Волк - Зверь Дажьбогов
Волк - хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищний зверь, давний сосед
славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по
повадкам - сбивается в стаи, плотояден и быстр.
Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые
чувства. С одной стороны волк - тотемный предок многих славянских племен
и память об этом крепка до сих пор. Волк по сей день внушает страх и
уважение. Хотя и не смел он, в одиночку на охоту не выходит,
предпочитает слабую или больную дичь. Но без нужды не убивает, в сытое
лето практически не опасен.
Невры Геродота, которые обитали где-то в районе современной
Белоруссии, несколько дней в году превращались в волков и это не
удивляло даже древних греков. Как и у любого тотемного животного, у
волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя -"серый”,
"лютый”. Слово "волк” вслух не произносилось. Во многих сказках волк -
это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира.
Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал
плату - коня или скот. В этой особенности слышны отзвуки древней
справедливости, "взявши - отдай сполна”.
Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и
морозными ясными ночами пугала славян. Считалось, что волк принадлежит к
миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял
содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его
готовился к голоду, войне или жестокой зиме. Вера в
оборотней-волкодлаков есть у многих европейских народов. Воткнувши в
пень нож, колдун мог оборотится в волка и бегать в его шкуре до тех пор,
пока нож остается на месте.
Таким образом, волк - существо двуединое. С одной стороны он тесно
связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный
прорицатель. С другой - хищный демон, чужой зверь из мира мертвых.
Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду.
Все это можно увидеть в образе оборотня - наполовину человека,
наполовину зверя.
Время волка - середина зимы. Цвета - серый, белый, черный
Пословицы и приметы:
- Волка нога кормят
- Либо с волками выть, либо съеденным быть
- Сытый волк смирнее ненасытного человека
- Таскал волк, потащат и волка
- Сколько волка не корми, все в лес тянет
- Волки появляются в селениях - голоду.
- Волк дорогу перейдет - к счастью
Медведь - Зверь Велесов
Медведь - ведмедь, черный зверь, лесник, ломыга, косматый, мишка,
лесной царь. Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный -
стервятник, средний -овсянник и самый малый - муравьятник.
Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей
до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением
бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со
времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах
пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи
издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками (помимо
некоторых других тотемных животных). Медведь считался хозяином леса,
хранитель его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его
угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.
На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен,
жесток и скор на расправу. Охотников, рисковавших выходить с рогатиной
на медведя, называли на Руси "отпетыми”, то есть идущими на верную
смерть. В отличие от волка-хищника, медведь всеяден и не гнушается
медом, малиной и другими сладкими ягодами. За пристрастие к разорению
ульев диких пчел, получил он и свое прозвище - мед-вед (знающий мед).
Истинное его имя - бер, об этом говорит название медвежьего жилища -
берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходом в
Подземный мир, а ее хозяин - сторожем Навьего царства. Медведь
забирается в свое логово с наступлением зимы, а выбирается с первыми
теплыми весенними днями. В дни зимнего противостояния (Коляд) медведь
переворачивался в берлоге, знаменую поворот годового колеса.
Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило,
медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта
особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись
раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от
медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать
облик волка, зайца и других зверей.
Время медведя - конец зимы. Цвета - коричневый,черный
Пословицы и приметы:
- Силен медведь, да в болоте лежит
- Не дано медведю волчьей смелости, а волку - медвежьей силы
- Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла
- Не продавай шкуры, не убив медведя
- Два медведя в одной берлоге не живут
- Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не
попался медведю
- Медведь в берлоге на другой бок переворачиватся, зима с летом
встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).
Лиса - Зверь Макошев
Лиса - лисичка, лиска, рыжая, Патрикевна, кума.
Лиса - это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение
Макоши - богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость,
изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. За рыжий
цвет лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей из-за бурого
оттенка шубы. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи
окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой. Но с
лисой также связывали и зимнюю стужу, болезни и немочи, вызываемые
холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы, возможно ипостаси
Макоши.
