруг из-за двери в зале
длинной
Фагот и флейта раздались.
Церковь тоже смирилась с
чаем. При ближайшем распробовании он оказался напитком не только вкусным, но и
полезным. В России, так же, как и в Европе, а еще раньше – в Китае, чай взял на
себя функцию безвредного возбуждающего напитка. Кстати, статистики отметили: в
тех губерниях, где росло потребление чая, уменьшалось пьянство.
В. Г. Перов "Чаепитие
в Мытищах близ Москвы"
Монахам употреблять горячительные
напитки строго возбранялось. Поэтому для поддержки тонуса они начали широко
использовать чай. Чаепитие в монастырях стало традиционным. На широко известной
картине В. Г. Перова «Чаепитие в Мытищах близ Москвы» изображены как раз
чаевничающие монахи. Вопрос для знатоков: из какого монастыря эти монахи?
Ответ: из Троице-Сергиевого. Мытищи расположены приблизительно на трети пути от
Москвы до Сергиева Посада, куда многие москвичи (и не только) ездили на
богомолье. Два других героя картины, слепой одноногий инвалид и его
мальчик-поводырь, по всей видимости, идут туда же, побираться.
Как уже говорилось, в
Европе главный кофейный рынок находился в Гамбурге. В России же центром продажи
чая был Нижний Новгород. Ежегодная торговля на Макарьевской ярмарке начиналась
с распродажи чая, привезенного из Китая. Хотя цены на чай в первой половине
19-го века упали, но и объем потребления его возрос. Торговля китайским чаем
была делом очень выгодным. Так, семейство чаеторговцев Боткиных стало одной из
богатейших купеческих фамилий. Исключительно из-за богатого приданного на одной
из девиц Боткиных, не слишком видной Марии Петровне, в 1857 году женился
русский поэт А. А. Фет.
Хотя прибаутка о том, что
чай – не водка, много не выпьешь, пришла в русский язык из Сибири, но вся
территория России от Урала до Тихого океана была практически «чайной» страной.
Именно отсюда явился в русский быт зверский чайный напиток чифирь.
Любой почитатель чая
скажет, что заварочный чайник подогревать нельзя, напиток станет горчить.
Чифирь, наоборот, готовят, чтобы был погорше. Для этого вываривают не менее 2-3
ложек чайной заварки в небольшом количестве воды. При подогреве безобидный
чайный лист выделяет в кипяток алкалоиды (от них-то горечь) и кофеин.
Получившийся дикий отвар оказывает возбуждающее и немного наркотическое
воздействие. Из-за этого он в почете в тюрьмах и в лагерях, где водку или
наркотики достать гораздо сложнее, чем обычный черный чай. А еще там, где нужно
пришпорить себя и отогнать сон. В мои студенческие годы те, кто любил готовиться
к экзаменам по ночам, поддерживали бодрость именно таким напиточком.