Главная » 2010»Ноябрь»5 » Средневековые арабские авторы о древних русах. Часть 2
22:00
Средневековые арабские авторы о древних русах. Часть 2
Ибн Мискавейх (XI в.)
В этом году (943 г.) отправилось войско
народа, известного под именем Русов к Азербейджану. Устремились они к Бердаа,
овладели им и полонили жителей его…
Народ этот могущественный,
телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегает
ни один из них, пока не убьет или не будет убит. В обычае у них, чтобы всякий
носил оружие. Привешивают они на себя большую часть орудий ремесленника,
состоящих из топора, пилы и молотка и того, что похоже на них.
Сражаются они копьями и
щитами, опоясываются мечем и привешивают дубину и орудие подобное кинжалу. И
сражаются они пешими, особенно же эти прибывшие (на судах). Они (Русы) проехали
море, которое соприкасается со страной их, пересекли его до большой реки, известной
под именем Куры, несущей воды свои из гор Азербейджана и Армении и втекающей в
море. Река эта есть река города Бердаа и ее сравнивают с Тигром.
Когда они достигли Куры,
вышел против них представитель Марзубана и заместитель его по управлению Бердаа.
Было с ним триста человек из дейлемитов и приблизительно такое же число бродяг
и курдов. Простой народ убежал от страху. Вышло тогда вместе с ними (войско) из
добровольцев около 5.000 человек на борьбу за веру. Были они (добровольцы)
беспечны, не знали силы их (Русов) и считали их на одном уровне с армянами и
ромеицами. После того, как они начали сражение, не прошло и часу, как Русы
пошли на них сокрушающей атакой. Побежало регулярное войско, а вслед за ним все
добровольцы и остальное войско, кроме Дейлемитов. Поистине, они устояли
некоторое время, однако все были перебиты, кроме тех среди них, кто был верхом.
(Русы) преследовали бегущих до города (Бердаа). Убежали все, у кого было
вьючное животное, которое могло увезти его, как военные, так и гражданские люди
и оставили город. Вступили в него Русы и овладели им.
Рассказали мне Абу-Аббас
ибн Нудар, а также некоторые из исследовавших, что люди эти (Русы) вошли в
город, сделали в нем объявление, успокаивали жителей его и говорили им так:
«Нет между нами и вами разногласия в вере. Единственно чего мы желаем, это
власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо
повиноваться нам». Подступили со всех окрестных земель к ним (Русам)
мусульманские войска. Русы выходили против них и обращали их в бегство. И
бывало не раз так вслед за ними.(Русами) выходили и жители Бердаа и, когда
мусульмане нападали на Русов, они кричали «Аллах велик» и бросали в них камни.
Тогда Русы обратились к ним и сказали, чтобы они заботились только о самих себе
и не вмешивались бы в отношения между властью и ими (Русами). И приняли это во
внимание люди, желающие безопасности, главным образом это была знать.
Что же касается простого
народа и большей части черни, то они не заботились о себе, а обнаруживали то,
что у них в душах их и препятствовали Русам, когда на них вели нападение
сторонники (войска) власти. После того как это продолжалось некоторое время,
возвестил глашатай Русов: «Не должен оставаться в городе ни один из жителей
его». Дали мусульманам отсрочку на три дня от дня этого объявления. И вышли
все, у кого только было вьючное животное, которое могло увезти его, жену и
детей его. Таких ушедших было немного. Пришел четвертый день, и большая часть
жителей осталась. Тогда Русы пустили в ход мечи свои и убили много людей, не
сосчитать числа их. Когда убийство было закончено, захватили они в плен больше
10 000 мужчин и юношей вместе с женами, женщинами и дочерьми.
Заключили Русы женщин и
детей в крепость внутри города, которая была шахристаном этих людей (Русов),
где они поместились, разбили лагерем свои войска и укрепились. Потом собрали
мужчин в мечети соборной, поставили к дверям стражу и сказали им: «Выкупайте
себя».
