Редко у какого правителя
прошлых времен не было прозвища, с которым он вошел в историю. И, спустя века,
мы, рассматривая жизнь и деятельность того или иного руководителя государства,
чаще ориентируемся в оценке его правления не на факты биографии, а именно на
прозвище, дарованное ему народной молвой.
Обычно прозвание князя
Ярослава Владимировича (ок. 978-1054 гг.) «Мудрый» объясняют его
просветительской и законотворческой деятельностью. И в самом деле, князь
Ярослав сам читал книги – по тем временам это было чуть не чудом учености.
Более того, он желал, чтобы грамотность распространялась, и духовенству было
велено обучать детей, а в Новгороде князь даже открыл училище на 300 мальчиков
– такое же диво в XI веке, как первый университет. Ярослав не просто читал
книги или покупал их (кстати, в огромных количествах), но и создал библиотеку
русских и греческих книг, которую передал Софийскому собору – для общей
доступности.
Что характерно – князь
Ярослав, преклоняясь в какой-то мере перед иностранной ученостью, тем не менее
приказывал переводить книги с греческого языка на славянский, чтобы учились
люди родной грамоте, а не иноземной. Следуя по этому пути, он начал устранять
зависимость русской духовной иерархии от Византии (когда потребовался новый
митрополит, Ярослав не «выписал» его из-за границы, а попросту велел собору
русских епископов поставить митрополитом своего – Иллариона, священника села
Берестова). И византийский Номоканон, церковный устав, тоже был переведен на
славянский язык по приказу князя.
Первый рукописный закон
славянским землям тоже дал Ярослав. Именно ему приписывается создание
древнейшего русского памятника права – «Устава» («Суд Ярославль», «Русская правда»).
Современные ученые утверждают, что «Устав» – вовсе не произведение, вышедшее
из-под пера Ярослава Мудрого, а сборник законов и обычаев, которые действовали
в те времена, только в устной форме. И составлял сборник не сам Ярослав, а
частные лица. Но кто бы ни собирал под одну обложку различные обычаи, именно
князь Ярослав сделал этот сборник из «художественной литературы» утвержденным
«действующим законодательством».
Только эти деяния могли
принести – и принесли – Ярославу прозвание «Мудрый». Но с моей точки зрения,
особая мудрость князя проявилась в другом: в проводимой им династической
политике.
Сам князь был женат на
Ингегерде (в крещении – Ирина), которая была дочерью шведского короля Олава
Сетконунга. Очень неплохое родство по тем временам, учитывая еще тот факт, что
вместе с Ингегердой Ярослав получил город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими
землями – Ингерманландией (земли Ингегерды). Сыновьям своим князь нашел жен не
хуже.
Изяслав был женат на
Гертруде, сестре польского короля Казимира I, Святослав – на австрийской
принцессе Оде, дочери графа Леопольда, Всеволод – на греческой царевне Ирине
Мономах (плодом этого брака стал князь Владимир Мономах), Вячеслав – на Оде,
дочери графа Леопольда Штаденского (современные ученые до конца не определили –
была ли эта Ода из рода Штаденов, правителей Северной марки, или из рода
Бабенбергов, которые правили Австрией до Габсбургов), Игорь – на германской
принцессе Кунигунде, рафине Орламиндской.
А уж какие женихи нашлись
для дочерей князя Ярослава! Елизавета была замужем за норвежским королем
Харальдом Суровым, Анастасия – за королем Венгрии Андрашем I, Анна – за королем
Франции Генрихом I. Некоторые исследователи считают, что была у Ярослава Мудрого
еще одна дочь – Агата, и ее выдали замуж за Эдуарда Изгнанника, наследника
английского престола.
Как видите, Ярослав
ухитрился породниться со всей Европой, весь Запад привязал к славянским землям
самыми прочными узами – семейными. Именно такая династическая политика
способствовала процветанию княжества, позволяла основывать города, строить
соборы и монастыри, а также – с блеском оборонять восточные границы государства
(западные-то были в безопасности). При Ярославле на небывалую высоту поднялась
торговля, Киев по красоте соперничал с Константинополем (сохранились
свидетельства иностранных гостей, изумленных красотой города).
Династическая политика
Ярослава Мудрого впоследствии была закреплена законодательно. Александр I
Благословенный утвердил династическое установление Российского Императорского
Дома, согласно которому особам императорской крови запрещалось заключать браки
с неравными себе. Это установление было направлено в первую очередь на то,
чтобы с помощью браков породниться с королевскими домами Европы и постоянно
поддерживать брачными узами родственные связи. А «неравные» браки членов
Императорского Дома, увы, не приносили особой пользы государству.
Кстати сказать, это
династическое установление Российского Императорского Дома действует до сих пор.
И в Российском Императорском Доме невозможен брак, пример которого показал
наследник королевского Дома Испании – принцесса Летиция, жена принца Филипа,
отнюдь не королевских кровей: до брака она была телеведущей, и лишь декрет
короля и духовенства Испании сделал этот брак законным, а Летицию Ортис
Рокасолано – принцессой Летицией. Таково династическое установление
королевского Дома Испании. А вот для Российского Императорского Дома подобный
брак не сделало бы легитимным ни разрешение Главы Дома, ни декрет Патриарха.
Как видите, Ярослав Мудрый
действительно был мудр, и его деяния служили на благо государства,
способствовали его процветанию. С этого князя брали пример многие русские
правители, использовали его методы и методики, применяли опробованные им
принципы правления.
При князе Ярославе
развивались науки и искусства, невиданно расцвела торговля, государственные
границы бдительно охранялись, а враги были приведены если не к покорности, то к
нейтралитету.
Жаль, что следующие за
князем Ярославом правители были не столь мудры, и темпы развития, очень высокие
при Ярославе, снизились, а затем и вовсе сошли на нет. Но это уже другая
история.