Дороги в России длинные, трудные. Как управлять мчащейся тройкой, если
в одной руке надо держать рожок и сигналить в него, как это делается в
Европе? Сибирский тракт – не Венский лес, не до церемоний. Потому
русские ямщики свистели да кричали, чтобы освободить дорогу, пока
какая-то светлая голова не придумала привязывать к середине дуги
небольшой колокольчик. Случилось это примерно во второй половине XVIII
века. Назвали колокольчик ямщицким или поддужным.
Ямщицкий колокольчик – всего лишь сигнальный инструмент: слышимый за
две версты, он предупреждал всех о приближении возка или экипажа. Но
как исключительно национальное явление, он в короткий срок и на долгие
годы стал частью русской жизни, одним из ее символов, легендарным и
поэтизированным.
Самые известные ямщицкие колокольчики делали на Валдае. Город Валдай,
получивший свой статус в 1772 году, стоял (и стоит) на середине самого
оживленного и самого благоустроенного тракта Российской империи – между
Москвой и Санкт-Петербургом. Городу суждено было стать одним из центров
изготовления гужевого транспорта, конной амуниции, в том числе и
ямщицких колокольчиков.
К середине XIX века в городе Валдае работало около сотни кузниц и три
колокольных завода. Завод купцов Усачевых, который закрылся только в
конце 20-х годов ХХ века, в лучшие годы выпускал продукции на 40 тысяч
рублей.
Именно валдайские мастера, начиная с 1802 года, стали делать по нижнему
краю колокольчиков, который называется «юбкой», надписи, фиксируя год,
место отливки, имя мастера или заказчика.
В XIX веке в Российской империи поддужные колокольчики отливали в
городах и селах Вятской, Рязанской, Нижегородской, Тобольской губерний
– в основном вблизи дороги, которая вела из Москвы через Урал, Сибирь
(на Восток). И, конечно, каждый мастер, каждая мастерская или
колокольный завод вносили что-то свое. В частных и музейных коллекциях
хранятся ямщицкие колокольчики – поддужные, подшейные, валдайские,
сибирские, шадринские, гречушные, гладкие, граненые, с решеткой, с
валиком, резные, с орнаментом или надписью.
Надписи на колокольчиках делали шутливыми, напутственными,
назидательными: «Кого люблю, того дарю», «Купи – не скупись, езди –
веселись», «Дар Валдая», «Звени, утешай – ехать поспешай», «Звону много
– веселей дорога», «Нет барыша, зато слава хороша» и др.
Технология производства ямщицких колокольчиков отличалась от литья
колоколов большего размера: и плавильные печи использовали другие, и
уголь. И квас в рецептуре присутствовал – его добавляли в формовочную
землю, в квасной гуще осветляли колокольчики из низкосортной меди. Но
главным делом было правильно составить сплав. Мастера-литейщики
руководствовались собственным опытом и рецептами, секретами, которые
передавали им наставники.
Может быть, поэтому их зарубежным коллегам и не удавалось отливать
такие же звонкие колокольцы. Они копировали изделия русских мастеров
вплоть до надписей на русском языке и продавали их как оригиналы –
выгодное было дело…
Ямщицкие колокольчики очень быстро завоевали популярность, и стало их
так много, что в 1836 году вышло постановление Сената, которое
запрещало употребление колокольчиков на частных или вольнонаемных
экипажах. Колокольчики могли иметь только почтовая гоньба и чиновники
земской полиции при исполнении служебных обязанностей.
И тогда народ вспомнил о бубенцах. Маленькие шарообразные колокольчики
с одной или несколькими дробинками внутри с незапамятных времен
использовались как обереги, украшения, пуговицы. После запрета на
колокольчики в частных поездках вместо них стали подвешивать – на дуге,
на оглоблях, на ремнях уздечки – гроздья бубенцов.
Бубенцы делали из меди, железа, бронзы, серебра, и были они
штампованные, кованые, литые. Для бубенцов, которые вешались на шею
лошади, изготавливали специальную кожаную «оправу» – аркан. К нему
крепилось до трех десятков бубенцов. Иногда в аркан добавлялся один или
несколько негромких колокольчиков.
Звон у бубенцов тихий, воркующий, за что их называли воркунами. А еще – позвонцами, балабончиками, гормотунчиками…
В конце XIX века частный гужевой транспорт разных видов и мастей
(запреты действовали плохо) «озвучивали» иногда по два-три десятка
воркующих бубенцов и несколько звонких колокольчиков. Все это тщательно
подбиралось в лад: солировал самый крупный колокольчик на дуге, вторили
ему висевшие по бокам колокольчики-«подпевалы», аккомпанировали
бубенчики. (с)Валентина Кобзарь