Время лисы - начало и середина зимы. Цвета - красный, рыжий,
коричневый
Пословицы и приметы:
- Лисичка всегда сытей волка бывает
- Лисой пройти - хитростью
- Кто в чин вошел лисой - править волком будет
- Кабы лиса не подоспела, то овца волка бы съела!
- Лиса и во сне кур считает
- Лиса дорогу перебежала, быть беде.
- Лисий лай услышать - к несчастью.
Заяц - Зверь Ярилин
Заяц - скоромча, выторопень, ушкан, кривень, косой, лопоухий, билей,
беляк,зец. Вешнего зайца называют яровик, ранней зимой - настовник,
осенью - листопадник, а летом - травник или летник.Степного зайца,
который не меняет на зиму цвет шубы и остается весь год серым, называют
русак. Беляк живет в лесах и зимой белеет, прячась от врагов.
Заяц был в чести у славян, как животное, символизирующее молодую,
ярую силу, мощь нарождающейся жизни.Заяц труслив, проворен, ловок и
быстр, чрезвычайно плодовит.
Заяц, как и глухарь, был посвящен Яриле - весеннему богу солнца и
продолжения рода.Заяц хитер и этим спасает себе жизнь, противостоя
грозной, но не очень разумной силе прочих животных. С ним часто
соотносили весеннее безумие,наступающее в марте. Предчувствуя радость
совокупления, обычно осторожный заяц теряет голову и легко попадает в
лапы хищников. Несмотря на свою трусливость, заяц всегда бьется до
конца, отбиваясь от врага мощными задними лапами.
За быстроту и легкость, зайца сравнивают то с лучом света, бегущим по
воде, то с синими искорками на угольках костра. Индийцы считали зайца
(saya) лунным животным,из-за его белой шубы, сравнивая с отблесками луны
на водной глади. С приходом христианства, образ зайца, как древнего
тотемического животного и объекта поклонения, был объявлен нечистым.
Отсюда и примета - перебежал заяц дорогу, быть беде. ‘Пень тебе да
колода, нам путь да дорога’, говорят вслед убегающему зайцу, чтобы
отогнать беду.
Часто быстрых зайцев сравнивали с молниями, верным спутниками
громового бога Перуна. Молнии называли еще морскими зайчиками, которые
купаются в море дождя, стремительно рассекая водяные струи. Зайцы, как и
другие грызуны - белки и бурундуки имеют крепкие зубы,разгрызающие
самое крепкое дерево, подобно молниям. Зайцы и белки несли с собой бурю и
ненастье, губительное для людей. Плывущий в бурю, никогда не упоминал
имени зайца, опасаясь гнева водяного. Первая весенняя охота на зайца
посвящалась верховному богу - громовику и символизировала приход нового
сезона. Как Перун преследовал трусливые молнии, которые спешили укрыться
от его гнева в темные тучи, так и охотники загоняли зайцев и белок, во
славу громовика.
Время зайца - начало весны. Цвета - белый и серый
Пословицы и приметы:
- Без собаки зайца не поймаешь
- Коня положили, да зайца уходили
- За двумя зайцами погонишься, и одного не поймаешь
- Заяц по селу бежит - к пожару
- Заяц дорогу перебежал - к несчастью
Кабан - Зверь Перунов
Силен медведь, люты волки и рыси, но наперед всего боялся охотник в
лесу схватиться один на один с грозным вепрем-кабаном. Упрям и жесток
этот хищник, а если разозлить его - то смерть от его клыков не заставит
ждать. Неукротимость, воинственность кабана внущали уважение и этого
зверя по праву посвятили Перуну - богу грозы и военной власти. В Днепре
обнаружили дуб, в который было вставлено девять кабаньих челюстей,
очевидно в ритуальных целях. Об этой связи говорит и пословица: ’ На
людях Илья - а дома свинья!’. Илья Пророквпитал многие черты Перуна. А
свинья - многие черты кабана.
