Пишут мне, что ты, тая
тревогу, Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на
дорогу
В старомодном ветхом
шушуне.
(С. Есенин. «Письмо матери»)
Годом написания этого
известного стихотворения числится 1924-й. К этому времени шушун имел все
основания быть ветхим и считаться старомодным. А когда-то носился повсеместно.
Что же это за одежда?
Шушун – в письменности это
слово впервые зафиксировано в 1585 году. Само слово считается родом из финского
языка. Да и сам этот вид одежды пришелся «ко двору» изначально на Севере
(Вологодчина и соседние районы). Затем шушун разошелся по стране – за Урал, в
Сибирь, на юг, на запад. Правда, этим словом скоро стали обозначать совершенно
разные виды одежды.
Худ. И.Я. Билибин, Замужняя
карелка в шушуне. Тверская губерния, Весьегонскаго уезда
Итак, изначально шушун –
теплая кофта, женская рубашка или короткополое платье, сарафан, телогрея,
душегрейка. Часто шушун шился из сукна или холста и подбивался мехом («шушун
лазорев да шушун кошечей женской», «шушуненко теплое заечшшое»). Поэтому очень
скоро шушуном стали называть и шубейки. Таким образом, в разных областях России
шушуном называли все-таки разные типы одежды, объединяло их общее – это была
достаточно теплая верхняя одежда.
Родственным шушуну был
шугай. В словарях часто используется как синоним шушуну. Это – тоже русская старинная
национальная верхняя женская одежда. Кофта с приталенным силуэтом, длиной до
бедер и меховым воротником. Часто шугай просто накидывали сверху (как мы это
можем делать и сейчас с кофтами) или надевали в один рукав (левый).
Одежда под названием шушпан
– из той же серии. Но в различных областях Российской империи шушпаном
называлась разная одежда: это мог быть и мужской кафтан, и женская сорочка или
сарафан. Но в основном – все же это была кофта из разряда душегрея.
Душегрея – общее название
для легкой, но теплой женской одежды. Это была парадная одежда, часто шилась из
бархата или парчи, расшивалась шелком, украшалась жемчугом. Такую душегрейку
(еще одно название – кацавейку) крестьянские женщины надевали в праздничные
дни.
Душегрея, Нижний Новгород,
19 век (Фото: Г. Константинова, личный архив)
Женская верхняя одежда на
Руси была оригинального покроя и следовала одной простой цели: быть удобной и
согреть. Практически всегда она шилась как распашная. Самой распространенной
одеждой были, пожалуй, летники. Изначально это была и мужская, и женская
одежда.
Огляделся он по сторонам –
нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный, потом
взмахнул над ним рукавом – и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним
матушка Варварушка.
(Н. Телешов. «Крупеничка»).
В этой сказке известного
российского писателя и организатора знаменитых «Телешовских сред» (проходящих в
его доме на Чистопрудном бульваре), Николая Дмитриевича Телешова, описывается
прием, который по сказкам я помню с детства. Взмахнуть рукавом – а дальше
чудеса всякие посыплются. Что же за рукав такой необычный?
А это рукава-колокола
летника. Если не держать руки согнутыми – могли и волочиться по земле,
настолько были широки. Очень широкие и очень длинные рукава были у старинной
(преимущественно) женской одежды под названием летник. В длину рукава были
равны длине самого летника, в ширину – половине длины, вот какие рукава! От
плеча до середины руки их сшивали, а нижнюю часть оставляли несшитой. И при
старании и желании в таком рукаве можно было спрятать многое, не только чудеса.
Худ. А.П. Рябушкин «Русские
женщины XVII столетия в церкви». 1899 (женщина в летнике)
Летники были легкой верхней
одеждой, шились без подкладки, само название известно с I486 года. Называли их
также и холодники – именно в силу того, что это была одежда легкая. У бояр и
дворян был особый вид холодника – ферязь (само слово арабского происхождения).
Ферязь, таким образом – также старинная русская одежда, мужская и женская
(ферезея), весьма широкая, до трёх метров в подоле, а длиною почти до лодыжек,
без воротника и с длинными рукавами, свисающими до земли. Именно благодаря
ферязи появилось знакомые всем выражения «работать спустя рукава» и «работать
засучив рукава» – очень непрост был сам процесс надевания одежды с такими
рукавами.
Ферязь – праздничная
одежда, ее полагалось надевать на самые большие праздники, причем имело
значение и то, из чего ферязь сшита (бархатные, золотые, шелковые) – к каждому
празднику свое. Это была и официальная торжественная одежда, в которой, по
указу от 1680 года, обязаны были появляться ко двору бояре и прочие важные
люди.
Худ. В.М. Васнецов
«Ковёр-самолёт». 1880 (герой какртины одет в ферязь)
Разновидностей ферязи было
множество («Жены моей платья ферязь холодник киндяк желт да ферязи другие
теплые»). Для мужчин «благородного происхождения» особую ценность представляли
ездовые ферязи.
К распашной одежде
относились опашень и охабень. Это тоже старинная летняя одежда, мужская и
женская. Охабень – плащ с откидными рукавами и капюшоном. Рукава могли
закидывать за спину или завязывать на талии. Опашень – также летняя верхняя
одежда, носился наопашь, то есть без пояса. Для опашня характерны широкие
рукава, которые свисали вдоль тела, поскольку руки продевались в разрезы. Меха
(соболь, горностай, бобр) – часть и украшение богатого наряда, известного со
стародавних времен (само слово «опашень» – с 1359 года). Опашень (и женская
опашница) практически вышли из употребления к XVII столетию.
Нельзя не упомянуть и
епанчу. Этот «длинный и широкий старинный плащ» прикрывал от дождя. Носили
епанчу тоже и мужчины, и женщины. В Россию епанча попала от арабов и впервые
упоминается в «Домострое». К XVIII веку епанча стала форменной одеждой в армии.
Сейчас и слово само забыто, а когда-то с ним было связано много симпатичных
пословиц: «Это епанча на оба плеча», «Нашего сукна епанча», «Выбирай епанчу по
плечу», «Не к роже рогожа, не к лицу епанча!», и другие.
А вот слово кафтан мы
помним, хотя кафтаны уже давно никто не носит. Само слово – персидского
происхождения, а вот одежда прижилась надолго. В кафтанах ходили и цари, и
военные, и купцы. К кафтану сзади пристегивался «козырь» – высокий стоячий
воротник. Этот козырь часто украшался жемчугом и золотым шитьем. С тех пор и
пошло выражение «ходить козырем», а вовсе не с эпохи распространения карточных
игр.
В коротком очерке
невозможно передать все разнообразие верхней одежды, которую сейчас можно
увидеть только в музеях. Как известно, Петр Первый одел всю знать в европейское
платье. Старинная национальная одежда осталась только в деревнях. После
революции 1917 года русский национальный костюм полностью вышел из
употребления, за исключением телогреек, сарафанов и платков. О сарафанах можно
будет прочитать в следующий раз.
Галя Константинова
(Konstanta)
http://shkolazhizni.ru/
|