При раскопках в Новгороде археологи наткнулись на следы большого
пожара, уничтожившего множество домов. Выяснилось, что он был в 989
году. Почему и как возник пожар? Стал ли он результатом рокового
случая, или этому предшествовало какое-то известное историческое
событие? Разобраться в сложном деле помогли многие разбросанные там и
тут материальные свидетельства, в том числе клады.
Один из них,
названный по месту находки Неревским, состоял из серебряных восточных
монет, среди которых было 60 целых дирхемов и 811 их обломков. Второй
клад содержал 131 целый дирхем и 604 обломка.
Самая младшая
монета Неревского клада была датирована 972 годом, второго клада — 975
годом. Значит, путь, который проделали они из стран Ближнего Востока к
месту пожарища в Новгороде, занял от 14 до 17 лет. Этот вывод стал для
историков новостью. Разумеется, то, что монеты, чеканенные в Багдаде
или Самарканде, попадали на Русь и участвовали в торговых операциях,
было известно давно. Но исследования прошлых лет позволяли делать
выводы, что для путешествия монеты от места производства на Ближнем
Воатрке до Руси требовалось не менее 50 лет. Теперь материалы
Неревского клада позволили изменить взгляд на проблему. Связи русского
Севера и стран Ближнего Востока оказались более интенсивными, чем это
могло показаться.
Не менее интересные сведения Неревский клад помог получить и в другом вопросе.
Изучая
место захоронения клада, археологи обратили внимание на то, что он не
был спрятан на большой глубине. Значит, укрывая деньги под полом дома,
хозяева не собирались хранить их там долгие годы. Они положили монеты
так, чтобы при любой нужде их можно было извлечь из тайника. В те
времена, когда в деревянных городах часто возникали пожары, так обычно
хранили расходные средства семьи.
Почему же тогда хозяева не
извлекли спрятанные деньги после того, как отбушевал огонь,
уничтоживший строение? Ведь именно погорельцам в первую очередь
потребовались бы их сбережения.
Ответ, который подсказал ученым
их опыт, жесток и предельно прост. Пожар, уничтоживший дом и скарб
семьи новгородцев, был пожаром войны. В 989 году на новгородской земле
не только горели дома, но и шла расправа с мирными жителями. Видимо, и
хозяева клада сами пали под ударами мечей или, в лучшем случае,
вынуждены были бежать без оглядки с родного пепелища. В противном
случае они после возвращения перекопали бы пожарище, чтобы извлечь
немалые по тем временам ценности: общий вес двух кладов составляет
почти полтора килограмма серебра.
Какая же война была в 989 году?
Ответ
известен: христианская и, как говорила церковь, «праведная». Известно,
что после крещения киевлян князь Владимир стал насаждать новую религию
огнем и мечом. Так уж у нас ведется: кому во что верить, решают лица,
облекшие себя государственной властью. Им, как говорят, виднее, что
нужно народу.
Православие на Руси завоевывало себе сторонников
не светлой силой новых идей, не пропагандой лозунга «Бог — есть
любовь», как стараются представить историки церкви. Оно утверждалось
силой княжеской власти, силой оружия, кровопролитиями и пожарами.В
Новгород, где население противилось насильственному принятию
христианства, великий князь с миссией веры послал своего дядю Добрыню и
княжеского тысяцкого Путяту. Новгородцы, узнав о приближении дружины,
встали на защиту своей прежней веры — язычества ли на защиту своей
прежней веры — язычества. Два дня горожане со словами «лучше нам
умереть, чем отдать своих богов на поругание» сражались с киевской
ратью. «И бысть межо ими сеча зла». Добрыня именем нового бога — Христа
— приказал поджечь город. Только это позволило сломить сопротивление
населения.
Затем были сожжены все деревянные идолы, которые
попались на глаза миссионерам новой религии, а каменные сброшены в
реку. Новгородцам, оставшимся в живых, было велено пройти обряд
крещения. С той поры и говорят, что жителей свободолюбивого русского
города Новгорода «Путята крестил мечом, а Добрыня — огнем».
|