С древних пор кабан символизировал воинскую доблесть, но вместе с тем
- и жадность, городость, похотливость, попрание целомудрия. Отношение к
их одомашненным родичам - свиньям также было противоречиво. С одной
стороны, упитанная и плодовитая свинья - воплощение сытости, богатства и
благополучия. В индоевропейской традиции свинья - символ роющего землю
плуга, весеннего буйства природы.
Славяне подмечали таинственную древнюю связь между поведением свиней и
приближеним ненастья, ураганного ветра.Золотая щетина, приписываемая
борову по легенде - это поэтический образ грозовой тучи, освщенной
лучами летнего солнца. Острые зубы вепря - молнии, спадающие с темного
тела тучи. Этот образ роднит кабана и свинью с многими грызунами -
белками, зайцами, бобрами, крысми и мышами, также посвященными Перуну.
Несмотря на питательное свиное мясо и сало, склонность этих животных к
грязи, неразборчивость в еде, упрямство и жадность, доставшиеся от
диких собратьев, принесли им дурную славу. Часто свиньи относились к
миру смерти и тьмы. У множества народов есть предания о превращении
людей за чрезмерную похотливость и стремление к наживе в диких свиней.
Одержимость свиней демонами - древняя мифологическая традиция, корни
которой уходят в египетские сказки. Сет обратившись в черную свинью,
ослепил Гора и лишь сам Ра смог излечить его.
Пословицы и поговорки про свиней исполнены презрения и плохо
прикрытого страха. У свиньи нет рогов и клыков, а кабы были… И
злорадствуют люди на ними, до сих пор дрожа от древнего ужаса перед
Перуновым зверем… Недаром белый цвет свиной шкуры сравнивают с холодными
грязно-белыми облаками, закрывающими солнце в короткие зимние дни.
Время кабана - конец лета. Цвета - золотой, бурый.Время свиньи-начало
зимы. Цвета-белый, серый
Пословицы и приметы:
- Была у свинки золотая шерстка, да в грязи завалялась, отняли.
- Где свинье на небо глядеть!
- Сердит да бессилен - свинье брат.
- Гусь свинье не товарищ.
- Не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами.
- На медведя идешь, соломки стели. На кабана идешь - гроб теши.
- Не пинай свинью - заболеешь.
- Свиньи хрюкают - к беде.
- Свинья чешется - к теплу, а визжит - к ненастью.
- Свинья сено ест - к голоду или к худому покосу.
- Свинья скажет борову, а боров - всему городу
Кошка - Зверь Велесов
Дикие кошки и рыси - лесные хищники, наделенные острым зрением,
невероятной гибкостью, живучестью и терпением. За ночной образ жизни
была причислена к вредным духам и силам. С самых давних временен кошки
живут рядом с человеком и лишь дикие рыси до сих пор остаются грозой
северных лесов.
Известна любовь кошек к ласке, домашнему теплу, чистоте и уюту.
Вместе с тем кошки - самые независимые и гордые животные среди
прирученных человеком. Кошками называют людей скрытных, ласкательных и
лживых.
Если кошка - ярко выраженный женский образ, животное, любящее
домашний уют, то кот - вольное, бродячее существо, воплощение
похотливости и скрытой мощи. Ученый кот-баюн (рассказчик) - частый гость
славянских сказок. Его звучный голос отпугивает духов на многие версты
вокруг.
Кошки привязаны к дому более всего, даже больше, чем к хозяину.
Бывали случаи, что кошка оставалась в старом холодном доме, когда люди
переселялись в новый. Этим кошки напоминают домовых, верных своему углу
до полного его разрушения.
Черных кошек считали помощниками колдунов и ведьм, встретится с ними -
плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. В тело кошки
может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для
проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти
укатать лошадь или даже человека.
Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Кошка, перепрыгнув через
мертвеца, непременно обратит его в вампира. Убивший кота - навлечет на
себя семь лет бед и несчастий.
Вечное противостояние кошки и мыши отражает борьбу двух сил - земной и
подземной, накапливающей и созидающей, темной и скрытой (Велес) и
небесной, яростной и обновляющей грозовой мощи (Перун).
