Главная » 2010»Ноябрь»5 » Средневековые арабские авторы о древних русах. Часть 1
22:07
Средневековые арабские авторы о древних русах. Часть 1
Ахмед Ибн Фадлан (X в.)
Я видел Русов, когда они
пришли со своими товарами и расположились по реке Итиль, и я не видал более
совершенных членами, чем они, как будто они пальмовые деревья; они рыжи, не
надевают ни курток ни кафтанов, но у них мужчина надевает кису (простое
одеяние, собственно: покрывало. — примеч.), которою он обвивает один из боков и
одну руку выпускает из-под ней. Каждый из них имеет при себе неразлучно меч,
нож и секиру; мечи же их суть широкие, волнообразные клинки франкской работы.
Начиная от конца ногтя
каждого из них до его шеи (видны) зеленые деревья, изображения и другие вещи.
Каждая же их женщина имеет на груди прикрепленную коробочку из железа ли, из
меди ли, из серебра, либо из золота, смотря по состоянию мужа и по его
имуществу: в каждой же коробочке есть кольце, к коему прикреплен нож, также на
груди. На шее они имеют золотые и серебряные цепи, ибо когда муж имеет 10,000
диргемов делает он жене цепь; когда имеет 20,000 делает он ей две цепи,
подобным образом каждый раз когда у него прибавляется 10,000 диргемов,
прибавляет он другую цепь своей жене, так что часто одна из них имеет много
цепей на шее. Лучшее украшение у них — зеленые бусы из глины, из тех бус,
которые бывают на кораблях, они стараются всеми силами достать их, покупают
одну бусу за диргем и нанизывают ими ожерелья своих жен…
Они приходят из своей
страны и бросают якорь в Итиль (Волга. — примеч.), которая есть большая река, и
строят на ее берегу большие деревянные дома; в одном же доме собирается их
десять, двадцать, также менее или более. У каждого из них есть стул, на котором
он сидит вместе с красивыми его девушками для торга…
Во время прибытия их судов
к якорному месту, каждый из них выходит, имея с собою хлеб, мясо, молоко, лук и
горячий напиток, подходит к высокому вставленному столбу, имеющему лице,
похожее на человеческое, а кругом его малые изображения, позади этих изображений
вставлены в землю высокие столбы. Он же подходит к большому изображению,
простирается пред ним и говорит: о господине! я пришел из далека, со мной
девушек — столько и столько-то голов, соболей — столько и столько-то шкур, пока
не упоминает все, что он привез с собой из своего товара.
Затем говорит: этот подарок
принес я тебе, и оставляет принесенное им пред столбом, говоря: желаю, чтоб ты
мне доставил купца с динарами и диргемами, который купил бы у меня все, что
желаю (продать), и не прекословил бы мне во всем, что я ему ни скажу; после он
удаляется. Если продажа бывает затруднительна и время ее продолжается долго, то
он возвращается с другим подарком во второй, в третий раз, и если желаемое им
все еще промедляется, то он приносит одному из тех малых изображений подарок и
просит его о ходатайстве, говоря: эти суть жены господина нашего и его дочери,
и он не пропускает ни одного изображения, которого не просил бы и не молил бы о
ходатайстве и не кланялся бы ему униженно.
Часто же продажа бывает ему
легка, и когда он продает говорит: господин мой исполнил мое желание, должно
вознаградить его за то. И берет он известное число рогатого скота и овец,
убивает их, часть мяса раздает бедным, остальное же приносит и бросает пред
большим столбом и малыми, его окружающими, и вешает головы рогатого скота и
овец на столбы, вставленные в земле, а когда настает ночь, то приходят собаки и
съедают это, тогда тот, который это сделал, говорит: мой господин соблаговолил
ко мне и съел мой подарок.
Когда один из них заболевает,
то они разбивают ему палатку вдали от них, бросают его туда и кладут с ним
кое-что из хлеба и воды, но не приближаются к нему, не говорят с ним, даже не
посещают его во все время (болезни), особенно когда он бедный или невольник.
Если он выздоравливает и встает, то возвращается к ним; если же умирает, то они
его сжигают, а если он раб, то оставляют его в этом положении, пока его не
съедают собаки и хищные птицы.