Рассказ о разумном плане,
который предложен одним из (жителей Бердаа). Не приняли они его, вследствие
чего были все убиты и разграблено было имущество и семьи их.
Был в городе христианский
писец, человек большой мудрости, по имени Ибн Самун; поспешил он с
посредничеством между ними.
Сошелся он с Русами на том,
что каждый мужчина из них (жителей Бердаа) выкупит себя за двадцать дирхемов.
Согласно этому условию, выкупили себя наиболее разумные из мусульман, остальные
отказались и сказали: «Единственно чего желает Ибн Самун это уравнять мусульман
с христианами в уплате джизьи».
Уклонился Ибн Самун (от
переговоров), отсрочили Русы убийство этих людей (жителей Бердаа), только по
причине жадности к тем немногим ценностям, которые они рассчитывали получить с
мусульман. После того, как не выпало на долю Русов ничего, подвергли они мечу и
убили всех до последнего человека, кроме небольшого числа, кто убежал по узкому
каналу, по которому проходила вода к соборной мечети, и кроме тех, кто выкупил
себя с помощью богатств, принадлежащих ему. И часто случалось, что кто-нибудь
из мусульман заключал сделку с Русом относительно той суммы, которою он выкупал
себя. Тогда Рус шел вместе с ним в его дом или его лавку.
Когда хозяин извлекал свое
сокровище и его было больше, чем на условленную сумму, то не мог он оставаться
владельцем его, хотя бы сокровище было в несколько раз больше того; на чем они
сговорились. Он (Рус) склонялся к взысканию денег, пока не разорял совершенно.
А когда он (Рус) убеждался, что у мусульманина не осталось ни золотых, ни
серебряных монет, ни драгоценностей, ни ковров, ни одежды, он оставлял его и
давал ему кусок глины с печатью, которая была ему гарантией от других.
Таким образом, скопилось у
Русов в городе Бердаа большое богатство, стоимость и достоинство которого были
велики. Овладели они женщинами и юношами, прелюбодействовали с теми и другими и
поработили их.
После того, как размеры
бедствия стали большими, и мусульмане в различных странах прослышали о нем,
обратились они к военному призыву. Собрал Марзубан ибн Мухаммед войско свое,
воззвал к населению с призывом, и пришли к нему со всех окрестных земель
добровольцы. Пошел он (Марзубан) во главе 30 000 человек, но не мог
сопротивляться Русам, несмотря на большое число собранных им сил, не мог
произвести на них даже сильного впечатления. Утром и вечером он начинал
сражение и возвращался разбитым.
Продолжалась война таким
способом много дней, и всегда мусульмане были побеждены. Когда дело мусульман
утомило их и Марзубан понял создавшееся положение, обратился он к уловкам и
военной хитрости. Случилось ему (на пользу), что Русы после того, как завладели
Мерагой, набросились на плоды, которых было много сортов, и заболели. Началась
среди них эпидемия, ибо в стране Русов очень холодно и не растет там никакого
дерева, только привозят к ним небольшое количество плодов из стран, отдаленных
от них. После того, как большое число их погибло, а Марзубан размышлял о
военной хитрости, пришло ему на ум, что сможет устроить засаду ночью. Он
сговорился с войском своим, что они первые сделают нападение.
Когда же Русы пойдут в
контратаку, то он (Марзубан) обратится в бегство, а вместе с ними побегут и они
(мусульмане) и этим возбудят надежду у Русов на победу над регулярными войсками
и мусульманами. Когда же бегущие пройдут мимо засады, то Марзубан и войско его
нападут на них (Русов) и закричат условленный знак засаде. Когда Русы окажутся
в середине (между двумя мусульманскими отрядами), можно будет разбить их. После
того, как они приступили к выполнению этой хитрости, Марзубан и его войска
выступили вперед. Вышли и Русы, начальник их сидел на осле; вышли и воины его и
построились для битвы.
