20 июля (1 августа) 1882 г. прошли испытания
первого в мире пилотируемого самолета «Жар-Птица». Его создатель -
контр-адмирал Александр Федорович Можайский.
Испытания проходили в
Красном Селе под Петербургом в присутствии представителей военного ведомства и
Русского технического общества. Пилотировал механик И.Н. Голубев. Аппарат весом
около 930 кг
летел со скоростью 11
метров в секунду. При посадке было повреждено крыло, а
механик получил травму. По замыслу изобретателя самолет мог совершать посадку и
на воду, для чего фюзеляжу была придана форма лодки (на Западе фюзеляжный тип
самолета будет изобретен только через 30 лет). «Жар-Птица» летела на двух
неподвижных крыльях, закрепленных мачтами, в качестве двигателей были
установлены две паровые машины общей мощностью 30 л.с, направление полета
задавалось вращением хвоста, а разбег обеспечивался прикрепленной к лодке
тележкой. Можайский предусмотрел и установку аэронавигационного оборудования:
компаса, измерителя скорости, барометра-высотомера, двух термометров и прицела
для производства бомбометания. Самолет был предназначен для бомбардировочных и
разведывательных целей.
Изобретение тут же было
объявлено военной тайной, писать что-либо о самолёте категорически запрещалось.
В связи с этим у потомков возник справедливый вопрос: поднялся ли самолет в
воздух или был только близок к этому? Достоверно это неизвестно. Ясно было одно
- впервые была доказана возможность полета человека на аппарате тяжелее
воздуха, и другое - самолет требовал усовершенствования. Сразу же после
испытаний Можайский приступил к улучшению конструкции и уже в 1883 г. представил проект
нового самолета на рассмотрение Русского технического общества. Для новой
модели он спроектировал более мощные и легкие паровые машины с воздушным
поверхностным холодильником для пара. Общая мощность двух машин составляла 50 л.с. при удельном весе 4,9 кг на 1 л.с. Комиссия одобрила
работу, но материальной помощи оказать не могла.
В 1885 г. Можайский подал
заявление в Главное инженерное управление, которое сообщило, что «...не видит
никакого повода к ходатайству о пособии г. Можайскому». Еще семь лет до самой
смерти А.Ф. Можайский на свои ничтожные средства, без какой-либо помощи со
стороны правительства, продолжал работу по совершенствованию своего аппарата.
Но завершить свои труды не успел.
После смерти изобретателя
его самолет долгие годы стоял под открытым небом в Красном Селе и, после того
как военное ведомство отказалось его купить, был разобран и перевезен в имение
Можайских близ Вологды, где вскоре сгорел. Точные чертежи самолёта не
сохранились. Уже в XX веке обнаружены эскизы аппарата, выполненные от руки, а
также его текстовое описание. Все существующие изображения и модели самолёта
Можайского основаны на них.
Официальным днем начала
истории авиации считается 17 декабря 1903, когда в воздух поднялся аэроплан,
построенный братьями У. и О. Райт в штате Северная Каролина. Аэроплан братьев
Райт поднялся в воздух с помощью катапульты и пролетел 37 метров за 12 секунд. А
«Жар-Птица», построенная А.Ф. Можайским в 1882 году, на 20 лет раньше, за то же
время пролетала более 100 м,
была несправедливо забыта.
Александр Федорович
Можайский (1825-1890) родился в семье потомственного моряка, адмирала русского
флота. В 1841 г.
блестяще окончил Морской кадетский корпус, причем не только как судоводитель,
но и как проектировщик кораблей. Плавал на различных кораблях в Балтийском и
Белом морях.