Когда они поймают вора или
разбойника, то приводят его к высокому, толстому дереву, привязывают ему на шею
крепкую веревку, привешивают его на нее, и он остается висячим, пока не
распадется на куски от долгого пребывания (в таком положении), от ветров или от
дождей.
Мне говорили, что они
делают со своими главами при смерти их такие вещи, из которых малейшая есть
сожжение; посему я весьма желал присутствовать при этом, как я узнал про смерть
знатного у них человека. Они положили его в могилу и накрыли ее крышкой, в
продолжение десяти дней, пока не кончили кроения и шитья одежды его. Это делается
так: бедному человеку делают у них небольшое судно, кладут его туда и сжигают
его; у богатого же они собирают его имущество и разделяют его на три части:
треть дают семье, на треть кроят ему одежду, и за треть покупают горячий
напиток, который они пьют в тот день, когда девушка его убивает себя и
сжигается вместе со своим хозяином. Они же преданы вину, пьют его днем и ночью,
так что иногда умирает один из них с кружкой в руке. Когда же умирает у них
глава; то семья его говорит девушкам и мальчикам: кто из вас умрет с ним? и
кто-нибудь из них говорит: я! Когда он так сказал, то это уже обязательно для
него, ему никак не позволительно обратиться вспять, и если б он даже желал, это
не допускается; большею частью делают это девушки.
Посему, когда умер вышеупомянутый
человек, то сказали его девушкам: кто умрет с ним? и одна из них ответила: я!
Посему назначили двух девушек, которые бы стерегли ее и были бы с ней; куда бы
она ни пошла, иногда они даже моют ей ноги своими руками. Затем они взялись за
него, за кройку его одежды" и приготовление ему нужного. Девушка же пила
каждый день и пела, веселясь и радуясь. Когда же наступил день, назначенный для
сожжения его и девушки, я пошел к реке, где стояло его судно, и вот! оно уже
было вытащено (на берег) и для него сделали четыре подпоры из дерева речного
рукава и другого дерева, а вокруг поставили деревянные изображения, подобные
великанам.
Судно они потащили на эти
дерева (столбы), и начали ходить взад и вперед и говорить слова, мне
непонятные, а он (мертвец) еще был в своей могиле, они еще не вынули его. Затем
принесли скамью, поставили ее на судно и покрыли ее вышитыми коврами, румским
дибаджем и подушками из румского же дибаджа. Затем пришла старая женщина,
которую называют ангелом смерти, и выстлала на скамью все вышеупомянутое; она
же управляет шитьем и приготовлением его, она также принимает (убивает)
девушку, и я видел ее черную (темно-красную), толстую, с лютым видом.
После того, как они пришли
к могиле его, они сняли землю с дерева, равно как само дерево, вынули мертвеца
в покрывале, в коем он умер, и я видел его почерневшим от холода этой страны.
Они прежде поставили с ним в могилу горячий напиток, плоды и лютню (или
балалайку); теперь же они вынули все это. Он ни в чем, кроме цвета, не
переменился. Ему надели шаровары, носки, сапоги, куртку и кафтан из дибаджа с
золотыми пуговицами, надели ему на голову калансуву из дибаджа с соболем,
понесли его в палатку, которая находилась на судне, посадили его на ковер и
подперли его подушками; принесли горячий напиток, плоды и благовонные растения
и положили к нему; принесли также хлеб, мясо и лук и бросили пред ним; принесли
также собаку, рассекли ее на две части и бросили в судно.
Затем принесли все его
оружие и положили о-бок ему; затем взяли двух лошадей, гоняли их, пока они не
вспотели, затем их разрубили мечами и мясо их бросили в судно; затем привели
двух быков, также разрубили их и бросили в судно; затем принесли петуха и
курицу, зарезали их и бросили туда же. Девушка же, долженствующая умереть,
ходила взад и вперед, заходила в каждую из их палаток, где по одиночке
сочетаются с нею, при чем каждый говорит ей: «скажи твоему господину, что я
сделал это по любви к тебе».
