Кириллица или глаголица. Какую же азбуку создали святые Кирилл и Мефодий? - Русь изначальная - ИСТОРИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ - Каталог статей - КОЛОВРАТ
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход
Поиск
Loading
Новые статьи
[01 Фев 2012]
Ледовое побоище 
[01 Фев 2012]
Против кого сражался Дмитрий Донской? 
[01 Дек 2011]
Михайло Ломоносов 
[01 Дек 2011]
Пророчества князя Одоевского 
[01 Дек 2011]
Русские города начинались с храмов 
[05 Ноя 2011]
«Что нашим врагам нравится, то нам вредно» 
[04 Ноя 2011]
Ударили по одной щеке – подставь другую? 
[02 Ноя 2011]
Как жил русский рабочий до революции? 
[01 Ноя 2011]
«Ксенофобских взглядов придерживается половина населения России» 
[01 Ноя 2011]
31 октября 1961 года, в обстановке строжайшей секретности... 
[31 Окт 2011]
50 лет назад СССР испытал самую мощную водородную бомбу в истории 
[25 Окт 2011]
Борис Соколов: Насколько гражданской была гражданская война в России? 
[25 Окт 2011]
Основные русофобские мифы рождённые на Западе ещё в годы царской России 
[23 Окт 2011]
Иван Охлобыстин: О праве Кольта 
[23 Окт 2011]
Русские поговорки про жидов и попов и многое другое 
[21 Окт 2011]
Рогозин: Мы должны перестать быть толерастами. 
[19 Окт 2011]
Отдать должное русским 
[18 Окт 2011]
Как Кремль исчез на четыре года 
[17 Окт 2011]
Русский национализм 
[17 Окт 2011]
Цены и жалования в России в начале XX века 
[17 Окт 2011]
Неулыбчивые русские не начинают войн. Неулыбчивые русские войны заканчивают. 
[13 Окт 2011]
История русов согласно Ведам 
[11 Окт 2011]
О том как Сталин «замалчивал» подвиг защитников Брестской крепости. 
[08 Окт 2011]
Как наши предки клады искали? Старинные поверья 
[06 Окт 2011]
История балалайки 
Главная » Статьи » ИСТОРИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ » Русь изначальная

Кириллица или глаголица. Какую же азбуку создали святые Кирилл и Мефодий?

14 февраля 869 года в Риме скончался схимник Кирилл, создавший вместе с братом Мефодием и учениками славянскую азбуку. К этому времени при помощи новой азбуки на славянский язык уже были переведены Евангелие и многие богослужебные книги. До наших дней книги того периода не сохранились, поэтому ученые все-то спорят, какую же азбуку создали братья – кириллицу или глаголицу. Эти две азбуки долгое время существовали параллельно, но затем применение глаголицы практически прекратилось.

 

О братьях, канонизированных после смерти и нареченных просветителями славян, известно не так уж много, особенно об их детстве и молодости. Четкого мнения об их национальности у ученых нет, возможно, братья были славянами или греками. Родились они в византийском городе Салоники (Солунь) в обеспеченной семье. Об их отце, Льве, известно, что он был военачальником (друнгарием), что позволило ему дать детям хорошее образование и оказать помощь на начале жизненного пути.

 

Широко известны монашеские имена братьев, но во многих источниках употребляются и имена, данные им при крещении. Мефодий, родившийся в 815 году, до пострижения носил имя Михаил. Кирилл, родившийся в 827 году, при крещении был наречен Константином, иногда к его имени добавляют прозвище Философ, данное ему за ученость и победы в богословских спорах. Чтобы не возникало путаницы, в статье будем называть их каноническими именами.

 

Мефодий под влиянием отца с детства избрал военную карьеру, и уже в 835 году получил высокую должность правителя провинции Славинии, расположенной в Македонии. Кирилл предпочел заняться науками, которые изучал в университете в Константинополе. По окончании обучения был рукоположен в сан священника, служил хранителем библиотеки при соборе Святой Софии, какое-то время жил в затворничестве в одном из монастырей, затем преподавал философию в университете, прославившись ученостью и глубоким знанием богословия.