В 1853-1855 гг. на фрегате
«Диана» участвовал в дальнем плавании Кронштадт - Япония. Фрегат потерпел
крушение во время землетрясения у о. Хонсю, после чего под руководством
Можайского, совместными усилиями русских и японцев была построена шхуна
"Хеда", на которой часть команды вернулась на родину. До сих пор в
Японии помнят русского офицера, благодаря которому японцы получили представление
о создании больших европейских судов. В 1858 г. А.Ф. Можайский был направлен в Среднюю
Азию, где принял участие в Хивинской экспедиции, организуя ее передвижение по
воде на специально построенных судах. По возвращении из экспедиции Можайский
получил чин капитан-лейтенанта. В 1863 г. в связи с сокращением численности флота
после Крымской войны, Можайский был уволен в отставку и следующие 16 лет служил
в различных гражданских ведомствах по проведению крестьянской реформы. В 1882
ему было пожаловано звание генерал-майора, а впоследствии звание
контр-адмирала.
В 1876 г. Александр Федорович
начал работать над проектом летательного аппарата тяжелее воздуха. (Немецкий
исследователь и планерист О. Лилиенталь проделал аналогичную работу на 17 лет
позднее Можайского). В том же году Можайский два раза поднимался в воздух и
летал на воздушном змее, опередив на 10 лет французского испытателя Майо
(1886). В 1877 году для рассмотрения проекта самолета была образована особая
комиссия, в состав которой входил Д.И. Менделеев, благодаря поддержке которого
было решено отпустить изобретателю 3000 рублей на дальнейшие работы. Получив в
итоге лишь часть обещанной суммы (2192 рубля), невзирая на трудности и крайнюю
нужду, Можайский построил новую модель аэроплана, которая по свидетельству
современников, "летала совершенно свободно и спускалась очень
плавно". Для того, чтобы перейти к постройке самолета в натуральную
величину необходимо было 18 895 рублей. В 1878 года Можайский обратился в
Главное инженерное управление с проектом и описанием самолета. Комиссия
забраковала проект под предлогом "явной несогласности его взглядов со
мнениями зарубежных авторитетов, кои рекомендуют слепо подражать природе и
возлагают надежды только на аппараты с машущими крыльями...".
Ни одна из
правительственных организаций не согласилась финансировать изобретателя. Только
передовая русская интеллигенция и работавшие вместе с ним простые рабочие
поддержали его и оказали посильную помощь. Благодаря помощи военного министра
С.С. Лесовского (бывшего командира на фрегате "Диана") Можайский
получил 2500 рублей. На полученные деньги Можайский заказал в Англии два
паровых двигателя в 20 и 10 л.с.
Топливом служил керосин. 3 (15) ноября 1881 года изобретённый им первый
"воздухолетательный снаряд" был запантетован. Оставалось собрать
аэроплан и испытать его в воздухе, но денег у Можайского больше не было. Для
производства некоторых работ изобретатель обратился за помощью на Балтийский
завод и получил отказ. Через министра Императорского двора графа И.И.
Воронцова-Дашкова проект был подан на рассмотрение Александру III. Вскоре
пришел ответ: "высочайше повелено отклонить просьбы капитана 1 ранга
Можайского". Не желая отказаться от своей заветной мечты, изобретатель
продал или заложил все, что имело ценность (даже наручные часы, обручальные
кольца, столовые ложки и форменный сюртук!). На деньги, вырученные от продажи
личных вещей и занятые у родных и заинтересованных лиц (солидную материальную
помощь оказал прославленный герой русско-турецкой войны и среднеазиатских
походов генерал М.Д. Скобелев), самолет был построен. К лету 1882 г.
"Жар-Птица" была готова к испытаниям. Дальнейшая ее история описана
выше.
Александр Федорович
Можайский умер в нищете в 1890
г. Он так и не увидел свое детище во втором полете. Без
почестей контр-адмирала похоронили на Смоленском православном кладбище в
Петербурга. Только в 1977 году, силами Академии им. А.Ф. Можайского был
установлен памятник на могиле выдающегося человека, давшего России приоритет в
создании самолета.
Ужасно! Сколько изобретений было похоронено в угоду бюрократии и чиновников,которые дальше своего носа не видят!
Такое изобретение! Куда только военное ведомство смотрело? Видно олухи смотрели самолет,если не разглядели за ним будущее...