В начале все шло как
обычно. Побежал Марзубан, побежали и мусульмане, и Русы стали преследовать их,
пока не прошли места засады; однако воины Марзубана все продолжали бежать.
Марзубан после рассказывал, что, когда он увидел своих людей в таком состоянии,
он закричал и всячески убеждал их вернуться к битве. Но не сделали они этого,
ибо страх овладел их сердцами. Тогда он понял, что если мусульмане будут
продолжать свое бегство и дальше, то Русы возвратятся и не скроется от них
место засады и погибнет тогда она.
Сказал Марзубан:
«Возвратился я один с теми, кто последовал за мной: с моим братом,
приближенными недугами моими, и решил я умереть мучеником за веру. Тогда
устыдилась большая часть дейлемитов и они возвратились, мы снова напали на
Русов и закричали (условленный знак) засаде. Вышли тогда те, кто был сзади
Русов, мы устояли в битве с ними и убили из них 700 человек. Среди убитых был и
начальник их. Оставшиеся (в живых) ушли в крепость, где они поселились и куда
свезли в большом количестве пищу и много запасов и где поместили они своих
пленников и свое имущество».
В то время как Марзубан
находился с Русами в состоянии войны и не мог взять их военной хитростью, а
только осадой, пришло к нему известие о выступлении Абу-Абдуллаха Хусейн ибн
Сайда ибн Хамдана в Азербейджан, о прибытии его в Сальмас и о соединении его с
Джафаром ибн Шакуией Курдом, который был во главе хадаянитских отрядов.
Марзубан вынужден был оставить против Русов одного из своих военачальников во
главе 500 дейлемитов, 1500 курдских всадников и 2000 добровольцев, а сам
отправился в Авран, где и встретил Абу-Абдуллаха...
Не прекращали войска
Марзубана войны с Русами и осады до тех пор, пока последние не были
окончательно утомлены. Случилось, что и эпидемия усилилась. Когда умирал один
из них, хоронили его, а вместе с ним его оружие, платье и орудия, и жену или
кого-нибудь другого из женщин, и слугу его, если он любил его, согласно их
обычаю. После того как дело Русов погибло, потревожили мусульмане могилы их и
извлекли оттуда мечи их, которые имеют большой спрос и в наши дни, по причине
своей остроты и своего превосходства.
Когда уменьшилось число
Русов, вышли они однажды ночью из крепости, в которой они пребывали, положили
на свои спины все что могли из своего имущества, драгоценностей и прекрасного
платья, остальное сожгли. Угнали женщин, юношей и девушек столько, сколько
хотели, и направились к Куре. Там стояли наготове суда, на которых они приехали
из своей страны; на судах матросы и 300 человек Русов, с которыми поделились
они частью своей добычи и уехали. Бог спас мусульман от дела их.
Слышал я от людей, которые
были свидетелями этих Русов, удивительные рассказы о храбрости их и о
пренебрежительном их отношении к собранным против них мусульманам. Один из этих
рассказов был распространен в этой местности, я слышал от многих, что пять
людей Русов собрались в одном из садов Бердаа; среди них был безбородый юноша,
чистый лицом, сын одного из их начальников, а с ними несколько женщин-пленниц.
Узнав об их присутствии, мусульмане окружили сад. Собралось большое число
дейлемитов и других, чтобы сразиться с этими пятью людьми.
Они старались получить хотя
бы одного пленного из них, но не было к нему подступа, ибо не сдавался ни один
из них. И до тех пор не могли они быть убиты, пока не убили в несколько раз
большее число мусульман.
Безбородый юноша был
последним, оставшимся в живых. Когда он заметил, что будет взят в плен, он влез
на дерево, которое было близко от него, и наносил сам себе удары кинжалом своим
в смертельные места до тех пор, пока не упал мертвым.