Время кошки - зима. Цвета - черный, белый
Пословицы и приметы:
- Черный кот хвост из трубы кажет (дым)
- Белая кошка лезет в окошко (о рассветном солнце)
- Кошка умывается - к гостям или перемене погоды.
- Лежит кошка брюхом вверх - к теплу, прячет голову - к холоду,
распушает хвост - к метели.
- Кошку девятая смерть донимает (о живучести кошек)
- Язык блудлив, что кошка
- Сболтнул бы коток, да язык короток
Конь - Зверь Дажьбогов
Конь(комонь, клюся, тарпан) - одно из самых почитаемых у славян
животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного
света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по
небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и
поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит
лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и
враждебных навий. В виде чудесных коней представлялись все значительные
явления природы - ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск
молнии.
Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней
(рассветные облака),отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами
(лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к
вечеру - сивыми(темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода.
Ночь же - это вороной(черный) конь. В это время солнечный диск Хорс
освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали конями, а
Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с
росой - целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением
Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.
Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего
динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная
мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку.
Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму
природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У
многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который
должен пройти каждый мужчина.
Всадник на коне - символ многогранный. Он несет с собой стремительные
перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь
олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на
своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды
кочевников и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор
вороной огнедышащий конь - это образ всякой беды, демон, служащий темной
силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня
князя.
На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев
своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину - то и
укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного языческого
святилища. С конями связано множество пословиц и примет.Атрибуты
лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа - все это
считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и
благополучия.
Время коня - конец весны. Цвета - белый, рыжий, сивый, вороной
Пословицы и приметы:
- Конь споткнулась на пороге - к беде
- Конь воина нюхает - к гибели
- Больной бредит о конях - скоро умрет
- Ржание коня - к добру, но при расставании - к долгой разлуке
- Не в коня корм
- Царство без грозы, как конь без узды
- Счастье на коне, безсчастье под конем
- Свинья коню рылом и по хвост не вышла
- Дареному коню в зубы не смотрят
- Кто в кони пошел - тому и воду везти
Корова - Зверь Велесов
Корова – буренка, боденушка, кравица.
В пастушескую эпоху у славян корова - одно из первых и крупнейшее из
сельскохозяйственных животных. Стадо тучных коров, сравниваемое с
плотными белыми облаками на небосклоне, считалось первым богатством
скотовода. Недаром во многих индоевропейских языках слова "деньги” и
"скот” звучат одинаково. Санскритский корень "go” (как, например, в
слове говядина) означал главные силы природы – небо, землю и солнечные
лучи.
Корова – питающая стихия, мать и кормилица, весенняя дождевая туча,
сочащаяся живительной влагой, ревущая ураганными ветрами. Дождь и роса –
молоко небесной коровы, им приписывались волшебные свойства, как и
обычному молоку. Белая корова символизировала утреннюю зорю, черная –
ночь и тьму. Рогами этой коровы служил месяц. Черная корова весь мир
поборола – загадка, ответ на которую – ночь.
С черной коровой связан и жуткий образ славянского демона – Коровьей
Смерти. Этот темный рогатый дух обходит стада, заражая их опасными
болезнями. Ее появлением объясняли массовый необъяснимый падеж скота.
Ведьмы иногда доят коров, задаивая до смерти
Но светлые коровы - это легкие рассветные облака, которых Заря
выгоняет поутру на небесное пастбище.Их молоко - это роса, в целебные
свойства которой так верили наши предки.
Время коровы - середина весны. Цвета - белый, черный, рыжий
Пословицы и приметы:
- Купил мужик корову, привел домой, стал доить, ан бык; ин так и быть
- Долог у коровы язык, да не велели говорить
- Та бы корова молчала, что под медведем была
- И одна корова, да жрать здорова
- Которая корова пала, та по три удоя давала
- Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, корова в
рогоже, да всех дороже
- Корова комола(безрога),лоб широкий, глазки узеньки, в стаде не
пасется, в руки не дается - медведь
- Черная корова идет вечером впереди стада - к ненастью, пестрая - к
переменной погоде, белая или рыжая - к вёдру
Бык - Зверь Сварогов
Бык – вол, вил, бугай.
