Как гудел русский народ? Гусли. - Разные разности - КТО МЫ, ОТКУДА ПРИШЛИ, КУДА ИДЕМ??? - Каталог статей - КОЛОВРАТ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход
Поиск
Loading
Новые статьи
[01 Фев 2012]
Ледовое побоище 
[01 Фев 2012]
Против кого сражался Дмитрий Донской? 
[01 Дек 2011]
Михайло Ломоносов 
[01 Дек 2011]
Пророчества князя Одоевского 
[01 Дек 2011]
Русские города начинались с храмов 
[05 Ноя 2011]
«Что нашим врагам нравится, то нам вредно» 
[04 Ноя 2011]
Ударили по одной щеке – подставь другую? 
[02 Ноя 2011]
Как жил русский рабочий до революции? 
[01 Ноя 2011]
«Ксенофобских взглядов придерживается половина населения России» 
[01 Ноя 2011]
31 октября 1961 года, в обстановке строжайшей секретности... 
[31 Окт 2011]
50 лет назад СССР испытал самую мощную водородную бомбу в истории 
[25 Окт 2011]
Борис Соколов: Насколько гражданской была гражданская война в России? 
[25 Окт 2011]
Основные русофобские мифы рождённые на Западе ещё в годы царской России 
[23 Окт 2011]
Иван Охлобыстин: О праве Кольта 
[23 Окт 2011]
Русские поговорки про жидов и попов и многое другое 
[21 Окт 2011]
Рогозин: Мы должны перестать быть толерастами. 
[19 Окт 2011]
Отдать должное русским 
[18 Окт 2011]
Как Кремль исчез на четыре года 
[17 Окт 2011]
Русский национализм 
[17 Окт 2011]
Цены и жалования в России в начале XX века 
[17 Окт 2011]
Неулыбчивые русские не начинают войн. Неулыбчивые русские войны заканчивают. 
[13 Окт 2011]
История русов согласно Ведам 
[11 Окт 2011]
О том как Сталин «замалчивал» подвиг защитников Брестской крепости. 
[08 Окт 2011]
Как наши предки клады искали? Старинные поверья 
[06 Окт 2011]
История балалайки 
Главная » Статьи » КТО МЫ, ОТКУДА ПРИШЛИ, КУДА ИДЕМ??? » Разные разности

Как гудел русский народ? Гусли.

Хорошо погудели – говорим мы после классной вечеринки. Гудебными сосудами называли на Руси музыкальные инструменты. А гудок был одним из них. Музыкант назывался «гудец». Так посмотрим, на чем же гудели наши предки.

 

Как «поделить» народные инструменты?

 

Обычная техническая классификация музыкальных инструментов не очень интересна. Она говорит о конструкции, а не о роли инструмента. Попробуем «поделить» по-другому.

 

Во-первых, «самые народные» инструменты. Это те, что народ, не профессионалы-столяры, а простые люди, сами изготавливают и играют на них. К ним можно отнести разные примитивные инструменты. Такие, как калюки, кувиклы, жалейки, ложки и другие. В большинстве своем это либо что-то совсем простое, либо хозяйственные предметы, такие, как ложки или железная коса (для отбивания ритма), использованные музыкально.

 

Во-вторых, профессионально изготовленные, но упрощенно-музыкальные инструменты. Такие, как гармонь, семиструнка или гусли.

 

И, наконец, в-третьих, самые что ни на есть академические инструменты, на которых исполняется народная музыка. Так, в руках народного музыканта и скрипка становится народной, и даже пианино «в руках» джазового афро-американца.

 

Далее рассмотрим более конкретно некоторые инструменты и отнесем их к нашей классификации.

 

Крыловидные гусли

 

Вот уж самый русский из всех народных. Однако бытовал он, как и многие другие инструменты, в основном на территории бывшей Новгородской республики. То ли исторические условия в Московской Руси были иные, то ли политические. Но так вышло.

 

Когда смотришь на старые новгородские гусли, возникает двойственное ощущение. Сам инструмент по исполнению довольно профессионален. Это тщательно изготовленная коробка с украшениями, современным устройством для настройки. Однако на ней всего четыре-пять струн.

 

Примитивных предков гуслей в России найдено не было. А вот аналоги обнаружили и в Польше, и в Ютландии (Германия). Способ игры на них в точности совпадает с современной техникой игры на африканском кираре (ох уж эти античные «китаристы», везде наследили). И архаичные греки играли на своей примитивной лире точно так же. У всех этих инструментов струны расположены веером.