Когда настало среднее время
между полуднем и закатом, в пятницу, повели они девушку к чему-то, сделанному
ими на подобие карниза у дверей, она поставила ноги на руки мужчин, поднялась
на этот карниз, сказала что-то на своем языке и была спущена. Затем подняли ее
вторично, она сделала то же самое, что в первый раз, и ее спустили; подняли ее
в третий раз, и она делала как в первые два раза. Потом подали ей курицу, она
отрубила ей головку и бросила ее, курицу же взяли и бросили в судно. Я же
спросил толмача об ее действии, и он мне ответил: в первый раз она сказала:
«вот вижу отца моего и мать мою!», во второй раз: «вот вижу всех умерших
родственников сидящими!», в третий же раз сказала она: «вот вижу моего
господина сидящим в раю, а рай прекрасен, зелен; с ним находятся взрослые
мужчины и мальчики, он зовет меня, посему ведите меня к нему».
Ее повели к судну, она
сняла запястья, бывшие на ней, и подала их старой женщине, называемой ангелом
смерти, эта же женщина убивает ее. Затем сняла она пряжки, бывшие на ее ногах,
и отдала их двум девушкам, прислуживавшим ей; они же дочери известной под
прозванием ангела смерти. Потом ее подняли на судно, но не ввели ее в палатку,
и мужчины пришли со щитами и палками и подали ей кружку с горячим напитком, она
пела над ней и выпила ее; толмач же сказал мне, что этим она прощается со
своими подругами. Затем дали ей другую кружку, которую она взяла, и запела
длинную песню; старуха же торопила ее выпить кружку и войти в палатку, где ее
господин. Я видел ее в нерешимости, она желала войти в палатку и всунула голову
между палаткой и судном; старуха же взяла ее за голову, ввела ее в палатку и
сама вошла с ней.
Мужчины начали стучать
палками по щитам, для того, чтоб не слышны были звуки ее криков, и чтоб это не
удержало других девушек, (так что) они не пожелают умереть со своими господами.
Затем вошли в палатку шесть человек и все вместе сочетались с девушкой; затем
ее простерли о-бок с ее господином-мертвецом, двое схватили ее за ноги и двое
за руки, а старуха, называемая ангелом смерти, обвила ей вокруг шеи веревку,
противоположные концы которой она дала двум, чтоб они тянули, подошла с большим
ширококлинным кинжалом и начала вонзать его между ребер ее и вынимать его, а те
двое мужчин душили ее веревкой, пока она не умерла.
Затем подошел ближайший
родственник этого мертвеца, взял кусок дерева и зажег его, пошел задом вспять к
судну, держа в одной руке кусок дерева, а другую руку на открытом (голом) заде,
пока не зажег того дерева, которое они расположили под судном, после того уже,
как положили умерщвленную девушку подле ее господина. После того подошли
(остальные) люди с деревом и дровами, каждый имел зажженный кусок дерева,
который он бросил в эти дрова, и огонь охватил дрова, затем судно, потом
палатку с мужчиной (мертвецом), девушкой, и всем в ней находящимся, потом подул
сильный, грозный ветер, пламя огня усилилось и все более разжигалось
неукротимое воспламенение его.
Подле меня стоял человек из
Русов; и я слышал, как он разговаривал с толмачем, бывшим при нем. Я его
спросил, о чем он вел с ним речь, и он ответил, что Рус сказал ему: «Вы Арабы
глупый народ, ибо вы берете милейшего и почтеннейшего для вас из людей и бросаете
его в землю, где его съедают пресмыкающиеся и черви; мы же сжигаем его в огне,
в одно мгновение, и он в тот же час входит в рай». Затем засмеялся он
чрезмерным смехом и сказал: «по любви господина его (Бога) к нему, послал он
ветер, так что (огонь) охватит его в час». И подлинно, не прошло и часа, как
судно, дрова, умерший мужчина и девушка совершенно превратились в пепел. Потом
построили они на месте (стоянки) судна, когда его вытащили из реки, что-то
подобное круглому холму, вставили в средину большое дерево халандж, написали на
нем имя (умершего) человека и имя русского царя и удалились.
