Существует мнение, что колокола
появились впервые у китайцев. Малые звонки были известны и евреям: Моисей
упоминает о колокольчиках, которые привязывались к краям одежды
первосвященника.
Но в том виде, в каком
теперь колокола служат в христианских церквах, они появились не ранее VII века:
первые христиане из-за гонений не могли пользоваться колоколами для призыва к
богослужению; их звон мог бы привлечь внимание язычников.
Потом, когда гонения
прекратились. призывали к богослужению звуком трубы, оленьего или бычьего рога,
а в других местах этой цели служили токи, била, клепала: током называлась
длинная, узкая доска из сухого дерева с круглым перехватом в середине, билом -
короткая доска, висящая на веревке; из обоих этих предметов звуки извлекались
деревянным молотком; клепало выделывалось из железа в виде тонкой полудуги.
На Востоке колокола
появились не ранее IX века, что касается Запада, то некоторые археологи
приписывают церковное использование колоколов епископу Павлину, жившему в V
веке в римской провинции Кампанья. Слово «кампань» означает колокол.
В России колокола появились
вместе с христианством. Привозили их из Византии и Корсуня.
По свидетельству летописей,
впервые в России был отлит колокол в 1558 г. для новгородской церкви св. Филипа. Но
можно думать, что колокола в России лили и гораздо раньше: вечевой новгородский
колокол упоминается еще в XII столетии; о Данииле Галицком и Владимире
Васильковиче, живших в XII веке, известно, что они заботились об украшении
церквей колоколами.
В XVI столетии встречаются
колокола весом более 300 пудов.
Самый огромный колокол не
только в России, но и в целом свете, был отлит в Москве в XVIII веке. Это
царь-колокол, весом 10000 пудов.
Некоторые колокола,
особенно в Москве, имели свою кличку, применительно к их происхождению или
качеству звука: Реут, Медведь, Немчин, Глухой, Широкий, Годунов.
В России самая бедная
церковь имела не менее трех колоколов, а на колокольнях богатых церквей бывало
до десяти и более.
Собрание всех колоколов
называется звоном. В церковном уставе различают два рода звучания: благовест.
т.е. звон в один колокол перед началом службы, переходящий в перезвон, когда
ударяют в несколько колоколов, но не разом, а поочередно, и собственно звон, когда
ударяют сразу в несколько колоколов; иногда звон в несколько колоколов бывает в
три приема, и тогда он называется трезвоном.
В молитве, читаемой при
освящении колоколов, церковь молит о ниспослании особой благодати, «вливающей в
кампан силу, яко услышавше вернии раби глас звука его - в благочестии и вере
укрепляется и мужественно всем дьявольским наветам сопротивостанут... да
утолятся же и утишатся и перестанут нападающие бури ветряные, грады же и вихри
и громы страшные и молнии злорастворенные и вредные воздуси гласом его...»
Пожалуй, только в России
колокола имели еще и гражданское, политическое значение.
Были набатные колокола,
созывавшие народ на пожар, вечевые - в Новгороде и Пскове.
Случалось, колокола
отправляли в ссылку. Так набатный колокол города Углича был «сослан» в Сибирь
Борисом Годуновым за то, что в него звонили, когда умер царевич Димитрий.
А бывало, колокола даже
казнили… Замечательный русский поэт начала прошлого века Константин Случевский
написал об этом стихи.