Хорошо погудели – говорим
мы после классной вечеринки. Гудебными сосудами называли на Руси музыкальные
инструменты. А гудок был одним из них. Музыкант назывался «гудец». Так
посмотрим, на чем же гудели наши предки.
Как «поделить» народные
инструменты?
Обычная техническая
классификация музыкальных инструментов не очень интересна. Она говорит о
конструкции, а не о роли инструмента. Попробуем «поделить» по-другому.
Во-первых, «самые народные»
инструменты. Это те, что народ, не профессионалы-столяры, а простые люди, сами
изготавливают и играют на них. К ним можно отнести разные примитивные
инструменты. Такие, как калюки, кувиклы, жалейки, ложки и другие. В большинстве
своем это либо что-то совсем простое, либо хозяйственные предметы, такие, как
ложки или железная коса (для отбивания ритма), использованные музыкально.
Во-вторых, профессионально
изготовленные, но упрощенно-музыкальные инструменты. Такие, как гармонь,
семиструнка или гусли.
И, наконец, в-третьих,
самые что ни на есть академические инструменты, на которых исполняется народная
музыка. Так, в руках народного музыканта и скрипка становится народной, и даже
пианино «в руках» джазового афро-американца.
Далее рассмотрим более
конкретно некоторые инструменты и отнесем их к нашей классификации.
Крыловидные гусли
Вот уж самый русский из
всех народных. Однако бытовал он, как и многие другие инструменты, в основном
на территории бывшей Новгородской республики. То ли исторические условия в
Московской Руси были иные, то ли политические. Но так вышло.
Когда смотришь на старые
новгородские гусли, возникает двойственное ощущение. Сам инструмент по
исполнению довольно профессионален. Это тщательно изготовленная коробка с
украшениями, современным устройством для настройки. Однако на ней всего
четыре-пять струн.
Примитивных предков гуслей
в России найдено не было. А вот аналоги обнаружили и в Польше, и в Ютландии
(Германия). Способ игры на них в точности совпадает с современной техникой игры
на африканском кираре (ох уж эти античные «китаристы», везде наследили). И
архаичные греки играли на своей примитивной лире точно так же. У всех этих
инструментов струны расположены веером.
Однако в техническом смысле
похожи наши гусли все-таки не на лиру, а, как ни странно, на кифару. Но играли
на кифаре совсем по-другому, обеими руками щипали параллельные струны, как на
арфе. Гусли тоже держали вертикально, но левая рука глушила ненужные струны
через специальное игровое окно, а правая бряцала по всем остальным в узком
месте. Сегодня гусли держат на коленях, животе или на столе, горизонтально, но
бренчат точно так же.
Кифара у греков была с
семью-восемью струнами и числилась профессиональным инструментом. Вся теория
музыки (даже современная) замешана на постановке рук древних кифаредов.
Так что двойственность
заключается в следующем. Новгородские гусли были профессионально изготовленным
инструментом. А вот музыкальность их была весьма «народна». Отнесем их ко
второй части нашей классификации.
Истоки
Откуда гусли появились на
Руси, сказать трудно. Еще в китайской гробнице пятого века до н.э. нашли
пятиструнные «гусли», называвшиеся «жу». Были они без игрового окна и держали
их горизонтально перед собой (как и гусли сегодня), а не вертикально. И корпус
у них был, как полтрубы, а не плоский. Но… исчезли эти «гусли-жу» с китайской
«арены» как раз после того, как народился Господин Великий Новгород. У китайцев
тогда был период Сонг. Мысли в голову тут приходят самые разные и весьма
забавные.
Но, скорее всего, не
китайцы принесли гусли в Европу. Этот инструмент родился где-то в дебрях
когда-то единой общности славян-германцев. А ориентировались мастера, скорее
всего, на кифару (греки-то ведь жили рядом, это от Москвы до них далековато), а
не на «рогатую» лиру из тыквы, затянутую коровьим пузырем. Ну а родные
материалы и отсутствие профессиональных музыкантов определили внешний вид и
«народный» архаичный строй и манеру игры, известные многим народам от Африки до
Китая.
Так что можно сказать, что
гусли, бытовавшие на нашей территории 1000 лет назад – инструмент
славяно-германский. Похожее название бытует и у поляков. А вот у южных славян
гуслями зовут смычковый инструмент. Но об этом дальше, под скрипичным ключом.
В более позднее время
появляются шлемовидные гусли (псалтирь) с десятью и более параллельными
струнами. На Западе им аналогичен псалтерион. Остатков таких гуслей у нас
практически не сохранилось. Известны в основном изображения. Но народы Поволжья
играют до сих пор на подобных инструментах. По виду и конструкции – это, скорее
всего, профессиональные гусли, связанные с пением псалмов. Также это объясняет
их редкость в находках.
Германские и американские
«гусли»
У германцев инструмент тоже
процветает, даже сегодня. Называют они свои гусли цитрой. Опять же искаженная
«кифара». А вот у белых американцев самым народным инструментом является
автоарфа (autoharp). В ней пальцы левой руки не глушат струны, а жмут
специальные планки с фетром, которые позволяют звучать нужным аккордам.
Академия
В России в начале 20 века
тоже был придуман «самогудный» инструмент. Это большие оркестровые клавишные
гусли. Они используются в академических оркестрах народных инструментов и
созданы для их нужд. У них есть фортепианная клавиатура, которая позволяет
брать практически любые аккорды, в отличие от автоарфы и современных гуслей.
Таким образом, можно отнести автоарфу, как и простые гусли, ко второму типу
«народности», а клавишные гусли – уже к третьему, академическому.
Заключение
Крыловидные гусли в
Новгороде были весьма популярны. В раскопках найдены десятки фрагментов. А
сколько не сохранилось?! Зато традиция игры сохранилась до наших дней.
И, как ни странно,
количество звуков в большинстве народных (конечно, не городских) песен
укладывается в пятиструнные гусли. Что было раньше, курица (гусли) или яйцо
(напевы), сказать, как всегда, трудно.