Из обычаев русского царя
есть то, что во дворце с ним находится 400 человек из храбрых сподвижников его
и верных ему людей, они умирают при его смерти и подвергают себя смерти за
него. Каждый из них имеет одну девушку, которая ему прислуживает, моет ему
голову, приготовляет ему, что есть и пить, а другую девушку, с которой он
сочетается. Эти 400 человек сидят под его престолом; престол же его велик и
украшен драгоценными камнями. На престоле с ним сидят сорок девушек
(назначенных) для его постели, и иногда он сочетается с одной из них в
присутствии упомянутых сподвижников. Он же не сходит с престола, а если желает
отправлять свои нужды, то отправляет в таз. Когда он желает ездить верхом, то
приводят его лошадь к престолу и оттуда садится он на нее; а когда желает
слезть, то приводят лошадь так, что слезает на престол. У него есть наместник,
который предводительствует войсками, нападает на врагов и заступает его место у
подданных...».
Аль-Масуди (X в.)
Что же касается язычников,
находящихся в стране хазарского царя, то некоторые племена из них суть Славяне
и Русы. Они живут в одной из двух половин этого города (Итиля) и сжигают своих
мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями. Когда умирает мужчина, то
сжигается с ним жена его живою; если же умирает женщина, то муж не сжигается; а
если умирает у них холостой, то его женят по смерти. Женщины их желают своего
сожжения для того, чтоб войти с ними (мужьями) в рай. Это есть одно из деяний
Гинда (индийцев. — примеч.), как мы упомянули выше; только у Гинда обычай этот
таков, что жена тогда только сжигается с мужем, когда она сама на это
соглашается.
Постановление столицы
хазарского государства; что в ней бывает семь судей, двое из них для мусульман,
двое для Хазар, которые судят по закону Тауры (Торы, Пятикнижия), двое для
тамошних христиан, которые судят по закону Инджиля (Евангелия.); один же из них
для Славян, Русов и других язычников, он судит по закону язычества, то есть по
закону разума.
Когда же случается великая
тяжба, о которой они (судьи) понятия не имеют, то они собираются к
мусульманским судьям, доносят им об этом и покоряются решению, необходимому по
закону ислама. Между царями востока в этих странах никто не содержит войска на
жаловании, кроме царя хазарского. Все мусульмане в этих краях известны под
именем «народа Ларсии». Русы и Славяне же, о которых мы сказали, что они
язычники, составляют войско царя и его прислугу.
В верховьях хазарской реки
есть устье, соединяющееся с рукавом моря Найтас (Черное море), которое есть
Русское море; никто, кроме них (Русов), не плавает по нем, и они живут на одном
из его берегов. Они образуют великий народ, непокоряющейся ни царю, ни закону
(откровенному закону) между ними находятся купцы, имеющие сношения с областью
Бургар. Русы имеют в своей земле серебряный рудник, подобный серебряному же
руднику, находящемуся в горе Банджгира (город близ Балха) в земле Хорасана».
«Русы составляют многие
народы, разделяющиеся на раз розненные племена. Между ними есть племя,
называемое Лудана, которое есть многочисленнейшее из них; они путешествуют с
товарами в страну Андалус (Испания), Румию (Рим (Италия), Кустантинию
(Византию) и Хазар. После 300 года гиджры (912 —13-го года по Р.Х.) случилось,
что около 500 кораблей, из коих на каждом было сто человек (из Русов), вошли в
рука Найтаса, соединяющейся с Хазарскою рекою (имеется в виду Волга). Здесь же
хазарским царем поставлены в большом количестве люди, которые удерживают
приходящих этим морем, также приходящих сухим путем с той стороны, где полоса
Хазарского моря (Каспийского моря) соединяется с морем Найтас.
Это делается потому, что
Туркские кочевники Гуззы приходят в этот край и зимуют здесь; часто же
замерзает вода, соединяющая реку Хазарскую с рукавом Найтаса, и Гуззы
переправляются по ней со своими конями, — ибо вода эта велика и не ломается под
ними по причине сильного замерзания — и переходят страну Хазар. Иногда
выступает им на встречу хазарский царь, когда поставленные им люди слишком
слабы, чтоб удержать Гуззов, препятствовать им в переправе по замерзшей воде и
удалять их от его государства. Что же касается лета, то Турки не имеют тогда
дороги для переправы по ней.