Если корова – это в первую очередь дойное животное, то бык
использовался главным образом для пахотных работ. Отсюда и разделение их
мифологических образов. Бык – олицетворение грубой и упрямой природной
силы, похотливости, решительности, ярости, которую, впрочем, можно
обуздать, что и сделали воспетые в легендах первые землепашцы.
Они верили, что боги сами пахали на небесных быках и научили людей
обрабатывать землю. Низкое бычье мычание породило немало сравнений и
поэтических метафор. Это и гудение пчел (бучел, по старому) и рокот воды
близ глубокой заводи (бучила) и плотные предгрозовые тучи(бычки) и крик
выпи (водяного быка) в ночной млге. Бык связывался с пахотными
работами, с возрождением, с прибавлением и приростом. Многие народы мира
поклонялись золотому тельцу - воплощением земного блага, богатства.
Ярый тур - образ наступающей весны, олицетворение напористого
животворящего водного потока и огненного дыхания, который сметает на
пути остатки зимней скверны. Бычье око сравнивалось со озерами, имеющими
округлую форму и родниками.Быка славилив весенний праздник Турицы и в
Коляды. Древнее обычай гласил, что хозяин имел право на такой надел,
какой мог запахать за один день. В сказке Добрыня ограждает русские
земли от кочевников, пропахав глубокую борозду на огнедышащем Змее,
закрепив таким образом священные границы.
Время быка - середина весны. Цвета - рыжий, золотой, синий, красный
Пословицы и приметы:
- Хвать быка за рога - ан вилы в руках
- Богатый, что бык рогатый: в тесные ворота не влезет
Олень - Зверь Родов
Олень (елень) известен человеку с самых древних времен. Еще в
незапамятные эпохи ледникового периода люди охотились на оленей. Сейчас
основное место обитания рогатых красавцев – северные районы, но образ
оленя навсегда сохранился в сказках и легендах.
В символическом плане олень – стремительно убегающая сущность, погоня
за которой может привести как в высшие сферы, так и в подземный мир.
Бесконечная смена времен года породила образы черного и белого оленя –
зимы и лета. Златорогий олень с белой шкурой – летнее небо с сияющим на
нем солнцем. Черный олень – смерть, несчастье, долгие и лютые зимние
холода.
Олень связывался со священными языческими зимними праздниками –
Колядами. Считалось, что олень также покровительствует семье и браку. Во
многих народных сказках появление золоторогого оленя на свадьбе - к
счастью и долгой жизни.
Олень олицетворяет верховные славянские божества – Рода и Рожаниц,
которые изображались на вшивках в виде двух олених или лосих. В позднее
славянское время место верховного бога занял Сварог, а затем и Перун. С
ним также связан олень. Праздник Перуна 2 августа был последним летним
днем, в который можно купаться, потому что в этот день олень мочится в
воду и охлаждает ее.
Время оленя - середина зимы и конец лета. Цвета - золотой, рыжий,
черный
Пословицы и приметы:
- Хотел оленя словить - да в лес убежал.
Белка - Зверь Перунов
Белка(векша, мысь, урма) - мелкий лесной зверек, за крепкие зубы, как
и прочие грызуны (заяц, крот, мышь и крыса), причислен к полку
Перунову. Словно молнии разламывают камни и расщеплят деревья, белки
ловко разгрызают орехи и желуди. Белка связана с самим понятием света,
подобно лучам солнца она проворно прыгает по деревьям. Белка,
разгрызающая орехи с золотой скорлупой и жемчужчными (или изумрудными)
ядрами - поэтическая метафора, означающая гром и молнии.Во многих
странах есть обычай весенней охоты на белку, посвященной громовику.
Время белки - конец лета, начало осени. Цвет - золотой, белый
Пословицы и приметы:
- Белки в деревню забежали - быть войне или другой большой беде
- Векша стрекочет - гостей пророчит
|