Христианство, каким бы оно нибыло, католическим
или почти православным, пролило немало крови и все это в угоду своему
господу, который, по словам церковников, претендует на роль самого
любящего и прощающего бога. А что же на самом деле? А на самом деле мы
все знаем о крестовых походах, о крещении Руси, в ходе которой наше
население сократилось с 12 миллионов человек до 3 миллионов (если мне
память не изменяет), ну и, конечно же, об инквизиции, которая не
гнушалась жечь людей заживо.
Но, говоря об инквизиции, на ум
приходят воспоминания, из школьного курса истории о средневековой
инквизиции и ни слова не говорится о том, что и у нас на Руси инквизиция
имела место. Так, в древней Руси ведовские процессы возникли уже в XI
в., вскоре после утверждения христианства. Расследованием этих дел
занимались церковные власти. В древнейшем юридическом памятнике —
«Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и
волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила
православная церковь. В памятнике XII в. «Слово о злых дусех»,
составленном митрополитом Кириллом, также говорится о необходимости
наказания ведьм и колдунов церковным судом. По примеру своих
католических соратников православная инквизиция разработала в XIII в.
методы распознавания ведьм и чародеев огнем, холодной водой, путем
взвешивания, протыкания бородавок и т. п. Вначале церковники считали
колдунами или чародеями тех, кто не тонул в воде и оставался на ее
поверхности. Но затем, убедившись, что большинство обвиняемых не умели
плавать и быстро тонули, изменили тактику: виновными стали признавать
тех, кто не мог держаться на воде. Для распознания истины широко
применяли также, по примеру испанских инквизиторов, испытание холодной
водой, которую капали на головы обвиняемых.
Поддерживая веру в
дьявола и его могущество, представители православной церкви объявляли
еретичеством всякое сомнение в реальности дьявола. Они преследовали не
только лиц, обвиненных в сношениях с нечистой силой, но также и тех, кто
высказывал сомнение в ее существовании, в существовании ведьм и
чародеев, действовавших при помощи дьявольской силы.
Особым зверством
отличился новгородский архиерей лука Жидята, живший в XI в. Как
отмечает летописец «сей мучитель резал головы и бороды, выжигал глаза,
урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям» Так же сурово Лука
расправлялся и с принадлежавшими ему крестьянами. Холопу Дудику, не
угодившему чем-то своему феодалу, по приказанию Луки Жидяты отрезали нос
и обе руки. В летописи за 1227г говорится о казни четырех волхвов,
которых сначала доставили на двор архиепископа, а затем предали огню.
Около того же времени в Смоленске духовенство требовало казнить монаха
Авраамия, обвиняя его в ереси и чтении запретных книг – предложенные
виды казни – пригвоздить к стене и поджечь или утопить. В 1284 г. в
русской «Кормчей книге» (сборнике церковных и светских законов)
появляется мрачный закон: «Если кто будет еретическое писание у себя
держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят,
а книги те на голове его сжечь » Видимо, следуя, данному закону, в 1490
году новгородский архиепископ Геннадий велел сжечь на головах
осужденных-еретиков берестяные грамоты. Двое наказанных сошли с ума и
умерли, архиепископ Геннадий же причислен к лику святых.
В 1411г.
киевский митрополит Фотий разработал систему мероприятий борьбы с
ведьмами. В своем послании духовенству он предлагал отлучить от церкви
всех, кто будет прибегать к помощи ведьм и чародеев. В том же году по
наущению духовенства в Пскове сожгли 12 колдуний за якобы насланный на
город мор. В 1444 г. по обвинению в чародействе в Можайске всенародно
был сожжен боярин Андрей Дмитрович с женой. В XVI в. преследование
волхвов и колдуний усилилось. Стоглавый собор 1551 г. принял против них
ряд суровых постановлений. Наряду с запрещением держать у себя и читать
«богомерзкие еретические книги», собор осудил волхвов, чародеев и
кудесников, которые, как отметили отцы собора, «мир прельщают и от бога
отлучают».
