Как полагалось вести себя сватам по обычаям наших предков?
Время с начала октября до середины ноября на Руси было порой
свадеб. А начиналось все со сватовства. В городах им занимались женщины, в
деревнях эту роль поручали мужчинам из числа родни жениха (крестный отец, дядя,
старший брат), которые должны были быть женатыми.
Поскольку свахе, свату, сватам отводилась ведущая роль в
предсвадебных мероприятиях, их поведение было регламентировано строжайшими
правилами, которые корнями своими уходили в глубь древних традиций, основанных
на множестве примет и суеверий.
Выбирая дату визита по столь ответственному поводу,
требовалось непременно иметь в виду предпочтительность нечетных чисел три,
пять, семь, девять и неблагоприятность тринадцатого числа. Кроме того, негоже
было начинать сватовство в понедельник, среду и в пятницу, а в прочие
отправляться к родителям девушки после захода солнца, чтобы избежать сглаза.
Но сначала следовало в доме жениха сесть на стул с
перевязанными кушаком ножками, опутать вожжами печную трубу, затем помолиться
перед иконой Божьей матери, обтереть ее чистым полотенцем и прочитать свадебный
заговор. На выходе из дома сватовской делегации в спины кидали дырявый лапоть,
напутствуя тем самым и желая удачи в деле. К дому будущей невесты отправлялись
через задний двор, двигались огородами, по дороге старались не останавливаться
и ни с кем не разговаривать.
Входя в избу, сваха должна была в сенях украсть веник и
спрятать у себя под подолом, держа таким образом в течение всего последующего
ритуала сватовства. Это считалось надежной подмогой в достижении успеха. Кое-где
она прихватывала с собой палку или кочергу, символизируя успешное «выгребание
невесты».
Сват в одних местах должен был входить стремительно, в
других, напротив, открывать дверь в три приема: сначала чуть-чуть, потом -
пошире и наконец полностью. Кое-где свату полагалось отыскать сначала ступу, в
которой девица на выданье толкла лен и обернуть ее вокруг себя трижды. В
некоторых местах сваты перед тем как постучать в дверь, незаметно касались ее
косяка - на удачу.
При входе сватов в горницу нужно было немедленно закрыть
дверь на крючок и не открывать до завершения переговоров. Это также
воспринималось как средство от сглаза. Перед тем как начать разговор, свахе или
свату положено было греть руки у печи. Обычай этот был связан с поверьем, что
там, в печке, обретаются души умерших родственников, и прикосновение к ней
означало одновременно и акт выказывания им уважения, и обращение за
советом-помощью.
Свахе при первом визите ни в коем случае нельзя было сидеть,
есть и пить, т.к. это могло пагубно сказаться на потомстве будущей семьи:
- коли сядет сваха, дети будут «седуны», т.е. долго не
смогут научиться ходить;
- коли будет есть - дети уродятся обжорами,
- коли станет пить, хоть бы и чай - ударятся в пьянство,
когда подрастут.
Но был и другой обычай, который дозволял сватам
рассаживаться. Правда, в этом случае они должны были устроиться напротив
входной двери, а ноги поставить на половицу, ведущую к выходу. Это тоже
рассматривалось как залог удачи в сватовстве. Незаметное касание сватов ножки
стола тоже считалось хорошим знаком.
Разговор заводился издалека и предусматривал множество
иносказаний: про товар и купца, про куницу и охотника. Исход его мог быть
разным, причем наиболее полный сценарий включал не один, а два-три визита
сватов, а то и больше. Сватовство - лишь первый пункт в предсвадебных обрядах.
За ним следовали сговор, осмотр хозяйства жениха, смотрины невесты, рукобитье и
запой. И только потом - свадьба.