 

В это время Кириллу по решению патриарха Фотия стали доверять важные миссионерские задачи. Так, примерно в 850 году его отправляли в Болгарию для проповеди христианства среди местных народов. Видимо, к этому времени и относится возникновение его интереса к изучению древнеславянских письменностей. Вскоре последовало очередное миссионерское путешествие Кирилла, которого отправили проповедовать христианство ко двору эмира Милитенского.

 

В это время старший брат из-за изменения политической обстановки был вынужден оставить службу и, как свидетельствует житие святых, «принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия)». Какое-то время вместе с Мефодием в монастыре жил Кирилл. Возможно, в монастырской тиши Кирилл и начал работу над составлением славянской азбуки, чтобы перевести на болгарский язык богослужебные книги, что значительно бы упростило проповедь христианства среди славянских народов. Мефодий мог в этой работе быть только помощником, так как уровень его образованности был значительно ниже, чем у Кирилла. Вскоре братья уже вдвоем стали заниматься миссионерством.

 

Если следовать русскому варианту жития святых, то началом работы над составлением азбуки можно считать время нахождения братьев в Корсуни (Херсонесе) по пути в Хазарию: «Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке».

 

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

 

Возвращаясь из Хазарии, братья снова посетили Корсунь, из которой привезли в Константинополь мощи святого Климента, что значительно упрочило их позиции в духовном мире. «Вскоре, – как гласит житие, – пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего, брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году».

 

Возможно, азбука была составлена и раньше, но именно этот год упоминает в сказании «О письменах» болгарский монах Черноризец Храбр, который пишет, что создана славянская азбука «въ лѣто же отъ съзъданья вьсего мира 6363», что в пересчете соответствует 863 году от рождества Христова.

 

Вскоре братья были вызваны в Рим, где при дворе папы римского возникло большое неудовольствие проведением проповедей на славянском языке. Так как считалось, что «богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском». Житие свидетельствует: «Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке».

 

После смерти создателя азбуки, Кирилла, его дело продолжили Мефодий и ученики. Они встречали серьезное противодействие церковных кругов, доходило до заключения на несколько лет в монастырь без права проповеди. От расправы Мефодия спасало только заступничество папы римского, рукоположившего его в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Правда, и позиция папы была двойственной, он ввел запрет богослужений на славянском языке, разрешив проводить на нем только проповеди.

 

Как бы то ни было, славянская азбука с этого времени стала распространяться по миру. После смерти в 885 году Мефодия, отстаиванием богослужений на славянском языке занялись ученики и последователи святых братьев. Примерно в это время ими была составлена еще одна славянская азбука. До настоящего времени нет твердой уверенности, какую из двух азбук разработал Кирилл, а какую впоследствии его ученики и преемники. Велика вероятность, что Кириллом была составлена глаголица, на базе которой затем была разработана кириллица, названная в честь первого создателя славянской азбуки. Возможно, работу над усовершенствованием первичной азбуки начал еще сам Кирилл, но завершили её его ученики.

 

На то, что глаголица старше кириллицы, указывает и то, что древнейшие из известных текстов написаны на ней. Причем, глаголическая надпись в церкви болгарского царя Симеона в Преславе датируется 893 годом. Какое-то время широко использовались две славянские азбуки, в том числе и на Руси, но в восточных регионах, многие из которых после разделения церквей стали православными, все-таки преобладала кириллица. В то же время, русская княжна Анна, ставшая королевой Франции, привезла с собой в Париж Евангелие, написанное на глаголице. Именно на нем она приносила королевскую клятву. Любопытно, что затем на этом Евангелии несколько столетий присягали французские короли, считается, что последним это сделал Людовик XIV.

 

В наши дни братьев Кирилла и Мефодия широко почитают не только в славянских странах, они канонизированы и Западной, и Восточными церквями. В русском православии святых братьев почитают с XI века. В 1885 году Священный Синод РПЦ определил 11 мая днем памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Кроме того, 14 февраля отмечается день памяти святого Кирилла, а 6 апреля – святого Мефодия.

Категория: Русь изначальная | Добавил: Админ (04 Апр 2010)
Просмотров: 930
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезные ссылки

Кладовая веков



Православные празд
Православные праздники
Мы в каталогах

Рейтинг Славянских Сайтов

Облако тегов
Статистика






Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс цитирования
Посетители
free counters
Ratings



Copyright MyCorp © 2017