В «Повести о волхвовании», появившейся под влиянием
церковной агитации против ведьм и чародеев, их предлагалось «огнем
жечи». Наряду с этим церковь воспитывала народ в духе непримиримой
вражды к медицине. Проповедуя, что болезни посылаются богом за грехи
людей, церковь требовала, чтобы народ искал исцеления в молитвах,
испрашивая «божьей милости» в «чудотворных» местах. На знахарей,
лечивших народными средствами, церковь смотрела как на посредников
дьявола, пособников сатаны. Этот взгляд нашел отражение в памятнике XVI
в. — «Домострое». По «Домострою», грешники, оставившие бога и
призывавшие к себе чародеев, кудесников и волхвов, уготовляют себя
дьяволу и будут мучиться вечно. Обобщив весь накопившийся опыт по
борьбе с ведовством и чародейством, правительство по настоянию
духовенства издало в 1653 г. специальный указ, повелевавший никаких
богомерзких дел не совершать, не держать отреченных, гадательных и
еретических книг, не ходить к ворожеям и ведунам. Виновных лиц велено
как врагов божьих жечь в срубах. Это не было одной угрозой. Так, Г. К.
Котошихин рассказывает, что за «волховство, за чернокнижество мужиков
жгли живыми, а женщинам за чародейство отсекали головы».
Ведовские
процессы часто очень разрастались, чему способствовала применявшаяся
тогда практика сыска вины пытками и казнями. Светские и духовные власти
не стремились установить истину. Они заранее осуждали привлеченных по
этим «винам» людей, признания нужны были им для оправдания суровых
наказаний. В 1630 г. по делу одной «бабы-ворожейки» было привлечено 36
человек; по делу Тимошки Афанасьева, возникшему в 1647 г., судили 47
«виновных». В 1648 г. вместе с Первушкой Петровым, обвиненным в
чародействе, «пытали» истину у 98 человек. За Аленкой Дарьицей,
привлеченной к суду в 1648 г. за тот же грех, последовали 142 жертвы. С
Анюткой Ивановой (1649 г.) судили за чародейство 402, а по процессу Умая
Шамардина (1664 г.) -1452 человека10.
Ведовские процессы
продолжались и при Петре I, причем для борьбы с колдовством привлекался
весь административно-полицейский аппарат феодально-крепостнического
государства. В 1699 г. в Преображенском приказе велось следствие по
обвинению в колдовстве аптекарского ученика Маркова. Здесь же пытали
крестьянина Бложонка за его сношение с нечистой силой. В 1714 г. в
городе Лубны (Украина) собирались сжечь за чародейство одну женщину. Об
этом узнал В. Н. Татищев, находившийся в этом городе проездом из
Германии, автор «Истории российской». Он критиковал реакционную роль
церкви и стремился освободить «вольные науки» от религиозной опеки.
Поговорив с обвиняемой, Татищев убедился в ее невиновности и добился
отмены приговора. Женщину все же отправили на «смирение» в монастырь.
Активную
роль служителей культа в организации и ведении ведовских процессов
отмечает и царский указ 25 мая 1731 г. По этому указу епархиальные
архиереи должны были наблюдать, чтобы борьба с чародейством велась без
всякого снисхождения. Указ напоминал, что за волшебство назначается
смертная казнь сожжением. Сожжению подвергали и тех, кто, не «боясь
гнева божьего», прибегал к колдунам и «знахарям» за помощью. Перед
сожжением их еще били кнутом. Последнее известное сожжение произошло
в 70-е гг. XVIII в. на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли
колдунью-камчадалку. Руководил казнью капитан Тенгинской крепости
Шмалев.
Источники: 1) Е. Ф. Грекулов «Православная
инквизиция в России» 2) Статья Е.Шацкого «Русская православная
церковь и сожжения» 3) Статья « История греха. Православная
инквизиция на Руси»
|