После того, как русские
суда прибыли к хазарским людям, поставленным при устье рукава, они (Русы)
послали к хазарскому царю просить о том, чтоб они могли перейти в его страну,
войти в его реку и вступить в Хазарское море — которое есть также море
Джурджана, Табаристана и других персидских стран, как мы уже упомянули — под
условием, что они дадут ему половину из всего, что награбят у народов, живущих
по этому морю. Он же (царь) согласился на это. Посему они вступили в рукав,
достигли устья реки и стали подыматься по этой водяной полосе, пока не достигли
реки Хазарской, вошли по ней в город Итиль (столица Хазарии), прошли его и
достигли устья реки и впадения ее в Хазарское море.
От впадения же реки до
города Итиль это большая река и многоводная. И русские суда распространились по
этому морю, толпы их бросились на Джиль, Дайлем, на города Табаристана, на
Абаскун, который находится на Джурджанском берегу, на Нефтяную страну (область
города Баку) и по направлению к Адарбайджану, ибо от области Ардабиля в стране
Адарбайджане до этого моря расстояние около трех дней пути. И Русы проливали
кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество, распускали всадников
(для нападений) и жгли. Народы, обитавшие около этого моря, с ужасом возопили,
ибо им не случалось с древнейшего времени, чтоб враг ударял на них здесь, а
прибывали сюда только суда купцов и рыболовов.
Русы же воевали с Джилем,
Дайлемом и с военачальником у Ибн-абис-Саджа (арабский правитель Армении и
Азербайджанаи достигли до Нефтяного берега в области Ширвана, известного под
названием Баку. При возвращении своем из прибрежных стран, Русы поворотили на
острова, близкие к Нафте, на расстояние нескольких миль от нея. Царем Ширвана
был тогда Али ибн аль-Гайтам. И жители вооружились, сели на корабли и
купеческие суда и отправились к этим островам; но Русы устремились на них, и
тысячи мусульман были умерщвлены и потоплены. Многие месяцы Русы оставались на
этом море в таком положении: никто из тамошних народов не имел возможности
подступать к ним на этом море, а все они укреплялись и были на страже от них,
ибо море это обитаемо вокруг народами.
После того, как они
награбили и им надоела эта жизнь, отправились они к устью Хазарской реки и
истечению ее, послали к царю хазарскому и понесли ему деньги и добычу по их
уговору. Царь же хазарский не имеет судов, и его люди не привычны к ним; в
противном случае, мусульмане были бы в великой опасности с его стороны. Ларсия
же и другие мусульмане из страны Хазар узнали об этом деле и сказали хазарскому
царю: «Позволь нам (отомстить), ибо этот народ нападал на страну наших
братьев-мусульман, проливал их кровь и пленил их жен и детей». Не могли им
препятствовать, царь послал к Русам и известил их, что мусульмане намереваются
воевать с ними. Мусульмане же собрались и вышли искать их при входе в Итиль по
воде.
Когда же увидели они друг
друга, Русы вышли из своих судов. Мусульман было около 15,000 с конями и
вооружением, с ними были также многие из христиан, живших в Итиле. Три дня
продолжалось между ними сражение; Бог помог мусульманам против Русов, и меч
истребил их, кто был убит, а кто утоплен. Около же 5 000 из них спаслись и
отправились на судах в страну, примыкающую к стране Буртас (буртасов.), где они
оставили свои суда и стали на суше; но из них кто был убит жителями Буртаса, а
кто попался к мусульманам в стране Бургар (Булгар, то есть Волжская Болгария) и
те убили их. Сосчитанных мертвецов из убитых мусульманами на берегу Хазарской
реки было около 30,000. С того года Русы не возобновили более того, что мы
описали…
Мы же привели этот рассказ
в опровержение мнения тех, которые полагают, что Хазарское море соединяется с
морем Майотас (Азовское море) и с рукавом Кустантинии посредством моря Майотас
и Найтас. Если б это было так, то Русы непременно выступили бы по этому (последнему)
морю, ибо оно есть их море, как мы уже упомянули. Тому же, что мы описали, не
противоречит никто из народов, соседних с этим морем (а именно), что море
персидских народов не имеет рукава, соединяющегося с другим морем, ибо оно
небольшое море, известное со всех сторон. То, что мы писали о русских судах,
распространено у всех народов, и год известен; это было после 300 (гиджры),
только от меня ускользнуло определение года. Может быть, упоминание, что
Хазарское море соединяется с рукавом Кустантинии, под «Хазарским морем»
разумели море Майотас и Наитас, которое есть море Бургара и Руса. Бог же лучше
знает как оно есть...