 

Однако в техническом смысле похожи наши гусли все-таки не на лиру, а, как ни странно, на кифару. Но играли на кифаре совсем по-другому, обеими руками щипали параллельные струны, как на арфе. Гусли тоже держали вертикально, но левая рука глушила ненужные струны через специальное игровое окно, а правая бряцала по всем остальным в узком месте. Сегодня гусли держат на коленях, животе или на столе, горизонтально, но бренчат точно так же.

 

Кифара у греков была с семью-восемью струнами и числилась профессиональным инструментом. Вся теория музыки (даже современная) замешана на постановке рук древних кифаредов.

 

Так что двойственность заключается в следующем. Новгородские гусли были профессионально изготовленным инструментом. А вот музыкальность их была весьма «народна». Отнесем их ко второй части нашей классификации.

 

Истоки

 

Откуда гусли появились на Руси, сказать трудно. Еще в китайской гробнице пятого века до н.э. нашли пятиструнные «гусли», называвшиеся «жу». Были они без игрового окна и держали их горизонтально перед собой (как и гусли сегодня), а не вертикально. И корпус у них был, как полтрубы, а не плоский. Но… исчезли эти «гусли-жу» с китайской «арены» как раз после того, как народился Господин Великий Новгород. У китайцев тогда был период Сонг. Мысли в голову тут приходят самые разные и весьма забавные.

 

Но, скорее всего, не китайцы принесли гусли в Европу. Этот инструмент родился где-то в дебрях когда-то единой общности славян-германцев. А ориентировались мастера, скорее всего, на кифару (греки-то ведь жили рядом, это от Москвы до них далековато), а не на «рогатую» лиру из тыквы, затянутую коровьим пузырем. Ну а родные материалы и отсутствие профессиональных музыкантов определили внешний вид и «народный» архаичный строй и манеру игры, известные многим народам от Африки до Китая.

 

Так что можно сказать, что гусли, бытовавшие на нашей территории 1000 лет назад – инструмент славяно-германский. Похожее название бытует и у поляков. А вот у южных славян гуслями зовут смычковый инструмент. Но об этом дальше, под скрипичным ключом.

 

В более позднее время появляются шлемовидные гусли (псалтирь) с десятью и более параллельными струнами. На Западе им аналогичен псалтерион. Остатков таких гуслей у нас практически не сохранилось. Известны в основном изображения. Но народы Поволжья играют до сих пор на подобных инструментах. По виду и конструкции – это, скорее всего, профессиональные гусли, связанные с пением псалмов. Также это объясняет их редкость в находках.

 

Германские и американские «гусли»

 

У германцев инструмент тоже процветает, даже сегодня. Называют они свои гусли цитрой. Опять же искаженная «кифара». А вот у белых американцев самым народным инструментом является автоарфа (autoharp). В ней пальцы левой руки не глушат струны, а жмут специальные планки с фетром, которые позволяют звучать нужным аккордам.

 

Академия

 

В России в начале 20 века тоже был придуман «самогудный» инструмент. Это большие оркестровые клавишные гусли. Они используются в академических оркестрах народных инструментов и созданы для их нужд. У них есть фортепианная клавиатура, которая позволяет брать практически любые аккорды, в отличие от автоарфы и современных гуслей. Таким образом, можно отнести автоарфу, как и простые гусли, ко второму типу «народности», а клавишные гусли – уже к третьему, академическому.

 

Заключение

 

Крыловидные гусли в Новгороде были весьма популярны. В раскопках найдены десятки фрагментов. А сколько не сохранилось?! Зато традиция игры сохранилась до наших дней.

И, как ни странно, количество звуков в большинстве народных (конечно, не городских) песен укладывается в пятиструнные гусли. Что было раньше, курица (гусли) или яйцо (напевы), сказать, как всегда, трудно.

Категория: Разные разности | Добавил: Админ (04 Апр 2010)
Просмотров: 1457 | Теги: Русская культура
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки

Кладовая веков



Православные празд
Православные праздники
Мы в каталогах

Рейтинг Славянских Сайтов

Облако тегов
Статистика






Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс цитирования
Посетители
free counters
Ratings



Copyright MyCorp © 2024