После распада Римской
империи средневековый Херсонес попадает под влияние Византии и становится
крымским форпостом Византийской империи. В IХ–Х вв. город приобрел большое
значение торгового культурного центра. Через Херсонес Византия распространяла
христианство в Крыму. В это же время налаживаются политические и экономические
связи с Киевской Русью. В древнерусских летописях Херсонес упоминается как
Корсунь.
В 988 году князь Владимир
осуществил поход в Таврию и захватил Корсунь. Здесь князь Владимир принял
христианство. На месте, где князь крестился стоит собор Святого Владимира.
Задумал князь киевский
Владимир Святославич породниться с Византией и потребовал себе в жёны сестру
византийского императора Анну. Гордый император Василий II почитал для себя
позором родниться с варварами, идолопоклонниками и отказал русскому князю.
Тогда Владимир Святославич
собрал бояр, воевод, дружинников и сказал им:
— Витязи, богатыри, верные
мои дружинники! Задумал я думу великую и надеюсь, что вы поддержите меня. Мне и
всем вам стыдно отныне именоваться идолопоклонниками. Все европейские государи
поклоняются единому небесному богу, только мы — выдуманному нашими праотцами. Я
посылал послов ко всем народам и убедился, что самая лучшая вера у грековинов.
И решил я принять эту веру. Но византийские императоры не желают иметь с нами
дело. Я хочу завоевать в Таврике греческие земли и заставить Византию считаться
с нами. Мы поплывём в Корсунь и возьмем её. А когда договоримся с Византией,
восстановим эти земли во власти и возвратимся домой.
В лето 988-е огромная рать
во главе с князем Владимиром Святославичем отправилась в поход. Ладьи с
русскими воями спустились вниз по Днепру и, преодолев бypные воды Понта
Эвксинского, очутились у берегов Таврики. Оставив ладьи в тихом Ктеносском
заливе, русские высадились на Гераклейском полуострове. Здесь стоял хорошо
укреплённый город Херсонес.
Первым, кого встретили
русские ратники на херсонесской земле, был человек в длинных до пят одеждах, с
крестом на шее.
— Кто ты есть и как твоё
имя? — спросил его князь Владимир.
— Я священник из Херсонеса,
а имя моё Анастасий. Дозволь и мне спросить тебя, княже, зачем с мечом к нам
пожаловал? Ведь у нас с вами, россами, договор.
На то князь ответил:
— Нарушить договор меня
вынудил византийский император. Не из жадности я решил воевать Корсунь, а чтоб
с Византией породниться и христианство здесь принять. Я не хочу кровопролития.
Пусть херсонеситы откроют мне ворота.
— Не поверят тебе, княже,
херсонеситы и ворота не откроют. А силой побороть их будет нелегко. Они не
пощадят жизни для защиты родного города. Но если ты и вправду задумал
христианство принять, я помогу овладеть городом.
Отпусти только меня.
Отпустил князь Анастасия, а
с ним и толмача послал просить у херсонеситов открыть городские ворота и
порешить дело миром. Но толмач вернулся ни с чем. И когда русские приблизились
к городским стенам, они были осыпаны стрелами и камнями. Видно было по всему,
что херсонеситы твёрдо решили обороняться.
Князь Владимир собрал в
своем шатре воевод и стал совет держать: как быть?
— Ты мудр, князь, и
ведаешь, что делать, — молвил воевода Свенедл. — Уж не обессудь меня, но не
тоже нам Корсунь мечом брать. Мы дружим с грековинами и договоры с ними имеем.
Не лучше ли сделать под стеной насыпь и по ней без боя перебраться в город?
Ночью, когда херсонеситы
спали, тысячи россов с кирками и лопатами пришли под городскую стену и
носилками, наскоро сделанными из рыбачьих лодок, начали носить землю. Незадолго
до рассвета они вернулись в свой стан.
Очень удивились
херсонеситы, когда утром увидели под стеной насыпь в несколько сажен длины и
ширины. Позвали стратега. Взошел он на стену, посмотрел на насыпь и разгадал
замысел противника.
— Мы перехитрим россов, —
сказал он. — Мы тоже ночью будем работать, а днём спать.
На следующую ночь
херсонеситы сделали под стеной подкоп и начали уносить в город землю,
насыпанную россами. И сколько бы за ночь русские не нанесли земли, столько же
херсонеситы уносили. Насыпь не увеличивалась.
— Что бы это значило? —
недоумевали русские. И только когда за городской стеной вырос большой холм
свежей земли, они всё поняли.
— Трудно иметь дело с этими
грековинами, — сказал князь Владимир. — На всякую хитрость они отвечают
хитростью. Выходит, зря мы столько трудились. Что ж, возьмем их измором.
Русские ратники окружили
Херсонес и стали выжидать.
Дни сменялись ночами, время
летело, а херсонеситы и не думали сдаваться. У них было вдоволь и хлеба, и
воды, и терпения.
Но иссякло, наконец,
терпение у Владимира, и он решился идти на штурм. И вот тогда дал о себе знать
священник Анастасий. Из осаждённого города он пустил в стан русского войска
стрелу с привязанной к ней запиской, в которой сообщал: «Отмерь от городских
ворот полных 135 шагов к юго-востоку, и ты подойдёшь к камню. Под этим камнем
проходит в город единственный водовод. Если отвести воду в сторону, город
останется без воды и вынужден будет сдаться».
Так и учинили русские. Они
перекрыли водовод и вынудили осаждённых сдаться. Херсонеситы признали русских
победителями и согласились впустить их в город. Они просили только сохранить им
жизнь, свободу и имущество. Князь Владимир обещал им это.
Распахнулись городские
ворота Херсонеса. Стратег, военачальники, именитые граждане со знамёнами и
хоругвями, с хлебом и солью вышли встречать великого князя всей Руси Владимира
Святославича и его славных ратников.
Город был убран и
празднично украшен. На главной площади стояли столы со всевозможными яствами и
напитками для простых ратников. А для князя, воевод и херсонесской знати столы
были накрыты во дворце. И начался многодневный пир во славу войска русского, во
имя мира между русскими и греками.
Стратег отправил в
Константинополь гонцов с вестью о взятии россами Херсонеса, и император Василий
II прислал в Херсонес послов и свою сестру Анну.
Князь Владимир принял
христианство и обвенчался с Анной. Приняли также христианство и воеводы, и все
другие вои.
А когда Владимир
возвращался на Русь, с ним отправились греческие учителя, священники,
художники, ремесленники — все, кто пожелал жить в далёкой северной стране, в
стольном граде Киеве.
Ныне среди развалин древнего
Херсонеса выделяется возвышенность. Не тот ли это холм, насыпанный
херсонеситами во время осады города, память о былом походе киевского князя
Владимира?
Легенда изложена Г. Тараном
по различным литературным источникам. (Фабр А. Я. Достопримечательнейшие
древности Крыма и соединенные с ними воспоминания. Одесса, 1859). Печатается по
изданию: «Легенды Крыма», Симферополь, 1974.