Славяне суть из потомков
Мадая, сына Яфета, сына Нуха; к нему относятся все племена Славян и к нему
примыкают в своих родословиях. Это есть мнение многих людей сведущих,
занимавшихся этим предметом. Обиталища их на севере, откуда простираются на
запад. Они составляют различные племена, между коими бывают войны, и они имеют
царей. Некоторые из них исповедуют христианскую веру по Якобитскому толку (по
Несторианскому толку), некоторые же не имеют писания, не повинуются законам;
они язычники и ничего не знают о законах. Из этих племен одно имело прежде в
древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось
Валинана. Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена;
ибо (верховная) власть была у него, и прочие цари ему повиновались…
Племя, называемое Сарбин
(возможно – сербы)); это славянское племя грозно (своим противникам) по
причинам, упоминание коих было бы длинно, по качествам, изложение которых было
бы пространно, и по отсутствию у них закона, которому они бы повиновались…
Упомянутое нами племя под
именем Сарбин сжигают себя на огне, когда умирает у них царь или глава: они
сжигают также его вьючный скот. У них есть обычаи, подобные обычаям Гинда; мы
уже об этом отчасти упомянули выше в этом сочинении, при описании горы Кабха и
страны хазарской, когда мы говорили, что в хазарской стране находятся Славяне и
Русы и что они сжигают себя на кострах. Это славянское племя и другие примыкают
к востоку и простираются на запад.
Первый из славянских царей
есть царь Дира (предположительно – летописный Дир), он имеет обширные города и
многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства
с разного рода товарами. Подле этого царя из славянских царей живет царь
Аванджа, имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он
воюет с Румом, Ифранджем, Нукабардом и с другими народами, но войны эти
нерешительны. Затем с этим славянским царем граничит царь Турка
(предположительно – тиверцы). Это племя красивейшее из Славян лицом, большее из
них числом и храбрейшее из них силой.
Славяне составляют многие
племена и многочисленные роды; эта книга наша не входит в описание их племен и
распределение их родов. Мы уже выше рассказали про царя, коему повиновались, в
прежнее время, остальные цари их, то есть Маджак, царь Валинаны, которое племя
есть одно из коренных племен славянских, оно почитается между их племенами и
имело превосходство между ними. Впоследствии же пошли раздоры между их
племенами, порядок их был нарушен, они разделились на отдельные колена и каждое
племя избрало себе царя; как мы уже говорили об их царях, по причинам, описание
коих слишком длинно...
Ибн Хаукалъ (X в.)
Русы состоят из трех
племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его находится в городе, называемом
Куябой (Киев), который есть больше Булгара. Другое племя выше первого; оно
называется Славия (Новгород), а царь ея... (недостает в рукописи). Еще колено
же называется Артания, а царь его находится в Арте. (Азовско-Донская Русь).
Люди отправляются торговать
с ними в Куябу: что же касается Артаны, то я не слыхал, чтоб кто-нибудь
рассказывал, что он был там с (другими) иностранцами, ибо они убивают всякого
иностранца, вступающего в их землю. Но они спускаются по воде и ведут торговлю,
ничего не рассказывая про свои дела и товары и не допуская никого провожать их
и входить в их страну. Из Арты вывозятся черные соболи, черные лисицы и
свинец».
«Некоторые из Русов бреют
бороду, некоторые же из них свивают ее на подобие лошадиной гривы и окрашивают
ее желтой (или черной) краской».